Итак, на вечерне этого дня все христиане преклоняют колена и выслушивают весьма продолжительные молитвы, произносимые также стоящим на коленях — в Царских вратах — священником; эти молитвы обращены к Лицам Пресвятой Троицы.
Тропарь праздника Пятидесятницы: “Благословен еси Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе”. Перевод тропаря: “Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший рыбаков (большинство из апостолов прежде своего призвания Иисусом были рыбаками) премудрыми через ниспослание им Духа Святого и ими уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе”. Здесь говорится о том удивительном просвещающем действии Святого Духа, которое даже простых рыбаков превратило в людей, способных привлечь к истине Христова учения всю вселенную. Кондак праздника: “Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим всесвятаго Духа”. Русский перевод кондака: “Когда Ты сойдя смешивал языки, Всевышний, Ты разделял народы; когда же Ты раздавал огненные языки, Ты призвал всех к единению. И мы в согласии славим всесвятого Духа”.
Этот текст требует специального пояснения. Толкователи Священного Писания весьма часто сопоставляют два описанных в нем события — Вавилонское столпотворение (горделивое строительство древними людьми, обладавшими на тот момент единым языком, огромной башни, которая была призвана достичь престола Всевышнего, “достать” до Самого Бога) и сошествие Святого Духа. По рассказу Библии, разгневавшийся на дерзких строителей-вавилонян Бог, смешал их языки; после этого они перестали понимать друг друга и, прекратив возведение башни, — как символа человеческой гордыни и богопротивления, — рассеялись по всей земле (см. книгу Бытия 11:1-9). В событии же Пятидесятницы, Бог, напротив, дал апостолам дар говорить на языках других народов, чтобы они могли проповедовать по всей вселенной Его Евангелие. В первом случае происходит обособление людей друг от друга, во втором, наоборот, делается первый шаг к достижению духовного единения всего человечества.
Стихиры и каноны праздника также содержат прославление Бога за ниспослание людям дара благодати Святого Духа и за обретение ими подлинных богопросвещенности и богопознания (“Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть”).
Паремии праздника заключают в себе ветхозаветные прообразы новозаветной Пятидесятницы и пророчества о событии схождения Святого Духа на апостолов. Первая паремия говорит об исполнении Духом семидесяти еврейских старейшин во времена Моисея (книга Числа 11:16-17, 24-29). Вторая и третья предрекают две стороны благодатного действия Духа, Который некогда снизойдет на людей: обновление физической и духовной людской природы (книга пророка Иоиля 2:23-32) и ту нравственную перемену, которая произойдет здесь с христианами (книга пророка Иезекииля 36:24-28).
Евангельское чтение на утрени (Евангелие от Иоанна 20:19-23) рассказывает о как бы “предварительном” даровании Христом, по Его Воскресении, апостолам Святого Духа — через дуновение. Такое дарование дало ученикам Спасителя духовную силу священнодействовать.
Апостольское чтение на Литургии содержит рассказ о самом событии Сошествия Святого Духа (книга Деяний святых апостолов 2:1-11).
Евангельское чтение на Литургии (Евангелие от Иоанна 7:37-52; 8:12) также содержит обетование Христа о скором ниспослании всем “духовно жаждущим” утоляющей их благодати Святого Духа; эта благодать, в свою очередь, должна излиться — через воспринявших ее христиан — и на весь мир.