Смекни!
smekni.com

Генезис иудаизма и основные периоды его развития (стр. 3 из 3)

Иудаистское богослужение состоит в общей и индивидуальной молитвах, чтении Торы, а также, в исполнении религиозных песнопений специальным хором общины под руководством и при личном участии особо подготовленного солиста-исполнителя (хаззана или кантора). Праздничным богослужениям соответствуют особые чины и порядок ритуальных действии.

В иудаизме отсутствует институт рукоположенного духовенства. В библейский период, согласно Торе, исключительным правом совершать храмовые жертвоприношения обладали аарониды - потомки Аарона, брата Моисея, а прислуживать при богослужении - левиты (евреи из колена (рода) Левин.

В раввинистическую эпоху право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами - учителями и толкователями Торы.

Раввины проходили обучение в йешивах - духовных школах при талмудических коллегиях Вавилонии, а затем - Испании и Германии. Позднее йешивы (дословно «собрание учащихся») создавались при наиболее крупных синагогах.

В иудаизме отсутствует жесткий иерархический институт церкви. В иудаизме приняты три обязательных ежедневных богослужения, совершаемых как публично - в синагоге, так и индивидуально - дома. Количество обязательных индивидуальных молитв строго не установлено. Считается, что верующий благочестивый иудей должен молиться как можно чаще, там и тогда, где и когда он сам чувствует в этом потребность. Традиционно молитва произносится вслух, громко, иногда нараспев, сопровождается частыми неглубокими поклонами. Коленопреклонение и ритуальные позы не приняты. Сакральные жесты (наподобие христианского крестного знамения) отсутствуют. Если верующий не знает или плохо помнит молитву наизусть, он может читать ее по книге. Полное сосредоточение и даже экзальтация при молитве считаются проявлениями благочестия. Беспокоить и отвлекать молящегося, - по нормам иудейской морали, значит проявлять крайнюю невоспитанность, граничащую с неуважением к вере.

Важной частью богослужения является каддиш - поминальная молитва, читаемая в течение годичного траура и в годовщины смерти сыном по умершим родителям. Во время утренних служб в понедельник, четверг и субботу читается по свитку Тора (в течение года она прочитывается полностью). Текст Торы за чтецом повторяют специально назначенные для этого Прихожане. По субботам, кроме того, читаются книги Пророков.

Богослужебным языком является древнееврейский, но в реформированном иудаизме практикуется богослужение и на живых разговорных языках. Ввиду того, что Бог, по иудаистскому вероучению, не имеет образной формы, иконография (священные изображения) в иудаизме не принята. Из синагогального убранства можно отметить многосвечники (менора), копирующие светильники Иерусалимского храма; ковчег - ларец со свитком Торы с изображениями льва и орла (древние символы Яхве); скрижали - каменные доски с начальными словами Десяти Заповедей; Могендовид (звезду Давида) - шестиконечную звезду, составленную из двух равносторонних треугольников. Происхождение Могендовида до сих пор дискуссионно. Согласно преданию его изображение было начертано на щите царя Давида, второго правителя Израильско-Иудейского государства. Изображения людей в иудаизме запрещены.

Культовая система в иудаизме. Ритуальная система, определяющая поведение религиозного иудея в быту, имеет не меньшее (если не большее) значение, чем молитвы и богослужения.

Один из самых главных и наиболее сакрализованных ритуалов иудаизма - обрезание (бритмила), ритуальная операция по иссечению крайней плоти у мальчиков на восьмой день после рождения. Это один из немногих обрядов, установленных еще в досинайские времена (согласно Библии - во времена Авраама). Он символизирует союз Бога и Израиля, являясь знаком принадлежности к «народу Божию».

Обрезание является первым из числа обрядов жизненного цикла верующего еврея, к которым относятся также Бар-Мицваи брак.

Бар-Мицва (Сын Заповеди) - это обряд религиозного совершеннолетия мальчиков. Согласно традиции по достижении 13-летнего возраста каждый еврейский мальчик может исполнять религиозные обязанности и нести ответственность за совершенные грехи. Поэтому в первую субботу после достижения мальчиком 13 лет он впервые призывается для субботнего чтения Торы во время синагогального богослужения. В XIX веке возник обычай отмечать также религиозное совершеннолетие девочек по достижении ими 12-летнего возраста, именуемый Бат-Мицва (Дочь Заповеди). Нередко оба эти обряда приурочиваются к празднику Шавоут.

Канон еврейского бракосочетания сложился в талмудический период. Он включает в себя обряд помолвки (киддущин), заключение брачного контракта (ктубба) и брачную церемонию, совершаемую раввином в присутствии двух свидетелей. Семейно-брачные отношения детально регламентируются талмудическим законодательством. Допускается развод, для совершения которого муж должен вручить жене так называемое «разводное письмо» (гет).

Важное значение в иудаизме имеет система ритуальных пищевых запретов (кашрут). Полностью запрещено употребление в пищу мяса свиньи, непарнокопытных животных (лошади, осла), животных, не имеющих копыт (кролика, зайца), хищных птиц, рыбы, не имеющей чешуи. Иудаисты-ортодоксы едят лишь кошерное - ритуально чистое мясо жвачных парнокопытных (овец, коз, коров) и птиц, забитых шойхетом (резником) по особому ритуалу, причем из мяса должна быть полностью удалена кровь. Существует также запрет на одновременное употребление мясной и молочной пищи, и даже их смешивание в одной посуде. Трапезу, в которой принимают участие три и более человек, принято освящать чтением Торы и псалмов.

Из других обрядов иудаизма следует назвать микву - ритуальное омовение в специальном бассейне с проточной водой, также именуемом миквой, или в открытом водоеме. Согласно талмудическому закону микву должна совершить женщина по истечении семи «очистительных» дней с момента окончания регул, после чего супругам разрешается интимная жизнь. Перед трапезой и после нее совершается ритуальное омовение рук.

Весьма желательным для верующего иудаиста является традиционное одеяние, надеваемое мужчинами во время молитвы: талес - четырехугольное покрывало белого цвета с особым рисунком и кистями (цицит) по углам, круглая шапочка (кипа), а также молитвенный пояс неправильной формы, носимый под верхней одеждой так, чтобы его угол выглядывал наружу. Головные уборы у мужчин обязательны во время пребывания в синагоге. Религиозные евреи их не снимают никогда.

Древний обычай мужчин-евреев отпускать длинную бороду, не обстригая ее височных частей, а также длинные, иногда даже заплетаемые в косы, локоны по бокам головы (пейсы) в настоящее время не является актуальным. Эти атрибуты внешности крайне редко встречаются у современных верующих евреев, главным образом - у приверженцев ортодоксальных течений.

Иудейские праздники. Иудейское летосчисление ведется по лунно-солнечному календарю, вследствие чего исчисление конкретных дат по отношению к солнечному календарю является переходящим. Первым днем недели считается день после субботы, соответствующий христианскому воскресенью. Новые сутки в еврейском календаре начинаются накануне вечером с заходом солнца.

Еженедельным праздничным днем является суббота (Шаббат), соблюдение которой наряду с обрядом обрезания - важнейшая заповедь иудаизма. Для верующего еврея суббота - очень радостный день («Царица Суббота»). Ее празднование начинается накануне, когда за 18 минут до захода солнца хозяйка дома зажигает особые субботние свечи и произносит благословение. Завершается праздник субботним вечером через полчаса после захода солнца традиционным обрядом, именуемым хавдала (разделение) и символизирующим отделение праздников от будней.

Важную роль играет торжественная субботняя трапеза, устраиваемая после возвращения семьи из синагоги. Для этой трапезы, совершаемой по специальному ритуалу, готовится все самое лучшее - кушанья (особый плетеный пшеничный хлеб - хала), скатерть, посуда, нарядная одежда. В субботу запрещены все виды работ и занятия светскими делами. В еврейских местечках Восточной Европы специально нанимали слугу-нееврея для выполнения в субботний день тех работ, без которых невозможно обойтись.

Субботу принято посвящать молитвам и чтению Торы. Среди ежегодных иудейских праздников наиболее важными являются Пасха, Шавоут, Рош-га-Шана, Йом-Киппур, Суккот, Симхат Тора, Ханукка и Пурим. Охарактеризуем некоторые из них.

Пасха (Песах). Празднуется в 15-й день месяца нисана и продолжается в течение семи дней. Песах - некогда скотоводческий праздник жертвоприношения первенцев от стад, впоследствии слившийся с земледельческим праздником жатвы ячменя. Позднее Песах был связан с преданием об Исходе евреев из египетского рабства, описанном в 12-й главе Книги Исхода (вторая книга Торы).

С христианской Пасхой иудейская Пасха связана лишь совпадением событий священной истории. Христианская Пасха - праздник воскресения распятого Иисуса Христа, которое, согласно Евангелиям, совершилось в дни иудейской Пасхи. Отсюда проистекает не только схожесть названий праздников, но и их календарная близость.

Пурим установлен в честь легендарного события; описанного в ветхозаветной Книге Эсфирь (Эстер) и относимого к царствованию персидского царя Артаксеркса I (465- 424 гг. до н.э.), под властью которого находились тогда евреи. В упомянутой книге говорится, что намерения царского министра Амана истребить еврейский народ, были расстроены благодаря хитроумию одной из царских жен еврейки Эсфири (Эстер) и мудрости ее воспитателя Мардохея. В итоге евреи были спасены, а злодей Аман казнен. Современные историки считают события, изложенные в Книге Эсфирь, типичной восточной сказкой без реальной исторической подоплеки.

Помимо праздников в иудаизме приняты также посты, которые связаны со скорбными событиями еврейской истории. В отличие от уже упоминавшихся постоянных пищевых запретов иудаизма иудейский пост предусматривает полное воздержание от пищи и питья до захода солнца.