Если раньше между ортодоксальными иудаистами и хасидами шла жестокая борьба, то теперь прежней враждебности почти не осталось.
Мандейцев называют иногда сабейцами или последователями св. Иоанна.
Происхождение этой очень малочисленной религии, возникшей в I в. н.э. в Двуречье не очень ясно. Одни считают, что мандеизм ответвился от иудаизма, другие связывают его с ранним христианством.
Впрочем, следует признать, что в современном мандеизме существуют заимствования и от иудаизма и из христианства. А также заметны черты и более древних восточных верований. Мандейцам известны таинства крещения и крещения, сходные с христианскими.
Мандейцы тщательно скрывают сущность своей веры не только от иноверцев, но и от посвящённых, поэтому имеющаяся информация о мандеизме очень скудна.
Мандейские общины очень замкнуты и отгорожены от остального населения.
Ещё одна религия, возникшая в Передней Азии. Одним из основных положений этой религии является ярко выраженным представлением о противоборстве доброго и злого начал.
«Священной» книгой зороастрийцев является Авеста. Древнейшая её часть приписывается легендарному Заратуштре, другие её части были написаны несколько веков спустя первой.
Доброе начало в зороастризме олицетворяет Ахура -Мазда. Он предстаёт в роли творца. Олицетворение злого начала – Анхра-Майнью также наделён способностью творить, однако плоды его творчества вредны для людей.
Зороастрийцы почитают огонь, имеющий по их взглядам очищающую силу.
По этой причине их нередко называют огнепоклонниками.
В отличие от других ранних религий классового общества, зороастризм осуждает кровавые жертвоприношения.
Весьма специфично также отношение зороастрийцев к человеческим трупам: они считают их чем-то нечистым. Зороастрийцы хоронят своих покойников в специальных «башнях молчания», где помещённые в ниши трупы оставляются на растерзание хищным птицам. Закапывание тела в землю, водяное погребение, кремацию последователи зороастризма считают недопустимыми, так как нечистый труп может осквернить землю, воду и огонь.
Зороастрийцы верят в загробную жизнь: они полагают, что души праведных людей попадают в царство Ахура - мазды – рай, души же грешников отправляются в царство Аихра-Майнью – ад. Характерной чертой зороастризма являются представления о скором конце мира. В древнем зороастрийском гимне сказано «в час воскресение восстанут все, жившие на земле, и соберутся к престолу Ахура-Мазды выслушать оправдание и прощение».
В одно и то же время изменяется и мир и его население. Поэтому день конца этого мира представляется зороастрийцам как новое рождение. Вселенский конец есть дверь в новую жизнь. Для прощённых будут созданы новая земля и новые небеса.
После воскресения мёртвых в течение трёх дней и трёх ночей праведные будут отделены от грешников. На четвёртый день злобный Ахриман будет обращён в личину и всемогущий Ахура-Мазда воцарится повсюду.
Зороастрийцы называют себя – «люди Апокалипсиса», одни из немногих, кто бестрепетно ожидает конца света.
Связан своим происхождением с зороастризмом. Йезидизм основан по преданию в XI в. шейхом Ади и распространенный в настоящее время среди части курдов.
В отличие от зороастрийцев йезиды поклоняются не только светлому началу, но и тёмному. Светлое, именуется у них Ездом, откуда и происходит само название йезиды (или езиды). Тёмное имеет имя Мелек-Тауз. Йезиды считают, что светлое начало полно добрых помыслов, поэтому его можно не задабривать. А Мелек –Тауз, способный творить зло, заслуживает большего внимания и почитания. Йезиды очень не любят, когда в их присутствии бранят это злое начало, т.к. считают Мелек-Тауз в конце концов помирится с Ездом.
Такое позитивное отношение к дьяволу со стороны йезидов всегда вызывало ярость у фанатично настроенных мусульман и христиан, которые считают их «чертомолами». Не раз йезиды подвергались жестоким преследованиям.
В заключение реферата я возвращаюсь к вопросам, есть ли Бог и о правильности верований разных людей.
Не обращайте особого внимания на количества последователей тех или иных религий, даже все они вместе взятые, меньше количества атеистов, отрицающих всякие, по их мнению, сверхъестественные явления.
Но посмотрите.
Независимо от того, в какой части Земного шара возникла религия, она так или иначе говорит о едином Боге (Христианство, Ислам и др.), а где-то со временем обрастёт множеством божков (Индуизм).
Пророки столько раз кричали в наши «глухие» уши о Боге, что можно было их услышать, но мы подобно новорожденному зверю, уже живя в «чёрном» мире боимся открыть глаза. Заратуштра, Моисей, Мухаммед, множество других и Иисус Христос…
Неужели мы не услышим их и отвергнем, то, что очевидно.
1. Энциклопедия для детей. Том 6. Москва, 1996г.
2. Пучиев П.И. Современная география религий. Москва, 1975г.