Святитель свт. Николай Сербский (Велимирович)
Кресту Твоему поклоняемся Христе
И святое воскресение Твое поем и славим
Когда мы, паломники ко Гробу Господню, оказались на Голгофе, мы увидели место, где находился Крест Господень, а слева и справа от него были кресты двух разбойников. Всего три креста.
Когда мы спустились в одну из пещер за Голгофой, нам показали место, где царица Елена обрела кресты – крест Христов, крест покаявшегося разбойника и крест нераскаянного разбойника. Всего три креста.
Дорогие мои братья, и сейчас существует три креста, которые носят люди. Крест праведника, крест кающегося грешника и крест нераскаянного грешника. Какой из них легче?
Крест символизирует страдание. Страдание праведника, страдание кающегося грешника и страдание нераскаянного грешника. Какое из них легче?
Легче тот крест, который несешь с верой и надеждой. Легче то, страдание, которое держится на крыльях веры и надежды.
Двое знают за что страдали, а третий не знает. Праведник знает, что страдает по воле Божией ради блага других людей и ради собственного совершенства (также как металл бросают в огонь, чтобы сделать из него закаленную сталь). Кающийся грешник знает, что страдает за свои грехи, страдает ради своего очищения (также как полотно мнут и бьют, чтобы сделать его белым)., страдает на этом свете, чтобы не страдать на том. А нераскаянный грешник не знает, за что страдает. Он обвиняет всех и вся, только не самого себя, и он страдает без веры и надежды, поэтому его страдание самое мучительное, а крест самый тяжкий.
Вы знаете слова Господа Иисуса – Иго Мое легко и бремя Мое благо (Мк. 11, 30). Поистине, вера в Бога легче, чем неверие. Пост легче объядения, а трезвость – пьянства. Жизнь легче с молитвой, чем без нее, прощение легче сутяжничества, давать милостыню легче, чем отнимать чужое. Поддерживать кого-то слаще, чем унижать. Взаимная любовь радостней, чем самолюбие и ненависть. Путь правды может кому-то показаться трудным, но каждому нужно знать, что путь неправды много труднее.
Посмотрите и увидите, как труден путь неправды. Не праведный ест и не никак не насытится. Отнимает и похищает и ему всегда мало. Мстит и не находит удовлетворения. Ненавидит Бога и людей и всегда несчастлив, а когда добьется в жизни всего, что хочет, пропадает и гибнет, а его дети оказываются нищими или попадают на каторгу или в тюрьму.
Не легок и путь праведника, но он легче. Возьмите в пример праведного Иова. Он претерпел великие страдания за правду, но вера и надежда на милость Божию не оставили его и он не посрамился. Господь вернул ему утраченное здоровье, потерю детей возместил новым потомством, вернул и потерянное имение и весьма умножил. А праведный Иов равно прославлял Бога и когда Он отнимал и когда давал.
Вспомните пример кающегося царя Давида. Он тяжко согрешил господу, но покаялся. Но постигло его страдание за совершенные им грехи. Умирали его дети. Сын восстал на брата и убил его. Сын поднял оружие и на отца народ постиг голод, потом эпидемии, потом война, потом предательство друзей. Все это обрушилось на голову кающегося царя. Но он терпел все это с верой и надеждой и претерпел все до конца, воспевая своего Господа в псалмах, и конец его жизни был мирным и благословенным. Бог все простил ему. И Бог прославил его больше всех царей и людей тем, что судил родиться Спасителю мира, Господу нашему Иисусу Христу из его рода.
Священное Писание Божие полно примеров страданий праведников, кающихся грешников и нераскаянных грешников и во всех этих примерах видно, что страдание праведника венчается великой славой, страдание кающегося завершается прощением грехов и спасением, а страдание нераскаянного остается бессмысленным, тщетным и без награды от господа.
Вот, братья. Три пути пред вами. По одному из них нужно пойти, вот вам три креста, один из них нужно нести по жизни. Или крест Христов или крест благоразумного разбойника или крест не раскаявшегося разбойника. Всего три креста существует в человеческой жизни.
Движение богомольцев возникшее в нашем народе, движение покаянное. Поэтому члены его не должны считать себя слишком праведными и еще меньше гордиться своей праведностью. Но пусть каждый возьмет крест покаяния и радостно идет с ним вперед к Царству Божию. Пусть вооружится терпением и исполняет Божии заповеди с верой и надеждой. И заповеди Его не тяжки (1Ин. 5, 30). Взаимная любовь смягчит страдания каждого из вас. Держи одной рукой крест, а другой крест брата своего и обоим будет легче. и оба смотрите на святой Христов Крест и еще легче вам будет. Ибо от Креста Христова сойдет сила и благословение, и благословенны будете и на этом свете и на том, и с легкостью пройдете этот краткий путь земной жизни и войдете в Царство жизни вечной, в Царство бессмертное, в котором царит Отец ваш небесный.
Богу нашему слава и хвала, а вам благодать и радость, и любовь и здравие и спасение. Аминь.
Крестное поле
Поистине, много бед в этом мире и много горечи наполняет души людей. Но не нужно бояться. Нужно молиться Богу о помиловании мира и нас самих…
Сегодняшнее Евангелие, братья мои, словно кусочек зеркала, в котором отражается и видится все как в целом зеркале. Я хотел бы кратко истолковать вам сегодняшнее евангельское чтение, и призвать вас делать то же, что делали ваши предки на протяжении столетий. Оставьте на время чтение светских книг и начните исследовать свою веру. Сегодня вера нужна больше, чем когда-либо. Всегда когда темные тучи собираются над нашей головой, в нашей жизни, мы прибегаем к Богу. Это совершенно естественно, думаю, что в эти тяжелые времена все должны обратиться к христианской вере. Она просветляет, умудряет, она указывает путь, она дает человеку силу и выдержку на этом пути. И сегодняшнее евангельское чтение содержит три великих наставления. Каждое из них, словно светлая звезда с Востока. Первое наставление и первое слово Христа – «если кто хочет идти за мной пусть возьмет крест свой и следует за Мною». Я слышал, что у нас , на Балканах, есть одно поле, оно называется Крестное поле. Когда я спросил крестьян, почему оно так называется. Они объяснили мне название притчей. Легенда это или правда, я не могу сказать. Когда завоеватели Балкан по Божьему указанию пришли на наши земли, чтобы очистить человеческие души от многих болезней, которые укоренились в них и покрыть их черным покрывалом на целых пятьсот лет, когда они пришли сюда, то в окрестностях этого поля они захватили первых своих пленников и убили на этом поле. Народ похоронил тела убитых и установил им памятники, люди часто приходили на их могилы, и тайно ухаживали за ними. Захватчики заметили это и чтобы прекратить посещения могил, они выломали памятники и перекопали поле. Но Господь сотворил чудо, и на поле том стали расти крестообразные ели, каких нет больше на всем белом свете. Все ели как одна в форме креста, словно надгробия и поэтому назвали поле Крестовым.
Но вся наша земля такое Крестное поле и каждый несет по нему свой крест, чей-то крест легче, чей-то тяжелее, но все мы должны нести его с терпением.
Три креста предназначены на этом свете и четвертого нет. В прошлом году мы были на кровавой Голгофе, где был распят Сын Божий. По середине стоит Его крест, с одной стороны крест покаявшегося разбойника, с другой крест не покаявшегося и четвертого нет.
Каждый должен нести свой крест по этому Крестному полю земному, ибо крест символизирует страдание ради правды, страдание кающегося грешника за грехи или страдание нераскаянных грешников. Четвертого страдания нет.
Ношение креста
Почему сейчас в нашей стране измученной столько самоубийств? Почему их не было тогда, когда она была покрыта многовековой тьмой рабства и кровью? Это позор для нашей страны и народа. Это нельзя оправдать ничем, для самоубийства нет оправдания. Один известный профессор недавно через прессу обратился к иерархам Православной церкви с вопросом – почему Церковь так строга к самоубийцам и не позволяет даже отпевать и хоронить их как других людей? Он спросил так, как будто был на стороне тех, кто защищает самоубийц. Церковь не может согласиться с этим, ибо Господь больше смотрит на сердце чем на тело. Если один человек убьет другого в гневе или от зависти или еще из каких-то побуждений и будет приговорен к заключению, то он горько раскается. Думаю, что в 99 случаях убийцы раскаиваются в совершенных убийствах и многолетним покаянием и страдание омывают свой грех.
Убийца покушается на человека, а самоубийца покушается на Самого Бога Творца, он ненавидит жизнь, презирает ее Творца. Поэтому Церковь считает самоубийство более тяжким грехом, чем убийство. Я говорю это для того, чтобы не упала тень на тот народ, который переносил и многие более тяжкие испытания и бремена на протяжении своей истории и не помышлял о самоубийстве. Во времена турецких султанов в сербском народе не было самоубийств. Когда остался один единственный монах во всем скопском крае, народ приходил к нему и звал его – «помилуй святый отче, вот пришли к тебе дети и новобрачные! И он без требника и книг отвечал им – «Да будут крещены рожденные во имя Отца Сына и Святого духа, аминь!» И даже тогда не было самоубийств в сербском народе. Во времена нашествий султанов на Черногорию не было там ни одного самоубийства. И почему самоубийства происходят сейчас, когда наш национальный идеал достиг такой вершины, и мы такими жертвами и кровью оплатили свою свободу? Почему люди стали убивать себя? Почему не хотят нести свой крест? Почему каждый хочет изменить свой крест и взять чужой? Но не дается ему. Ибо Господь каждому идущему по Крестному полю определил свой крест. Он знает для чего Он дал именно такой крест каждому, знает и то заменит ли его и нужно ли его менять. Он хочет, чтобы Его воля была, а не наша, по молитве – «Отче наш…да будет воля Твоя..Пусть мы умрем под тяжестью креста, да будет воля Твоя. Пусть распнут меня на этом кресте, да будет воля Твоя, ибо грешна моя воля, а Твоя – свята!»