Поскольку дело контроля связано так или иначе с урегулированием и координацией поведения и социального взаимодействия граждан, то для самой юриспруденции наиболее подходящим названием стало название "юридическая социальная инженерия", авторство приписывается Паунду. Лица, применяющее право, - это "социальные инженеры", обеспечивающие компромисс и гармонию социальных интересов. В частности, Р. Паунд определил суть прагматического учения следующим образом: “Жизнью права является не логика, а опыт".
Деятельность юристов, законодателей, судей по изучению и установлению согласия и стабильного порядка в обществе понималась им как социальная инженерия. Юристы в роли социальных инженеров не могут заниматься дебатами по поводу того, что есть право и какова его природа. Они должны больше мыслить “понятиями правового порядка-процесса, а не понятиями права, закрепленного в законах и иных источниках” [10, с.211].
Противопоставление права в действии, в решениях судьи праву в законах является ведущим принципом прагматической социологии.
Согласно концепции Р. Паунда современное право имеет три аспекта:
1.Право, как правопорядок (т.е. право не только нормативное предписание, но и как совокупность уже сложившихся реальностей).
А правопорядок, в свою очередь, как систему установленных отношений, поддерживаемых систематическим применением силы органами государственной власти;
2.Нормативная сторона права (т.е. право составляют нормативные предписание (законы или иные источники, которыми руководствуются судьи при вынесении своих решений).
3.Процессуальная сторона права (т.е. право как судебный и административный процесс, процесс отправления правосудия и деятельность административных органов государства).
Если свести все сказанное к единству, то право - есть высоко организационная форма социального контроля, которая основывается на власти предписания и реализуется в ходе судебного и административного процесса.
Под правом как правовым порядком понимается система правовых отношений, складывающихся в обществе с участием законодательных, судебных органов государственной власти, а также административных органов. Основная задача названных органов сводится к примирению противоречивых интересов граждан и иных лиц и обеспечению в обществе должного правопорядка.
Право как система норм права трактуется Р. Паундом весьма широко. В нее входят не только законы, иные нормативно-правовые акты, но и доктрины, высказывания видных ученых, а также авторитетное мнение практических работников. Все эти нормы без какого-либо исключения могут использоваться судами.
Значение изложенной трактовки права Р. Паунд видел в том, что она способствует позитивному решению проблемы, над которой бьются все современные государства, - каким образом обеспечить праву стабильность при его постоянном совершенствовании, приспособлении к меняющимся условиям реальной жизни. Совместить эти два несовместимых процесса, по мнению Р. Паунда, удается благодаря третьему аспекту права, при “осуществлении правосудия без права", когда суд действует по своему усмотрению, не будучи связанным с законом или иным источником права [11, с.329].
“Осуществление правосудия без права" удается сохранить в правовом поле благодаря четко установленным целям права. Цели же права, как средства социального контроля Р. Паунд видел в том в том, чтобы примирять, регулировать и гармонизировать сталкивающиеся и несовпадающие интересы, которые, независимо от права, всегда существуют там, где люди вступили в социальный контакт. Функции правовой системы, по Паунду, состоят в классификации интересов и признании большего или меньшего числа из них, в определении рамок и возможностей эффективной защиты интересов путем судебного или административного контроля и в разработке средств, с помощью которых признанные интересы могут быть обеспечены. Но, добавляет Паунд, интересы не статичны, в изменяющихся условиях постоянно возникают новые нужды и требования.
Из этого вытекают и обязанности юриста как "социального инженера": обобщение и классификация существующих в обществе интересов; определение и отбор интересов, которые право должно признать и обеспечить; определение границ обеспечения отобранных интересов; взвешивание средств, с помощью которых право может обеспечить признанные интересы; разработка принципов оценки этих интересов, чтобы затем, путем балансирования сталкивающихся интересов, достичь такого общества, "где максимум требований удовлетворяется при минимуме затрат". чтобы улаживать социальные конфликты и обеспечивать достижение цивилизованных отношений между людьми [9, с.311].
Роско Паунд, с одной стороны, как бы приравнивает правовую систему к некоему идеально функционирующему механизму, в котором технологический процесс протекает в полном соответствии с заранее заданными, четко зафиксированными и непротиворечивыми требованиями, а с другой - явно преувеличивает возможности отдельного судьи, приравнивая его к инженеру-творцу. Но как нельзя считать судью способным подняться над интересами и идеалами своего класса, так и правовой процесс, неверно рассматривать как непротиворечивый, во всем подчиняющийся воле "социальных инженеров".
Р. Паунд сформулировал пять постулатов правового поведения людей и образований.
В частности человек:
имеет право пользоваться тем, что ему принадлежит, что он создал своим трудом или приобрел в рамках существующего социального и экономического порядка,
должен поступать добросовестно, отвечать за свои обещания,
должен возвращать неосновательно полученное,
не должен совершать поступков, связанных с повышенным риском для окружающих.
Наряду с моралью и религией право выступает средством социального контроля, который осуществляют государство, его органы. Социальный контроль в понимании Р. Паунда не является безграничным. Право не может без должных к тому оснований вторгаться в личную жизнь человека, сферу его частных интересов. Охрана прав человека, его интересов и ценностных ориентации, защита имущества собственника от противоправных посягательств, решению споров и восстановлению нарушенных прав.
А поэтому и приоритет в организации и проведении социального контроля отдается суду и административным органам, осуществляющим “правосудие без права".
Право как инструмент гармонизации противоречивых требований и интересов общества должно, прежде всего, ориентироваться на ценности и “постулаты современного цивилизованного общества".
Метод преподавания:
Он проводил различие между правом в книгах и правом в действительности. В основе данного различия лежит то, что, если юрист будет изучать право по книгам, то он не поймет, как оно действует. Отсюда исходит отказ изучать право только по нормативным актам и обучение студентов, как практических юристов, умению толковать, анализировать юридические решения.
Паунд был сторонником умеренно консервативных взглядов, поэтому не поддерживал новый курс Рузвельта. Отдавал ключевую роль судам, а не исполнительной власти [8, С.15].
Прагматическая социология права Р. Паунда получила широкое распространение, хотя она и не лишена ряда недостатков. В частности, можно отметить отсутствие определения сущности права и эклектическое соединение концепции “живого права" Е. Эрлиха с позитивистским пониманием права как закона. Эклектика Р. Паунда в понимании права успешно преодолевается американскими социологами и юристами, разделяющими реалистический подход в социологии. Его доктрина была самой влиятельной в США концепцией до середины ХХ века.
Против выделения категории публичных интересов выступают почти все буржуазные правоведы. Так, Д. Стоун, считающийся учеником Паунда, рассматривает публичные интересы как вид интересов социальных и высказывается за существование только двух групп интересов: индивидуальных и социальных. Американский философ Т. Бендит, хотя и использует термин "публичный интерес", но определяет его совершенно по-иному. В его конструкции это - интерес присущий всем, например в чистоте окружающей среды. [13]
Социальные интересы Паунд определяет как претензии, требования или желания, вовлеченные в социальную жизнь в цивилизованном обществе. Это требования всей социальной группы как таковой. В них государство рассматривается в качестве юридического лица, имеющего свои интересы, что и дало критикам возможность оспаривать необходимость выделения публичных интересов в особую группу. Для более полной характеристики "социальных интересов" необходимо сделать некоторое отступление.
Основное внимание, как и в перечне индивидуальных интересов, Паунд уделял интересам частного предпринимательства. Он с тревогой писал, что государство оказывает слишком малую поддержку социальному интересу в безопасности сделок и защите приобретений, отчего он может даже "потерпеть поражение".
Следует отметить, что схема интересов Паунда носит чисто формальный характер. Подчас он выдает желаемое за действительное, старательно обходя вопрос о материальных гарантиях обеспечения отобранных им интересов. Необходимость рационального использования и сохранения природных ресурсов ни у кого не вызывает сомнений. Однако буржуазное государство зачастую не в силах "призвать к порядку" капиталиста, для которого принятие мер по охране окружающей среды означало бы снижение прибыли. А как обстоит дело в современных буржуазных государствах с такими "социальными интересами", как свобода науки, поощрение высшего образования, сохранение здоровья людей? Антидемократичный "запрет на профессии" в ФРГ, огромное количество молодежи, попадающей в безработные сразу же после получения высшего образования, преступные корпорации американских медиков, не гнушающиеся ничем ради денег, - такова реальность капитализма. В понятие социального интереса в индивидуальной жизни Паунд включает и интерес в возможности индивида жить согласно стандартам общества (разумеется, капиталистического). Но о том, сколько миллионов людей в США живет ниже официально установленного "порога бедности", не приходится и говорить.