Усилившиеся выступления горцев против порядков, введенных в имамате, стремление многих сельских обществ к сохранению административной независимости и самоуправления руководители движения рассматривали в аспекте религиозной борьбы, объявляя всех недовольных противниками шариата и оправдывая тем самым применение самых жестоких мер принуждения.
Преследуя с такой настойчивостью адат, Шамиль очень хорошо сознавал, что и в учении шариата достаточно много противоречий: почти каждое из постановлений шариата имеет несколько толкований, или, по выражению Шамиля, «несколько своих собственных дорог». Зная дагестанское духовенство и характер горцев, Шамиль видел настоятельную необходимость избрать дорогу по собственному усмотрению и направить на нее горцев, так чтобы отнять у них всякую возможность сбиться. Исходя из этого, Шамиль изменил и дополнил установления шариата, приспособив их к потребностям Имамата.
Особое внимание в своей законотворческой деятельности Шамиль уделял устройству, укреплению и развитию созданной им государственной системы. По мнению А.А. Каспари, Шамилю «... действительно (удалось внести. - Автор) ...законность и порядок там, где искони царило лишь кулачное право»[3]. Первым делом Шамиль, выступая в качестве «героя народного устройства», старался укрепить в Имамате единство и сплоченность государственных институтов власти, населения, научить их строгому и единообразному соблюдению положений низамов в своей деятельности, «взаимное послушание в беседах и совещаниях..., чтобы их последователи и воинство считали их (наибов. - Автор) одного человека, больше того, как одну душу и следовали бы за ними повинующимися, послушными»[4].
Низамы Шамиля регулировали и вопросы обеспечения безопасности, надежной обороны Имамата от внешней угрозы. Статья 6 «Положения о I наибах» касалась дела охраны страны и границ Имамата, а статья 13 - сохранности государственных секретов. Примечательна статья 7 Положения: «Не должны одобрительно относиться къ мненiю народа, клонящемуся къ нарушенiю порядка въ делахъ необходимыхъ, какъ-то: въ постройке оборонительныхъ стенъ, въ защищеши границъ, пресеченш непрiятелю путей и прочаго. Виновный въ этомъ наибъ возводится на должность начальника сотни»[5]. Данная статья предписывает наибам пренебрегать мнением народа в случаях, когда оно может отрицательно сказаться на безопасности Отечества.
Шамиль следил за дисциплиной в войсках, строго карая за нарушение установленных правил, и руководил через своих осведомителей и «доверенных подателей»[6]. Так ст. 9 Положения регулирует порядок организации походов. В ст. 10 регулируется порядок проведения наступления и отступления при военных действиях, причем внимание акцентируется на недопустимости при этом беспорядке потерь командного состава. Статья 12 перечисляет задачи каждого воинского формирования по охране порученных объектов. Статья 11 Положения запрещает мародерство среди мюридов: «Когда остановятся въ городе, селеши, ил въ провинцшb, то не должны грабить, или другимъ изменческимъ образомъ завладеть какою-бы ни было вещью...»[7].
Основными должностными лицами после имама являлись наибы, они исполняли приговоры по всем делам, касающимся безопасности и благосостояния наибства. Им было предоставлено военное управление, за исключением крупных военных операций, и гражданское управление, кроме введения новых административных мер, имевших форму и силу законов. Исключения эти вместе с правом утверждения наказания смертной казнью принадлежали исключительно имаму, как наиболее важные. Согласно низамам приговаривать к смертной казни мог не только имам, но и наибы, однако с ведома и разрешения Шамиля. Основания для применения такой меры наказания законодательно не определялись, что открывало возможности для произвола наибов, которые эксплуатировали эту полноту власти и вызывали такое недовольство в управляемых ими массах, что «...имам провел передачу судебных функций из рук наибов в руки специально назначаемых судей - муфтиев»[8].
Далее за наибами следовали муфтии и кадии, права и обязанности которых закреплялись низамом «О делахъ, подлежащихъ веденiю муфтiевъ и кадiевъ»[9], также принятом в 1847 году на съезде народных представителей в Андии.
Муфтии и кадии привлекались также к участию в военных походах. Скомпрометировавших себя хотя бы раз должностных лиц имам наказывал и запрещал им вторично занимать те же должности в тех же местах.
Организация государственной казны являлась существенным шагом при создании нового централизованного государства. Для обеспечения военных потребностей, общественных расходов, содержания армии и аппарата упрвления в Имамате была утверждена финансовая система, средства от которой стекались в общественную казну - байтулмал. Байтулмал состоял как из денежных средств, так и из государственных фондов земель, материальных ценностей, арсеналов оружия, поголовья домашних животных. Источниками составления байтулмала служили различные статьи доходов, которые Шамиль старался вводить, исходя из степени обеспеченности населения. Он законодательно «дифференцировал налоги с населения в общественную казну, чтобы бедные слои населения платили только по мере возможности»[10], причем в виде налогов можно было вносить любые товарно-материальные ценности.
С состоятельных слоев населения налог был определен в следующих размерах: один баран из ста баранов в год натурой и в среднем 50 копеек с 10 рублей дохода в год деньгами. Большинство людей обществ Хоточ, Хиндах, Тлох, Муну и Гуниб не знали тягот войны. Имам освободил их для заготовки селитры, наложил на каждую семью налог размером в полтора тумана (15 рублей) наличными в год[11]. По мнению А.Юрова, в большей степени от налогов страдали «зажиточные горцы..., их имения подвергались секвестру»[12]. Беднейшим слоям населения сам Шамиль оказывал материальную помощь из фондов байтулмала, что является самым значительным предписанием шариата. Шамиль также давал соответствующие распоряжения по распределению зеката между имеющими на него право, выявляя, кто из бедствующих нуждается более другого, и увеличивал его долю.
Низам определял также перечисление в байтулмал средств, пущенных в оборот в нарушение положений закона о гражданских делах. Села, освобожденные от воинской повинности, должны были сдавать в казну часть добытой соли и селитры. Кроме того, излишки этого товара они обязаны были продавать имаму по твердым ценам[13]. Впрочем, фискальные обязанности, например, четырех сел Тушинского участка, плативших харадж аварскому хану, оставались прежними, единственное отличие заключалось в том, что теперь налоги поступали в байтулман.
По официальным источникам казна главным образом расходовалась: 1) на ученых-арабистов; 2) на бедных сирот; 3) на инвалидов; 4) на специальные расходы для нужд войны; 5) на лиц, бежавших от царской армии к нему (Шамилю. - Автор.)[14]
Низам о содержании административных лиц распространялся на маибов, мазунов, муфтиев, кадиев и тателей - судебных исполнителей. На «азенном содержании находились и определенные низамом категории военнослужащих. Твердого содержания для должностных лиц не было определено, источники содержания часто менялись, что приводило к частым злоупотреблениям положением со стороны должностных лиц в корыстных целях. Против таких эксцессов была направлена ст.8 «Положения о наибах»: «Должны удерживать себя и сослуживцевъ своихъ отъ взятничества, потому что взятничество есть причина разрушешя государства и порядка Взятка отбирается, поступокъ оглашается и виновный арестовывается на 10 дней и 10 ночей»[15].
Для активизации торговли он предписал «принимать тифлисское серебро в пределах... шариатского государства (и. - Автор) для облегчения обращения в народе денежных знаков»[16], так как своих денег у горцев не было, а царских монет не хватало.
Шамиль отказался от чеканки собственных монет, что является прямым свидетельством того, как экономика царизма влияла на экономику гор. В то же время при огромной нехватке имевшихся в обращении денежных знаков стали появляться фальшивые деньги, которые горцы чеканили под царские монеты. Шамиль понял опасность этого явления для хозяйственного развития страны и предпринял все меры, направленные на уничтожение фальшивых денег, принуждение торговцев возмещать урон потерпевшему. Провинившийся мог быть наказан вплоть до смертной казни.
Все государственно-правовые мероприятия Шамиля подняли горцев на качественно новый уровень общественного развития и оставили существенный след в истории региона.
Низамы внесли значительный вклад в развитие и становление института права на территории Имамата. Низамы стали прогрессивным явлением в построение основ законодательства.
Заключение
Правотворческая деятельность Шамиля - одна из ярких страниц истории народов Кавказа и России.
В исследовании на основе историко-правовой литературы и документальных материалов исследована проблема Кавказской войны. Обобщая использованный в исследовании материал, можно сделать следующие выводы:
Борьба горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годов XIX века имела глубокие социально-экономические и политические предпосылки. К концу 1810-х-началу 1820-х годов царская военно-административная колониальная власть и местная феодальная знать по существу заключили союз, направленный против крестьян-горцев, установив над ними двойной гнет.