Смекни!
smekni.com

Психологическое обеспечение правозащитной деятельности (стр. 4 из 4)

Национальный режим исходит из того, что иностранные граждане и лица без гражданства в определенной мере приравниваются к гражданам страны пребывания. Однако, согласно ч.3 ст.62 Конституции РФ принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное.

Режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранные граждане пользуются на территории России всеми теми благоприятными условиями, которые предоставлены гражданам любого третьего государства.

Специальный режим отличается предоставлением определенных привилегий и преимуществ обычно в отношениях с соседними странами. Например, в области приграничной торговли, общения населения, упрощение порядка посещения родственников в сопредельных странах и др. Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому на него не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения воинской службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например, право избирать и быть избранным в орган государственной власти, право участвовать в референдуме и др.).

Существуют специальные правила законодательства Российской Федерации, которые установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользуются дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов.

Конституция Российской Федерации не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он представляется в России независимо, от того пользуются ли таким режимом в соответствующем государстве иностранном. иностранцы (а значит, и российские граждане. В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев) т.е. носят дискриминационный характер, Правительством РФ могут быть установлены в соответствие со ст.3 Закона СССР, "О правовом положении иностранных граждан в СССР" ответные ограничения (реторсии).

10. Предоставление политического убежища в Российской Федерации

Предоставление государством убежища иностранному гражданину или лицу без гражданства означает, что такой человек может въехать в это государство, жить в нем и не будет выдан другому государству как преступник.

Право убежища закрепляется в конституциях большинства демократических государств. В 20 столетии оно стало одним из общепризнанных положений международного права и предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека (ст.14) и. принятой ООН Деклара

цией о территориальном убежище 1967 г.

Актуальность. Кризисные общественно-экономические процессы в Российской Федерации в конце XX столетия вызвали необходимость внесения существенных изменений в правоохранительную деятельность государства, организационно-управленческую и социально-психологическую работу с кадрами МВД.

Усложнение содержания форм и методов деятельности правоохранительных органов требует поиска новых подходов к повышению эффективности профессиональной подготовки сотрудников МВД, осуществляющих деятельность в качестве практических психологов. Признание высокой сложности профессии психолога выдвигает на первый план в научно-образовательной сфере, в том числе исследования труда практических психологов ОВД.

Решение данной проблемы возможно лишь при условии обоснования и разработки системы научного обеспечения качественного отбора и подготовки работников милиции по указанному профилю.

В настоящее время осуществляется работа по формулированию четких профессиональных требований к специалистам, осуществляющим деятельность в социально-психологической сфере. Одним из направлений данной работы стала разработка и принятие этического кодекса психолога, принятого на 3 съезде Российского психологического общества в Санкт-Петербурге в 2003 году. Этот кодекс регламентирует требования к работе психолога и ее результатам, принципы профессиональной деятельности психолога, нормы создания, хранения и применения психологических материалов, а также отношений между психологом и клиентом.

Еще один комплекс проблем связан с социально-психологическими особенностями контингента сотрудников кадровых психологических служб правоохранительных органов.

Поэтому, среди мер, призванных способствовать повышению эффективности функционирования аппарата МВД, важное значение приобретает научная организация работы с практическими психологами ОВД, начиная с профессионального отбора и, в последующем, целенаправленным культивированием их профессиональных и личностных качеств.

Сложившаяся ситуация предопределила необходимость научно-практических исследований социально-психологических аспектов содержания профессионального отбора и определения психологических качеств личности, необходимых практическим психологам. Между тем специфика обучения и подготовки психологов ОВД МВД России сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего, она предъявляет к их личности комплекс разнообразных требований.

Исследования в этом направлении практически отсутствуют, что сказывается на качестве социально-психологической, кадровой и воспитательной работы с личным составом ОВД.

От того, в какой степени личностные психологические процессы и профессиональные качества практических психологов будут соответствовать требованиям к их подготовленности, во многом, будет зависеть эффективность функционирования правоохранительной системы Российской Федерации.

Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности (консультирование по вопросам оперативно-служебной деятельности, участие в выработке стратегии ведения переговоров, экспертиза уголовных дел, полиграфные исследования и др.).

Важным условием эффективной работы является наличие четкой координации работы по психологическому обеспечению деятельности личного состава органов и подразделений внутренних дел, существование организационного и методического центра, функциональной вертикальной структуры психологической службы.

Заключение

В Российской Федерации право политического убежища закреплено в ст.63 Конституции РФ. В соответствии с указанной статьей Конституции РФ политическое убежище предоставляется исходя из общепризнанных норм международного права, которые зафиксированы в вышеназванных Декларациях ООН. Это означает, как сказано во Всеобщей декларации прав человека, что право убежища не может быть использовано в случае преследования, основанного на совершении "неполитического" преступления. Если деяние квалифицируется уголовным правом как преступление (например, убийство, террористический акт и т.п.), то независимо от того, в каких целях оно совершено, в том числе по политическим мотивам, преследование за него не является основанием предоставления политического убежища. Не должно предоставляться убежище в случае преследования за действия, противоречащие целям и принципам ООН, в частности за военные преступления, преступления против мира и человека, хотя бы они и были совершены в политических цепях. Решение вопроса о предоставлении политического убежища в Российской Федерации относится к компетенции Президента РФ (п. "а" ст.89 Конституции РФ).

В соответствии с ч.2 ст.63 Конституции РФ в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

В Российской Федерации выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или Международного договора Российской Федерации.

Список литература

1. Берекашвили Л.Ш., Игнатов В.П. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов. М., 2006.

2. Малько А.В. Правоведение. М., 2006.

3. Конституция РФ.

4. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2007.

5. Сальников В.П. Конституционное право России. М., 2008.