Это означало начало перехода к новой экономической политике (нэпу). В рамках нэпа предпринимались меры, обеспечивающие восстановление отдельных элементов предпринимательства: разрешены частная торговля, мелкие капиталистические предприятия, созданы условия для развития кустарно-ремесленного производства. Однако эти меры носили ограниченный характер, поскольку из гражданского оборота были изъяты все основные средства производства, ставшие «государственным достоянием» (земля, ее недра, воды, железные дороги, национализированные предприятия). Переход к нэпу нашел юридическое выражение в ГК РСФСР, принятом 31.10.1922 четвертой сессией ВЦИК девятого созыва. В конце 20-х – начале 30-х гг. XX в., когда в стране сложилась административно-командная система управления экономикой, осуществление нэпа было остановлено, частное предпринимательство фактически ликвидировано.
ГК РСФСР 1922 г. действовал с изменениями и дополнениями до октября 1964 г. Верховный Совет РСФСР 11.06.1964 принял новый ГК РСФСР, который вступил в силу с 01.10.1964. Этот правовой акт отражал доминирующую роль государства и административно-командные отношения в экономике, ее плановый характер и не содержал норм, регламентирующих предпринимательскую деятельность физических лиц.
Более того, частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество были признаны хозяйственными преступлениями, влекущими уголовную ответственность. Согласно ст. 153 УК РСФСР, принятого 27.10.1960 и введенного в действие с 01.01.1961, частнопредпринимательская деятельность с использованием государственных, кооперативных и общественных форм наказывалась лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или ссылкой на срок до пяти лет с конфискацией имущества; коммерческое посредничество, осуществляемое частными лицами в виде промысла или в целях обогащения, наказывалось лишением свободы на срок до трех лет с конфискацией имущества или ссылкой на срок до трех лет с конфискацией имущества. Спекуляция, т.е. скупка и перепродажа товаров с целью получения прибыли (дохода), составляющая экономическую сущность большинства видов торговой деятельности, в РСФСР и других республиках бывшего Союза ССР признавалась преступлением, влекущим уголовную ответственность по ст. 154 УК РСФСР 1960 г. Понятно, что в таких юридических и политических условиях существование легальных предпринимателей было исключено.
Конец 80-х – начало 90-х гг. XX в. в нашей стране были связаны с началом коренных преобразований всего комплекса общественных отношений, сформировавшихся за годы коммунистической диктатуры. В частности, началось создание правовых основ для перехода к рыночным отношениям в экономике. В этом процессе активное участие приняли законодательные органы как СССР, так и республик, входивших в его состав, причем республиканское законотворчество несколько опережало союзное.
На уровне Союза ССР были приняты, в частности, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 07.04.1989 «Об аренде и арендных отношениях в СССР»[35], Закон СССР от 04.06.1990 «О предприятиях в СССР»[36], Основы гражданского законодательства СССР и республик[37], Закон СССР от 02.04.91 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР»[38]. Получили законодательное закрепление: право собственности граждан на любое имущество потребительского и производственного назначения; право собственности юридических лиц, право собственности государства; право на равную защиту всех собственников.
Физическим лицам – предпринимателям было предоставлено право осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами Союза ССР и республик, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами. Субъектами предпринимательства признавались: любой гражданин СССР, не ограниченный в правах, в порядке, определяемом законодательными актами Союза ССР и республик; любой иностранный гражданин или лицо без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Союза ССР и республик; группа граждан (партнеров) – коллектив предпринимателей.
Признавались частное (т.е. индивидуальное) и коллективное предпринимательство, осуществляемые указанными выше субъектами на основе собственности граждан, а также имущества, полученного и используемого на законном основании. Было установлено, что предпринимательство граждан может осуществляться как без применения, так и с применением наемного труда, как без образования, так и с образованием юридического лица; государство признает любые формы предпринимательства, осуществляемые в рамках закона, общественно полезной деятельностью и обеспечивает их правовые гарантии и поддержку[39].
Правовые акты, принятые в начале 90-х гг. XX в. органами власти и управления Союза ССР, для того времени являлись прогрессивными, хотя и не лишенными недостатков. Однако их принятие и реализация совпали по времени с политическими изменениями, приведшими в дальнейшем к распаду Союза ССР. В этот период в политической жизни, а также в законотворческой деятельности органов Союза ССР и республик, входивших в его состав, прежде всего России, происходили процессы, которые современники называли «войной суверенитетов», «войной законов». Республиканские нормотворческие органы принимали законы и другие правовые акты (прежде всего в экономической сфере), которые не только игнорировали многие нормы, содержавшиеся в актах органов Союза ССР, но и прямо ограничивали или запрещали применение последних на территории той или иной республики. Среди основополагающих правовых актов РСФСР, а позднее РФ, регулировавших отношения в сфере предпринимательства в этот период, следует назвать прежде всего Законы от 24.12.1990 «О собственности в РСФСР»[40], от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»[41], от 22.03.1991 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[42], от 26.06.1991 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»[43], от 03.07.1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»[44], от 04.07.1991 «Об иностранных инвестициях в РСФСР»[45], от 27.12.1991 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»[46], а также законы об отдельных видах налогов, принятые в 1991–1992 гг.
От законодательства Союза ССР российское законодательство начала 90-х годов невыгодно отличалось низким уровнем юридической техники, игнорированием ряда основополагающих доктринальных положений, наличием противоречивых, неоправданных и экономически не обеспеченных норм. Вместе с тем оно достаточно быстро сформировало минимально необходимые правовые основы развития предпринимательства, осуществляемого, прежде всего, в коллективных формах – путем создания юридического лица.
Статья 2 Закона РСФСР от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» субъектами предпринимательства признавала: граждан РСФСР и других союзных республик, не ограниченных в установленном законом порядке в своей дееспособности; граждан иностранных государств и лиц без гражданства в пределах правомочий, установленных законодательством РСФСР; объединения граждан – коллективных предпринимателей (партнеров). При этом было установлено, что статус предпринимателя «приобретается посредством государственной регистрации предприятия», т.е. юридического лица. И далее: «Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие». Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, могла регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность. Напомним, что этот вид деятельности регулировался применявшимся в то время на территории России Законом СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.)[47].
Указанные нормы, а также ряд других правовых норм блокировали применение на территории Российской Федерации Закона СССР от 02.04.1991 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», который, как уже отмечалось, предусматривал ведение физическими лицами предпринимательской деятельности как путем создания юридического лица, так и без образования такового. Поэтому индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица в 1991 г. могла осуществляться лишь при отсутствии у соответствующего предпринимателя наемных работников и после регистрации индивидуальной трудовой деятельности.
Кроме того, и Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», и Закон СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», а также некоторые другие правовые акты исходили из ошибочного представления о том, что осуществление гражданином предпринимательской деятельности возможно путем создания в этих целях юридического лица[48]. Между тем создание (учреждение) юридического лица – это не предпринимательская деятельность[49], а единичный волевой акт, свидетельствующий лишь о предприимчивости гражданина-учредителя. После создания и государственной регистрации юридического лица (или предприятия – по терминологии законодательства того времени) предпринимательскую деятельность осуществляет уже не гражданин, а созданное им юридическое лицо.
Несмотря на наличие множества теорий и многогранность понятия юридического лица, российские цивилисты едины в том, что юридическое лицо – это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени[50]. Очевидно, что юридическое лицо и физическое лицо – это два разных субъекта права, каждый из которых обладает обособленным имуществом, самостоятельно участвует в гражданском обороте от своего имени и на свой риск, несет самостоятельную имущественную ответственность. Поэтому предпринимательская деятельность гражданина «путем создания юридического лица» невозможна в принципе. Что же касается предпринимательской деятельности физического лица (индивидуальной предпринимательской деятельности), то она может осуществляться гражданином только непосредственно, без образования юридического лица, от его имени, на свой риск и под свою ответственность.