Смекни!
smekni.com

Психологические основы предварительного следствия (стр. 2 из 5)

Осмотр места происшествия является незаменимым следственным действием, поскольку информацию, получаемую при осмотре, в большинстве случаев невозможно обнаружить в любом другом месте, добыть путём проведения иных следственных действий. Часто осмотр происходит в условиях неопределённости, и следователю предстоит выяснить было ли совершено преступление, или произошёл несчастный случай, или же это инсценировка. Особенностью следственного осмотра является также его неотложный характер, поскольку любая задержка может привести к изменениям обстановки, потере или исчезновению следов и улик, забыванию свидетелями и очевидцами обстоятельств, которые могут оказаться важными для расследования дела. Очевидно, что таких условиях следователь должен действовать быстро, с повышенной ответственностью, сосредоточенностью и устремлённостью, понимая, что любая ошибка может привести к невосполнимой потере доказательств и (или) направить следствие по ложному пути. Именно с этой целью преступники нередко прибегают к различного рода инсценировкам (т.е. инсценируется совершение одного преступления для сокрытия другого или непреступное событие — для сокрытия преступления).

Как правило, инсценировка сопровождается умышленным искажением действительной картины события, уничтожением определённых вещественных доказательств. Показателями инсценировок на месте происшествия являются: признаки сокрытия, уничтожения отдельных следов преступления; демонстративный характер признаков менее опасного преступления; признаки совершения несовместимых преступных действий; негативные обстоятельства, противоречащие наблюдаемой картине на месте происшествия. [9, с.349] Поскольку инсценировка на месте происшествия является одной из форм проявления ложного поведения преступника, то независимо от его желания создаются внутренние противоречия, которые должны привлечь внимание следователя.

Осмотр места происшествия проводится в присутствии других людей (члены оперативно-следственной группы, понятые, свидетели и проч.), что требует определённой психологической подготовки, в частности, умения сосредоточиться, сохранять устойчивость, концентрированность и переключаемость внимания. Кроме того, являясь фактически руководителем оперативно — следственной группы, следователю необходимо организовать работу группы так, чтобы действия членов группы не дублировали работу друг друга, поддерживать необходимую дисциплину, атмосферу сотрудничества.

Как отмечает В.Л.Васильев, событие преступления (как и всякое событие) оставляет во внешнем мире систему следов. Эти следы обладают специфическими особенностями и в целом образуют систему, существующую в пространстве и времени. Успешные осмотры предопределяются выделением следователем системы следов. Одной из главных причин неудачных осмотров является неумение выделить эту систему из окружающей действительности [4, с.471]. Явные признаки преступления обычно резко выделяются, привлекают внимание соей необычностью или несоответствием привычному порядку вещей и обстоятельств. Однако, трудности заключаются в том, что невозможно заранее предусмотреть, как эти признаки сочетаются между собой.

На этом этапе расследования выдвигаются версии, каждая из которых в результате проверки либо подтверждается, либо опровергается. И именно на этом этапе следователя подстерегают определённые трудности психологического характера. Поскольку существенную роль в организации восприятия, мыслительных процессов играет установка, то именно она направляет познавательную деятельность следователя, либо помогая кратчайшим путём прийти к истине, либо заводя его в тупик.

В первом случае установка стабилизирует поисковую деятельность следователя, оказывая ему помощь в преодолении всевозможных побочных отрицательных воздействий. Во втором случае наоборот, выполняет функцию своеобразного "тормоза", препятствующего творческому решению познавательных задач на месте происшествия, поскольку под воздействием установки следователь не только не ищет следы преступления на месте происшествия, но и не замечает их, несмотря на то, что они оказываются в поле его зрения. В этом случае он замечает только те следы, которые подтверждают правильность его версии. От этой закономерности никуда не денешься, о ней надо просто знать и учитывать её роль, чтобы в случае сомнительного решения иметь мужество сказать себе: я тоже могу ошибаться. Если же это не удаётся и следствие заходит в тупик, то наиболее разумным может быть решение надзирающего прокурора о передаче дела другому следователю. В случае же, если сам следователь обнаруживает несостоятельность первоначальной версии, необходимо продолжить поиски недостающих данных.

Однако, бывают случаи, когда новой информации не поступает, тогда целесообразно "расчленить" на отдельные элементы созданную ранее систему обстоятельств и ещё раз пересмотреть каждый из этих элементов по другим, не отражённым ранее признакам и связям, рассмотреть "та же предметы под новым углом". На основе такого анализа может возникнуть новая система обстоятельств, а вместе с ней и новая версия.

Рассматривая психологические особенности осмотра места происшествия нельзя не сказать о роли эмоционального фактора. Как известно, на месте преступления обычно сосредотачивается достаточно большое количество различных раздражителей, которые и могут вызывать отрицательные эмоции, влияющие нарезультативность следственного осмотра. Так, неприятные запахи (в частности, трупный запах или запах крови), вид окровавленных трупов и прочее вызывают эмоцию отвращения, в результате чегочеловек подсознательно стремится отстраниться от объекта, вызывающего такие эмоции, либо сократить, время контакта с ними. Таким образом, сильные эмоции отвращения могут привести к деструктивному поведению следователя и вследствие этого существенно снизить результативность осмотра мест происшествия.

Психология обыска

В отличие от осмотра места происшествия поисковая деятельность следователя во время обыска осуществляется чаще всего в условиях непосредственного контакта с лицами, но заинтересованными в успешности его деятельности, и обстановке открытого психологического противодействия. Поэтому при рассмотрении психологических особенностей обыска, следует выделить две части: психологические особенности деятельности следователя (ищущего) во время обыска и психологические особенности поведения обыскиваемого (прячущего) во время обыска.

Обыск — это следственное действие, целью которого является отыскание и изъятие скрытых предметов и документов, имеющих доказательственное значение для раскрытия преступления. В ходе обыска могут осматриваться (и исследоваться) участки местности, жилище, разнообразные постройки, внутренняя обстановка помещений, личные вещи, одежда и даже тело человека (в т.ч. прически и естественные отверстия в теле человека) с целью обнаружения информации, которая могла бы способствовать расследованию преступления.

Не смотря на противодействие со стороны обыскиваемого (т.к. цели участников обыска противоречат друг другу, что уже обуславливает конфликтную ситуацию), следователь может и должен использовать факторы, способствующие успеху обыска. Это, прежде всего, подготовка (в т.ч. числе и психологическая) к производству обыска, целый ряд личностных качеств и навыков следователя, наблюдение и анализ результатов этого наблюдения.

Как отмечает В.Л.Васильев, в ходе подготовки к обыску следователю рекомендуется получить ответы на следующие вопросы:

— Что следует искать? Как выглядят разыскиваемые предметы (форма, цвет, запах и т.д.) ?

— Что представляет собой объект, который подлежит обыску (площадь объекта, рельеф объекта, его планировка, количество помещений, количество дверей и окон и их расположение, наличие мебели и ее расположение и т.д.)?

— Кто, кроме обыскиваемого, может находиться на объекте во время проведения обыска?

— Каково искусственное и естественное освещение объекта обыска?

— Имеется ли на объекте телефон или другие средства связи (рация, звонок, селектор и т.п.)?

— Где могут находиться искомые предметы?

— Кто будет производить обыск?

— Какие технические средства и другие материалы следует взять с собой?

— Когда наиболее удобно начать обыск?

— Сколько времени он может продлиться? и т.д.

Чем подробнее следователь ответит на указанные выше вопросы до обыска, тем меньше неожиданностей будет его подстерегать в момент производства обыска и тем больше шансов на успех при его проведении. [4, с.515]

Кроме того, существенной является и психологическая подготовка к обыску, формирование, так называемой, целевой установки на успешное проведение обыска, т.е. создание того эмоционального настроя, который сопутствует любой творческой и поисковой деятельности. Ведь для того чтобы найти что — то, нужно этого очень хотеть. А неуверенность в себе, в успехе дела, проведение поиска "на всякий случай, а вдруг чего-нибудь найдем" является в психологическом отношении одним из самых серьезных препятствий на пути успешного проведения обыска.

Серьёзным психологическим препятствием является и рассеивание внимания следователя в условиях незнакомой и многопредметной обстановки. Чтобы снизить влияние этих факторов, следователю необходимо научиться мысленно разбивать всю обстановку на отдельные участки и определить последовательность их изучения. Также во время обыска необходимо делать небольшие перерывы в работе, чтобы снизить утомляемость и поддерживать на определенном уровне работоспособность.