Разбои совершаются в большинстве своем в городе и поселках городского типа. Каждое третье разбойное нападение с целью завладения личным имуществом граждан происходит на улицах (41,4%), площадях (11,8%), в парках и скверах, в вечернее и более позднее время.
Нарастают тенденции к ужесточению насилия при разбоях. Одно из последних выборочных исследований на региональном уровне показало, что при разбое преступники сбивали с ног потерпевших неожиданно для последних и избивали их руками - 22.4 %, ногами - 25.3 %, топорами - 3.3 %, палками, камнями, цепями и другими предметами - 17.9 %, стреляли - 2.9 %. В 18.3 % случаев предварительно угрожали насилием, не используя оружие, и в 13.4 % демонстрировали оружие.[5]
Кроме уличных разбоев распространены разбойные нападения на водителей такси, владельцев автотранспорта, совершаемые на дорогах; нападение на граждан с проникновением в их жилища.
При разбойных нападениях на жилища преступники использовали огнестрельное оружие - 58.7 %, холодное - 41.3 %; 27 % потерпевших причинены тяжкие телесные повреждения, 12 % - менее тяжкие, 39 % - легкие, 16.2 % - психологическое насилие, 5.8 % - убито. 96.6 % этих разбоев совершено преступниками в группе.[6] Статья 162 Уголовного кодекса РФ, определяя состав разбоя, говорит о физическом или психологическом насилии опасном для жизни и здоровья потерпевшего. Исходя из этого определения, многие правоведы непосредственным объектом разбоя признают жизнь и здоровье потерпевшего. Убийство лица, подвергшегося нападению не охватывается признаками разбоя, ибо закон не называет смерть потерпевшего ни в числе основных, ни в числе квалифицирующих разбой признаков.
Изучение судебной практики показывает, что суды не всегда правильно отличают разбой от других смежных с ним преступлений. В ряде случаев допускаются судебные ошибки, связанные с неправильным отграничением разбоя от корыстного убийства. Однако интересы правосудия и законности требуют квалификации преступления в точном соответствии с законом. Поэтому четкое разграничение этих преступлений имеет теоретическое и практическое значение.
Убийство, совершенное путем нападения на потерпевшего с целью завладения его имуществом, образует два самостоятельных преступления, предусмотренных п. “3” ч. 2 ст. 105 и ст. 162 УК РФ. Такая квалификация следует из того, что составы разбоя в действующем уголовном законодательстве, не включают смерть жертвы в качестве последствия этого преступления. В постановления о разбое говорится лишь о насилии, опасном для жизни или здоровья. Однако насилие, опасное для жизни, и лишение жизни – понятия не идентичные. Поэтому вполне очевидно, что рассматривать эти действия только как разбой было бы неправильно. Такая квалификация не отражает сущности совершенных преступлений и по существу, оставило бы безнаказанным убийцу, поскольку нормы о разбое не предусматривают санкции за убийство.
Профессор Н.И. Загородников правильно указывает, что умышленное убийство не может быть составной частью другого, менее опасного преступления, каким является разбой. Поэтому убийство, совершенное в целях завладения чужим имуществом, образует состав квалифицированного умышленного убийства и ни при каких обстоятельствах не может “поглощаться” составом разбоя. С другой стороны, и нападение, рассуждает далее ученый, совершенное в целях завладения имуществом, если при этом была причина смерть, не может охватываться составом убийства из корыстных побуждений. Нападение в целях завладения чужим имуществом выходит за рамки корыстного убийства и требует дополнительной квалификации по статье о разбое.[7] При этом следует подчеркнуть, что момент возникновения умысла на убийство при разбое не имеет значения. Он может возникнуть до нападения или в процессе его совершения.
Важно лишь установить, что замысел на завладение имуществом у виновного зародился до совершения убийства. В тех же случаях, когда умысел на похищение ценностей возник после лишения жертвы жизни, содеянное не может быть признано убийством из корыстных побуждений, и закон о разбое не применяется.
При исследовании разбоев нельзя отрывать их от иных тяжких и особо тяжких преступлений. Необходим сравнительный анализ, который помогает не только представить “картину” в целом, когда формируются общие для изучаемых преступлений выводы и заключения, но и выявить особенности каждого из них.
Для анализа много выбраны корыстные убийства и разбойные нападения, т.к. эти два состава имеют много общего. Однако особое внимание акцентируется на изучении разбоев.
Исследования показывают, что убийства и разбои, в каком бы плане они не рассматривались в системе тяжких и особо тяжких преступлений являются основными. “Трудно с чем сравнить убийства, тяжкие телесные повреждения и разбои, если только с последствиями этих деяний”,[8] - писал Л. Быков.
В числе всех наиболее общественно опасных преступлений, если верить статистике, лидируют убийства и тяжкие телесные повреждения, грабежи, разбои, изнасилования, хулиганства. По мнению С.С. Остроумова: “Убийства и разбои надо изучать особо, использование только официальной статистики мало что дает, необходимы эмпирические данные, получаемые в результат неграмотных конкретных исследований”.[9]
Такие преступления, как корыстные убийства, разбои, - отмечает А.С. Михлин – формируют сами по себе, более того, прокладывая путь для своего развития, они расчищают путь для совершения других посягательств, выступают в роли особого криминального феномена. Картина опережающего роста этих преступлений наблюдается во все годы; об этом свидетельствует и статистика преступности и конкретные криминологические исследования.[10]
Если тяжкий вред здоровью при разбое, повлек смерть потерпевшего, возникает необходимость отграничения разбоя от умышленного убийства. При убийстве требуется наличие прямого или косвенного умысла на причинение смерти, а при тяжком телесном повреждении отношение к смерти потерпевшего выступает в форме неосторожной вины. Неосторожное причинение смерти в процессе разбоя охватывает п. «в» ч.2 ст.162 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против жизни.
Умышленное причинение смерти выходит за рамки состава разбоя и ответственность наступает по совокупности за разбой и умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (пп. «з» и «к» ч.2 ст.105 УК РФ) Разбой тесно примыкает к насильственному грабежу, что вызывает необходимость разграничения этих составов преступлений. Различие между ними определяется, прежде всего, характером примененного к потерпевшему насилия. Разбой согласно закону представляет собой нападение, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и ли здоровья, а насильственный грабеж предполагает неопасное для жизни и здоровья воздействие на потерпевшего.
Различие между разбоем и грабежом следует проводить также по моменту окончания этих преступлений. Если разбой считается оконченным с момента нападения, независимо от завладения имуществом, то для оконченного грабежа необходимо, чтобы виновный завладел чужим имуществом. При разграничении разбоя и грабежа следует учитывать способ действий виновного. Так, насилие с целью завладения имуществом, соединенное с применением оружия, всегда должно рассматриваться как разбой, независимо от характера наступивших последствий.
1.2 Характеристика состава разбоя, как преступного деяния
В российском уголовном праве любое преступление имеет совокупность признаков, которые характеризуют состав преступления. Уяснение юридических признаков, характеризующих основные элементы состава преступления, имеет важное значение для правильной квалификации разбойных нападений. Преступление, как и всякое иное явление, можно рассматривать с различных точек зрения, поскольку преступления - это человеческий поступок, то вполне закономерным и вполне важным представляется его психологический анализ - изучение преступления как проявление свойств данной личности, раскрытие мотивов и целей преступника.
а) Рассмотрим в первую очередь признаки, характеризующие объект разбоя. В одном из первых учебников уголовного права, изданном в 1924 году, А.А. Пионтковский писал, что объектом всякого преступного деяния следует считать общественные отношения, охраняемые всем аппаратом уголовно-правового принуждения.[11] Объектом преступления в понимании российского уголовного права является то, на что посягает лицо, совершающее преступное деяние, и чему причиняется или может причинен вред в результате преступления. Уголовный кодекс РФ конкретно раскрывает понятие разбоя. И как видно, разбой – преступление двухобъектное: он одновременно посягает на отношение собственности и на здоровье человека. Каждый из названных объектов относится к категории основных. Вместе с тем законодатель отнес норму ответственности за разбой к группе преступлений, посягающих на отношение собственности, имея, очевидно в виду, что жизнь и здоровье человека охраняются другой многочисленной и к тому же обособленной системой уголовно-правовых норм Особенной части УК РФ. При равнозначности объектов данного состава посягательству на собственность придается приоритетное значение. Кроме того, закон, говоря о физическом насилии, определяет его в общем виде как “опасное для жизни и здоровья”. Однако смерть потерпевшего в результате примененного к нему насилия не охватывается составом разбоя, речь идет об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни в момент причинения, независимо от наступления последствий указанных в статье 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).