В ритуалах рождения - смерти можно выявить два существенных момента: во - первых, они всегда связаны с культом предков; во - вторых, деятельность шамана в этом случае приобретает формы семейной обрядности, регламентирующей отношения по линии "человек - человек". И оба этих момента указывают на то, что когда - то эти обряды могли проводиться главой дома, предпочтительнее женщиной, как производящей на свет нового члена рода.
Но у человека имеется потребность защитить себя в течение всего жизненного периода с момента рождения до самого последнего мгновения. Для того, чтобы обеспечить нормальное взросление, безболезненно вывести ребенка за пределы семьи и помочь ему адаптироваться к жизни в коллективе, существуют различного рода инициации. Посвятительные обряды мыслятся как путешествие к умершим предкам, чтобы добыть у них знание и вернуться перерожденными. Посещение же страны мертвых в наиболее архаичных представлениях - это пребывание во чреве животного - предка, проглатывающего инициируемого. Тут очевидна связь с древнейшими ритуалами охотничьей магии, что удостоверяет очень глубокие корни шаманской практики. Поло - возрастные и профессиональные посвящения закрепляют достижение индивидом определенного социального статуса и регулируют отношения в сфере "человек - общество".
И если в современных сибирских культурах руководителем подобных обрядов является шаман, прежде они могли находиться в ведении главы общины. В определенный момент происходило совпадение функций шамана и вождя, что является закономерным этапом социального развития.
Говоря о превращении шамана в сибирском обществе в вождя, С.В. Иванов и С.В. Бахрушин, утверждают, что в связи с этим появляются основы государственной власти и управления. Исследователи считали, что у обских угров существовала военно - демократическая организация, и войско возглавлял шаман. Это нашло отражение в шаманских сказаниях о борьбе с соседними племенами, а также о шаманском костюме народов Западной и Южной Сибири, в котором съемные наплечники, накидки, металлические подвески являются, по С.В. Иванову, пережитком съемных панцирей, защитных доспехов. Это нашло отражение и в устройстве культовых мест. Предметом поклонения на таких святилищах стало оружие, а во время священнодейства шаманы состязались в силе, словно воины. "Представления о шаманских средствах нападения и защиты являлись идеологическим отражением реальных событий прошлого, необходимости вести борьбу с врагами рода" - писал С.В. Иванов. [3;35]Вполне возможно, что некогда шаман осуществлял еще и роль лидера, выполняя функции урегулирования межплеменных конфликтов.
Помимо участия в военных действиях шаман осуществлял интегративно - коммуникативную функцию сплочения родов, будучи руководителем межплеменных празднеств. Достаточно часто в этнографической литературе указывается, что в обряде оживления шаманских атрибутов участвуют обе племенные половины. У тюркских народов шаман, которому был дан знак от духов на изготовление одежды и бубна, вместе с ассистентами объезжал ближайшие улусы, собирая материалы для своих будущих магических принадлежностей. По А.Н. Золотову, при изготовлении бубна у селькупов кожу на обечайку натягивают две женщины: из рода Кедровки и Орла. Кедровка и Орел - тотемы фратрий. Металлические подвески изготовляли два кузнеца, а камлание шамана происходило по двум родовым дорогам: по пути Кедровки и по реке Орла. Таким образом, люди обоих родов должны были почувствовать свою сопричастность к мистическим событиям, к некоему таинству и ощутить свою значимость в его свершении. Ясно, что религиозная идея может способствовать наиболее эффективному сплочению людей, даже более, чем совместная трудовая деятельность.
В обязанности шамана входят не только административные функции, обеспечивающие выполнение предписанных правил поведения, регулирующие и корректирующие отношения в коллективе. К каму обращались также и с просьбой разрешить какие - либо спорные общественные вопросы: найти виновного, определить вора, разделить имущество. Таким образом, институт шаманства включает в себя еще и юридическое право. Еще невозможно говорить о становлении закона, но уже происходит формулирование и закрепление этических норм. Механизм осуществления шаманского "суда" связан с практикой камлания. Проблема справедливости здесь - это проблема идентификации, соотнесения ситуации с образцом - законом. Закон же создан вначале времен и потому не нуждается в оправдании. Шаман не выносит приговор, но он должен узнать принятое богами решение судьбы. Ради встречи с судьями он отправляется в мистическое путешествие, чтобы из первых рук получить информацию, какого рода воздаяние ожидает провинившегося.
В шаманской культовой практике нашли отражение и различные социальные установления, и принципы жизнедеятельности этноса в природе. Сезонные обряды представляются важными для поддержания экологии культуры и нормального ее функционирования в среде обитания. Во - первых, в ритуальных целях создаются своеобразные заповедные зоны: в отмеченных священных островках посреди глухой тайги "нельзя ни ягод брать, ни зверя убивать, ни травы собрать". К ним нельзя приближаться и места эти оказываются защищенными от потребительской деятельности людей. Во - вторых, шаманские камлания производится с целью определить начало о завершение сезона охоты. В - третьих, крупнейший обрядовый комплекс, связанный с самым крупным промысловым зверем (лось, медведь), санкционирует убийство животного только для проведения праздника и ни в какое другое время, что является предупредительным актом против браконьерства. Роль шамана как руководителя ритуала в этом действе наиболее очевидна. В обряде "медвежьего праздника" востребовано умение волхва предсказать будущее, предугадать время голода, найти наиболее удачные промысловые места.
Магические системы, исходящие так или иначе из реального опыта и наблюдений за миром природы, служат основанием для выработки коллективом определенной стратегии, помогают найти наиболее благоприятное тактическое решение в данной ситуации. То есть в традиционных культурах народов Сибири с шаманским мировоззрением именно институт шаманства является тем комплексов средств, с помощью которых осуществляется передача коллективного опыта, способствующего адаптации социального организма к внешней среде.
Ритуальное поведение давало человеку своего рода гарантию в покровительстве сверхъестественных существ и устраняло чувство тревоги. Таким образом, шаманская практика давала человеку, помимо прочего, еще одно важное ощущение - эмоциональную гармонию в соотношении микро - и макро - космоса. Мифологически осмысленный мир уже не должен был казаться столь пугающим и враждебным. К магической практике прибегали не только при угрожающих обстоятельствах, но и для того, чтобы утвердить обычный порядок вещей. Это был вид социальных коммуникаций, обеспечивающих трансляцию культуры от поколения к поколению, стабилизируя и воспроизводя общественный порядок. При чем монополию на владение этим знанием имеет именно шаман. Он обладает знанием хозяйственно - практического толка (ведает промысловые, рыбные места, исчисляет календарные сроки), но также и духовным знанием (общение с богами). Таким образом, деятельность шамана не может быть сведена исключительно к культовой практике общения с духами. Очевидна его социальная роль в формировании и появлении определенных норм поведения в обществе, систематизация ценностей (пусть на основе мифа). Шаман с помощью табу осуществляет контроль за исполнением правил, выявляя и наказывая нарушителей. Поэтому можно говорить о приобретении шаманизмом статуса социального института.
Подводя итог можно сказать о том, что институт шаманства пронизывает все сферы жизнедеятельности людей и отражает специфические особенности их существования в географической среде, являясь своеобразной идеологической системой в культурах данной типа.
Заключение
Шаманизм - это синтетическое культурное явление, которое пронизывает все сферы жизни древнего человека. Его появление связано с мировоззренческими представлениями древних о вселенной. Считалось, что суть любой материальной вещи и явления - это дух, с которым можно договориться и тем самым, повлиять на ход событий. Дух - это элемент тонкого мира, и для общения с этим миром подойдет далеко не каждый, но самый чуткий и мудрый из племени. Поэтому центральная фигура шаманизма - шаман - мистический посредник между мирами. На самом же деле, шаманизм предполагал передачу накопленных родовых знаний: от поколения к поколению и от шамана к остальным участникам общины. Эта жизненно важная информация была доступна древнему человеку только в культурных формах, существовавших на тот исторический момент: ритуалах, мифах, обычаях, верованиях…Таково архаическое мышление и способ познания. И в этом плане, шаман - проводник между миром мысли и существующей реальностью.
Список литературы
.А.Б. Зубов - "История религий"
.Религии мира - Шаманизм=
.Шаманизм - Т.И. Борко
.Антропология - ЕИ Лукъянова Овчаренко
.Поликарпов В. Лекции по культурологии ©"Экспертное бюро", 1997 © "Гардарика". Оформление, 1997 (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/03.php)
.Клод Леви - Строс "Первобытное мышление"