Однако вряд ли кто будет оспаривать тот факт, что государство, в чьих бы интересах оно ни действовало, с момента своего зарождения и по сей день является важнейшим социальным институтом, обеспечивающим жизнедеятельность всего общества. Под социальным институтом здесь и далее будем понимать целесообразную устойчивую форму организации социальной деятельности и социальных отношений, комплекс, включающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, с другой – устойчивое социальное образование, обеспечивающее реализацию данных потребностей.
В соответствии с тем или иным пониманием сущности государства в литературе даны различные определения его признаков. Тем не менее, в главном исследователи сходятся. Первым и самым важным признаком государства является население, которое характеризует состав и принадлежность людей к данному обществу, поскольку именно через государство происходит объединение людей в рамках всего общества и только через государство они выступают в качестве целостной социальной системы.
Второй не менее значимый признак – учреждение особых организаций, занимающихся общественным управлением. Создание органов публичной власти, выделение из общества группы лиц, специально занятых управлением (чиновников всевозможных рангов, обеспечивающих исполнение постановлений того или иного органа власти), характеризуют государство как институт. Появление институтов публичной власти, распространяющих свое действие на все общество, более того, обладающих монополией на применение насилия, позволяет рассматривать государство не только как организацию властвующих социальных групп, но и как организацию всего общества.
В качестве третьего важнейшего признака государства обычно называют распространение управляющего воздействия по территориальному принципу. Данное обстоятельство позволяет определить пространственные границы общественного института, квалифицируемого как государство.
Четвертый признак – налоги. Особенность государства как социального института заключается в том, что оно нуждается в средствах для функционирования, а получить их может через систему отчисления части дохода населения с целью создания единого источника финансирования государственной деятельности, государственного бюджета.
Среди основных функций государственного института традиционно выделяют управленческо-обеспечительную и охранительную. В соответствии с первой задача государства – гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия общественного согласия, при которых целостность общества и его надлежащее (естественное) функционирование достигаются главным образом в силу экономических, политических и духовных факторов. Вторая, охранительная, функция государства носит в основном компенсационный характер и направлена на пресечение нарушений установленных порядков, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного чьими-либо действиями состояния согласия в обществе.
Таким образом, государство, как и любой другой социальный институт, не есть внешняя и искусственная по отношению к обществу система, а представляет собой некую форму организации совместной (общественной) жизнедеятельности людей, проживающих на одной территории.
Разработка современной концепции правового государства в основном сводится к обсуждению вопросов организации власти и способов ее ограничения. На фоне растущих внегосударственных настроений в лагере приверженцев концепции гражданского общества это особенно настораживает.
В частности, анализируя «идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым», В.Д. Перевалов говорит о совокупности принципов, определяющих эту модель. В их числе он называет приоритет права, правовую защищенность человека и гражданина, единство права и закона, правовое разграничение деятельности различных ветвей власти. «Наряду с изложенными, – уточняет он, – правовому государству присущи и принципы верховенства закона – высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.».
В свою очередь, у К.С. Гаджиева «представление о правовой государственности ассоциируется с двумя основополагающими принципами: порядок в государстве и защищенность гражданина». Они, с точки зрения автора, реализуются в политической демократии через ее основные институты: идеологический и политический плюрализм, парламентаризм, выборность должностных лиц, а также через связанность государства правом (примат права), разделение властей, правозаконность и т.д.
По мнению французского исследователя Жака Шевалье, содержание концепции правового государства зиждется на «либеральном фундаменте», который образуют механизмы ограничения власти и культ права. «Первый аспект ограничения власти сопряжен с правами человека. В конечном итоге правовое государство базируется на утверждении приоритета индивида в социальной и политической жизни общества… Этот индивидуализм – глубинное основание правового государства – наследие революции». Второй аспект ограничение власти – это опора правового государства «на демократический постулат, согласно которому в государстве воплощается нация и оно является ее юридической персонификацией. Государство изначально не принимается за политически самопорождающийся феномен, а видится естественным продолжением нации, генетически связанным с ней». Наконец, третий аспект заключается в «наличии строгих границ той роли, которую государство играет в социальной жизни… уважает автономию социума и не выходит за рамки легитимно выполняемых функций».
Известный философ ХХ в. Ю. Хабермас в работе «Фактичность и значимость. Очерки дискурсивной теории права и демократического правового государства» начинает перечисление признаков правового государства с принципа народного суверенитета. С его точки зрения, этот принцип соединяет систему права и организацию демократического правового государства. Из теоретической трактовки народного суверенитета вытекают принципы: всесторонней защиты индивидуальных прав, гарантируемой независимой юстиции, законности управления, а также судебного и парламентского контроля за административной деятельностью, отделения государства от общества, призванного воспрепятствовать превращению власти социальной во власть административную.
Такие российские авторы, как В.В. Ильин и А.С. Ахиезер, указывают, что: «Доктрина правового государства в части выработки рецептуры совершенного общественного достояния предполагает ограничение государственной власти правом; верховенство права над государством; конституционно-правовые гарантии свободы индивидов (коллективов); невмешательство власти в сферу неотчуждаемых прав человека … самоограничение государства перед гражданином». И далее совершенно верно подмечают, что упомянутые ими рецепты рассчитаны на модель правового государства в качестве «некоего индивидоцентричного идеала».
Сведение функций правового государства только к обеспечению прав человека скрывает в себе с точки зрения поиска оптимального варианта согласования общественных и личных интересов серьезную опасность. В рассматриваемой нами концепции акцент делан на правах человека, слабо подкрепленных обязанностями все того же человека, как следствие, свобода выбора варианта поведения в рамках правовых норм, очерченных взаимными правами и обязательствами граждан и государства, грозит превратиться в ничем не ограниченную волю по реализации права. Все это, в свою очередь, может поставить под сомнение не только возможность равной реализации права всеми людьми в таких условиях, но и существование самого правового государства.
Более того, особого внимания заслуживает способ обеспечения прав человека, заключающийся в невмешательстве государства в эту сферу, в результате чего должна формироваться область, так называемого гражданского общества представленного в виде «сообщества вольных граждан в проявлении их социальной активности», в рамках которого государство уже прекратило свое существование. Все вытекающие из этого факта последствия нами показаны ранее.
В свое время односторонность индивидуалистического понимания роли государства резко критиковал Б.Н. Чичерин. «Нет сомнения, – писал он, – что излишняя регламентация со стороны государства и вмешательство его во все дела могут действовать вредно. Гумбольдт прав, когда он говорит, что этим подрывается самодеятельность и тем самым умаляются материальные и нравственные силы народа, который привыкает во всем обращаться к правительству, вместо того, чтобы полагаться на самого себя. Но это доказывает только необходимость рядом с деятельностью государства предоставить возможность и широкий простор личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоничном согласовании обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого». Именно такое пожертвование случилось в активно разрабатываемых сегодня концепциях гражданского общества и правового государства.
Основу концепции правового государства составляет, по нашему мнению, идея права как формы выражения социальной справедливости. Как следствие, ограничение государства правом, его верховенство, означает не более и не менее как определение сферы правосубъектности и правоспособности государства в процессе поиска им оптимальных параметров согласования общественных и личных интересов. В данном контексте важным условием является гражданское общество, но не как самостоятельный внегосударственный субъект. Напротив, в нашем случае под гражданским обществом понимается гражданское состояние общества, характеризующееся нахождением всех социальных субъектов (граждан, социальных групп и образований) в определенных правовых отношениях с государством, основанных на имеющейся у каждого из них правосубъектности и правоспособности. Характерная черта этих отношений – наличие строго прописанных взаимных прав и обязательств всех указанных субъектов, включая государство, а также необходимая мера свободы и ответственности каждого субъекта в реализации его интересов в определенных правом границах. Другими словами, формулировка «правовое государство» фиксирует наличие четко отлаженной социально-правовой связи между различными социальными субъектами и государством как выразителем их идей, субъектом, оптимально согласующим их интересы в рамках единого общественного целого.