Разве такое может быть? Конечно, может, причем едва ли не единственное место на Земле, где это происходит, — Крым. В ходе сильного землетрясения в сентябре 1927 года на море под Севастополем из-за выхода и самовоспламенения газа появились огромные столбы дыма и огонь. Очевидцы этого события в один голос утверждали, что увиденное ими просто не поддается описанию. Между прочим, в 989 году землетрясение в Крыму происходило почти одновременно с появлением кометы Галлея. Об этом писал византийский историк Лев Диакон: «И на другие тягчайшие беды указывал восход появившейся тогда звезды, а также напугавшие всех огненные столбы, которые показались затем поздней ночью в северной части неба, ведь они знаменовали взятие тавроскифами Херсона».
(Кстати, очень интересно, почему Диакон называет дружину киевского князя Владимира тавроскифами.) Если огненные столбы были видны из Константинополя (ныне — Стамбул), то представьте, как они выглядели в Крыму. Немудрено, что автор «Откровения» видел то огромного зверя, то семь ангелов, то четырех всадников.
Можно предположить, что город, который был разрушен землетрясением, назывался Херсонесом. Поначалу «десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих, и прочие объяты были страхом». Во время следующего толчка «город великий распался на три части. И всякий остров убежал, и гор не стало». Но это было еще не все. Автор «Откровения» очень сокрушался по поводу того, что были «истоптаны ягоды за городом и все одушевленное умерло в море». Упоминает он и о том, что были отравлены «полынью» (серой) пресноводные источники, в результате чего «сделались отвратительные, гнойные раны на людях». А в довершение всего «рассвирепели язычники».
Конечно, Херсонес был городом не столь великим, как, например, Рим. Но путем несложных вычислений можно установить, что в апокалипсическом Вавилоне жило всего-навсего 70 тысяч «имен человеческих».
Автор «Откровения», судя по всему, в больших городах никогда не бывал. Кстати, и его священный сан был невелик — он адресовал свое послание всего лишь семи мелкопоместным церквам (епархиям). Если бы дело происходило в VIII веке, то автором «Откровения» вполне мог быть, например, епископ Иоанн Готский. Интересно, что память об этом христианском священнике жила среди южнобережных татар-мусульман даже в 20-е годы прошлого века. Но кто бы ни был автором Апокалипсиса, а благодаря ему читатели вполне могут, прочитав эту книгу, удостовериться, каким будет конец света. В сущности, ничего особенного.