Медицинский (биологический) критерий невменяемости предполагает наличие у лица хронического психического заболевания, временного расстройства, слабоумия, либо иного болезненного состояния. К хроническим психическим заболеваниям относятся: эпилепсия, шизофрения, прогрессивный паралич и некоторые другие трудно излечимые или неизлечимые заболевания. Временное психическое расстройство – это кратковременное или само по себе проходящее заболевание. Сюда относятся “бессознательные состояния”, понимаемые буквально, т.е. состояния отсутствия сознания, патологическое опьянение, некоторые виды острых психических расстройств и др. Любое из перечисленных заболеваний или недостатков психики в отдельности может оказаться достаточным для признания наличия медицинского критерия невменяемости.
Психологический (юридический) критерий невменяемости предполагает отсутствие у лица способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), т.е. интеллектуальный признак, либо отсутствие способности руководить ими, т.е. волевой признак. Для психологического достаточно одного из этих признаков.
1.3 Характеристика квалифицирующих признаков разбоя
В ч. 2 ст. 162 УК РФ предусматривается ответственность за квалифицированный разбой, совершенный: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с незаконным проникновением в жилище, помещение, либо иное хранилище; г) с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия.
а) группой лиц по предварительному сговору предполагает такое хищение, в котором непосредственно участвовали двое или более лиц, заранее (т.е. до начала исполнения преступления) договорившиеся о совместном совершении именно разбоя. Совместное участие в преступных действиях нескольких лиц представляет большую общественную опасность, чем аналогичное преступление, совершенное одним лицом. Между участвующими в групповом разбое лицами может быть осуществлено техническое распределение функций, что существенно повышает общественную опасность преступления и служит основанием для усиления ответственности всех непосредственных участников разбоя.
Форма сговора может быть разной: словесной, в молчаливом соглашении, выражена жестом, мимикой. Если преступникам известен объект разбоя, ситуация достаточно ясна и требуется только уверенность в совместных действиях, то такой молчаливый сговор следует рассматривать как квалифицирующий признак группового разбоя. Например, Тульским областным судом П. и К. были преданы суду по п. “а” ч. 2 ст. 162 УК РФ. Суд установил, что П. и К. по предварительному соглашению с целью завладения деньгами напали на Р., который шел с работы с крупной суммой денег, ударили его по голове, затем стали бить потерпевшего головой о кирпичную стену, и, вытащив из его кармана деньги, скрылись. Суд квалифицировал действия П. и К. по п. “а” ч. 2 ст. 162 УК РФ обоснованно, т.к. в ходе следствия было установлено, что П. и К. знали, что у Р. имеются деньги, т.к. они работали на одном заводе и в день нападения Р. получил зарплату.
б) неоднократность предусмотрена в качестве второго квалифицирующего признака разбоя. Неоднократным признается совершение преступления, если ему предшествовало совершение одного или более разбоев, предусмотренных ч.2 ст. 162 УК РФ.[22]
Хищение будет считаться неоднократным во всех случаях, когда лицо ранее совершило одно из указанных преступлений, безотносительно к тому было ли оно за них осуждено. Также хищение должно признаваться неоднократным независимо от того, изымалось ли имущество из одного или из разных источников, за исключением случаев, когда совершение действия может рассматриваться как продолжаемое преступление.
Нельзя квалифицировать разбой как неоднократный, если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном порядке освобождено от уголовной ответственности (например, с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим или в связи с изменением обстановки, либо с истечением сроков давности), либо судимость за ранее совершенные деяния была погашена, или снята.
Неоднократность разбойного нападения следует отличать от единичного продолжаемого преступления. В соответствии с разъяснением, содержащемся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР “О судебной практике по делам о хищениях государственного или общественного имущества” от 11 июня 1972 года, “продолжаемым хищением считается неоднократное, незаконное, безвозмездное изъятие имущества, складывающееся из ряда тождественных преступных действий, имеющих общую цель незаконного завладения имуществом, которые охватываются единым умыслом виновного и составляют в своей совокупности одно преступление”.[23]
Разбой признается неоднократным и в тех случаях, когда ему предшествовало неоконченное преступление, либо когда виновный выполнял в первом преступлении роль не исполнителя, а иного соучастника.
в) Незаконное проникновение в жилище, помещение или иное хранилище является квалифицирующим признаком разбоя. Проникновение, в соответствии с комментариями к Уголовному кодексу, определяется как тайное, либо открытое вторжение в жилище, помещение или иное хранилище с целью совершения разбоя. Проникновение может осуществляться и с помощью приспособлений, когда виновный извлекает похищаемые предметы и без входа в соответствующее помещение.
Под жилищем понимается помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (дом, квартира, комната в гостинице, дача и т.д.), а также те составные части, которые используются людьми для отдыха, хранения имущества, либо удовлетворения иных потребностей человека (веранды, балконы, кладовые и т.д.). Нельзя признавать жилищем помещения, не предназначенные и не приспособленные для постоянного или временного проживания (обособленные от жилых помещений погреба, амбары, гаражи и т.п.).
Помещение – это строение, сооружение, предназначенное для размещения людей или материальных ценностей. Помещение может быть как постоянным, так и временным, как стационарным, так и передвижным.
Иное хранилище означает отведенные для постоянного хранения материальных ценностей участки территорий, которые оборудованы оградой, либо техническими средствами или обеспечены иной охраной, например передвижные автолавки, рефрижераторы, контейнеры, сейфы и тому подобные хранилища. Вместе с тем, участки территорий (акваторий), используемые не для хранения, а, например, для выращивания какой-либо продукции, к понятию “иное хранилище” не относятся. Способы разбойных нападений с незаконным проникновением в жилище, помещение, либо иное хранилище существенным изменениям не подвержены на протяжении последних лет. Например, совершение преступления путем взлома входной двери составляет 7%, выставление оконного стекла – 18%, свободного доступа в помещение – 20%, под видом знакомых, работников службы быта, правоохранительных органов – 50%, иные – 5%.
г) Предусматривается ответственность за квалифицированный состав разбоя, если он совершен с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Такой разбой существенно повышает опасность деяния, поскольку резко усиливает агрессивность и силу нападения, способен причинить потерпевшему более значимый (тяжкий) вред здоровью и, даже, жизни, придает самому преступнику уверенность в достижении цели хищения чужого имущества, в его неуязвимости со стороны лиц, которые могут оказать сопротивление или воспрепятствовать преступному посягательству на собственность и личность. Все это вместе взятое свидетельствует об особой дерзости и преступника, и его деяния.
Именно вооруженное разбойное нападение чаще всего сопряжено с убийствами. Оружие, которое используется преступником при совершении разбоя, может быть как огнестрельным, так и холодным, включая различные виды и устройства взрывного действия. Сюда же можно отнести и гладкоствольное охотничье ружье, обрезы из него и, как записано в законе, предметы, используемые как оружие[24].
Предметы, используемые как оружие – понятие чрезвычайно широкое, оно охватывает, по сути дела, любые предметы, которыми может быть причинен тяжкий вред здоровью человека, вплоть до лишения его жизни.
Законодатель не запрещает введение нового определения, если оно не противоречит закону. Поэтому предметы, используемые в качестве оружия – это предметы двойного назначения, т.е. хозяйственные предметы, которые потенциально могут быть использованы для причинения вреда здоровью. Примером предметов двойного назначения могут служить топоры, кухонные ножи, т.е. все те предметы, которые мы используем в повседневной жизни для хозяйственных и бытовых нужд.
Закон “Об оружии” дает развернутую классификацию оружия. Вместо двух категорий оружия - холодного и огнестрельного – он выделяет пять, давая им конкретное определение огнестрельное, холодное, холодное метательное, пневматическое и газовое.
Как видно, правовое понятие оружия расширилось. В настоящее время, например, использование при разбойном нападении пневматических ружей и пистолетов, газовых пистолетов, револьверов, механических распылителей и аэрозольных устройств, снаряженный слезоточивыми раздражающими веществами, арбалетов, ружей для подводной охоты и т.п. образует состав преступления, предусмотренного п. “г” ч. 2. Ст. 162 УК РФ по признаку применения оружия, а не предметов, используемых в качестве оружия. Однако вне поля зрения законодателей по-прежнему остались предметы, схожие с оружием: макеты огнестрельного и холодного оружия, игрушки-копии, пугачи и т.д. Между тем, с использованием предметов, “схожих с оружием”, совершается значительное число тяжких преступлений.