Центральное место в Хартии занимают статьи, выражающие интересы баронов. Их феоды объявлялись свободно наследуемыми владениями, ограничивались размеры рельефа, выплачиваемого при передаче феода по наследству, запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из курии барона в королевскую курию. Ограничивался королевский произвол при обложении баронов денежными повинностями. Бароны были обязаны оказывать королю денежную помощь лишь при:
1) выкупе короля из плена;
2) при посвящении в рыцари его старшего сына;
3) при выдаче замуж старшей дочери от первого брака. [25]
В отношении других сословий Хартия подтверждала существующие привилегии церкви и духовенства, в частности свободы выборов церковных иерархов.
В отношении рыцарей Хартия не позволяла баронам брать со своих вассалов никаких поборов без их согласия, кроме обычных феодальных пособий, а также принуждать к выполнению повинностей больших, чем предусматривает обычай.
Хартия подтвердила древние вольности Лондона и других городов, право купцов, в том числе и иноземных, свободно выезжать из страны, вести торговлю без каких-либо стеснений.
В отношении свободного крестьянства в Хартии было зафиксировано обещание не обременять их непосильными налогами и штрафами.
Исключительно важным для экономики Англии было установление Хартией единства мер и весов.
В целом содержание Великой Хартии Вольностей не выходило за рамки феодальной эпохи. Тем не менее ряд ее статей стал основой для дальнейшей глубокой эволюции политического строя Англии.
Особенностью складывания сословно-представительной монархии в Англии было то, что она ознаменовала собой политическую победу сословий над королем.
Начавшаяся еще при Иоанне Безземельном борьба монархии и сословий особой остроты достигла в середине XIII века. В 1258 году баронам удалось навязать Генриху III принятие так называемых "Оксфордских провизий", по которым контроль за королевской властью переходил в руки баронов. Между королем и баронами началась гражданская война (1258-1267 гг.). Лагерь противников короля возглавил Симон де Монфор. [26]
В 1264 г. королевская армия была разбита, а сам он попал в плен. В 1265 г. созывается парламент, который может считаться первым парламентом в истории Англии, поскольку относительно полно представлял страну. В нем заседало по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города.
Раскол в лагере сторонников Симона де Монфора позволил королевской власти укрепить свои позиции. Как средство достижения компромисса между королем и баронами, рыцарями и богатыми горожанами в 1295 г. Эдуард I созывает парламент, получивший название "образцового". Кроме крупных светских и духовных феодалов, приглашенных королем лично, в него вошло по 2 представителя от 37 графств и по 2 представителя от городов. [27]
В первой половине XIV века парламент стал делиться на верхнюю палату лордов, где заседала феодальная знать, и нижнюю палату общин, где заседали представители графств и городов.
Парламент Англии периода сословно-представительной монархии постепенно закрепил за собой следующие полномочия:
1) утверждение порядка и размеров налогообложения;
2) право законодательной инициативы, постановление, принятие королем и обеими палатами парламента ("Статуты" становились высшим законодательным актом государства);
3) согласие на объявление войны или заключение мира;
4) право "импичмента", т.е. возбуждение судебного процесса перед палатой лордов против тех или иных советников короля за злоупотребление ими своими обязанностями. [28] С начала XV века роль и значение английского парламента начинает сокращаться. В Англии, как и других государствах Европы, начинает складываться абсолютная монархия. Однако в отличии от континентальной Европы английский абсолютизм имел ряд особенностей, позволяющих определить его как "незавершенный".
Формирование государственности у франкских племён сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью запаси древнегерманских обычаев. Так появились "варварские правды": Салическая, Рипуарская, Аллеменская и др.
Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда, созданная в 507-511 гг. - в последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига. [29]
Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате до нас дошло несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой к древнейшему первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись.
Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные в Салической правде, отличаются формализмом.
Основное содержание документа - нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в.
Отличительная черта франкского общества V-VI вв. - наличие общины. В этот период осуществляется переход от земледельческой общины, когда еще сохраняется коллективная собственность рода на всю землю, к соседской общине - марке, в которой наряду с общинной собственностью появляется индивидуальная собственность малых семей.
О том, какую роль играет община, наиболее ярко свидетельствует ст.45 "О переселенцах": "Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться". Если же пришелец все-таки поселялся в деревне, то протестующий мог добиться его изгнания через суд. Франкская община отмечена сохранением родовых отношений. Сородичи играли большую роль в жизни свободного франка. Они выступали в суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка сородичи участвовали в получении и уплате штрафа - вергельда.
Вместе с тем Салическая правда показывает процесс разложения и упадка родовых отношений, что связано с имущественным расслоением общества. Об этом свидетельствуют ст.58 и 60.
Статья 58 "О горсти земли" предусматривает случай, когда обедневший сородич не мог помочь своему родственнику в уплате вергельда: "Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону".
Статья 60 "О желающем отказаться от родства" выражает стремление со стороны более зажиточные членов выйти из союза родичей; публичный отказ от родственни-1 ков в судебном заседании освобождал от соприсяжничества от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами.
Итак, основную массу свободного населения Франкского государства составляли земледельцы, бывшие в большинстве своем общинниками. Значительная часть общества была представлена воинами.
Особое место занимали королевские слуги. К тому времени служилая знать, очевидно, слилась с родовой знатью, о которой Салическая правда не упоминает. Об особом статусе служилой знати говорит то, что штраф за убийство королевского слуги втрое превышал штраф за убийство простого свободного человека. Вместе с тем ст.36 упоминает живших при дворе знатного франка дворового слугу, свинопаса, конюха. Штраф за убийство этих слуг был значительно меньше штрафа за убийство бедного общинника, что свидетельствует о зависимом состоянии указанных лиц.
Салическая правда упоминает о вольноотпущенниках и литахи.
Вольноотпущенники - это отпущенные на волю рабы
Что касается литов, то происхождение их не выяснено. Правовое положение этих двух категорий было одинаковым. Они выполняли различные службы и оброки для своего господина, однако имели собственность, могли вступать в сделки, выступать в суде, брак их признавались законными. Особый акт освобождения делали вольноотпущенников и литов полноправными членами общества.
Самое низкое положение в обществе занимали рабы. Убийство и кража раба приравнивались к убийству и краже животных. За преступления, совершенные рабом, отвечал его господин, обязанный возместить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с рабами влекли за собой потерю для первых свободы.
Особенности общественного строя франков соответствуют особенностям в области земельных отношений. Часть земли составляла личные владения короля, существовало также крупное индивидуальное владение могущественных господ, приближенных короля. Основная часть земли принадлежала сельской общине. Переходные период от земледельческой общины к общине-марке проявляется в том, что дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности семьи, пахотная земля сохранялась в собственности общины, однако находилась в наследственном пользовании отдельных семей. Ежегодные переделы земли уже не проводились, принадлежащий семье участок огораживался.
Однако все пахотные наделы после снятия урожая превращались в общее пастбище, на это время с них снимались все изгороди. Пока изгороди не были сняты, их нарушение влекло за собой привлечение к ответственности. Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только общине.
Согласно гл.59 "Об аллодах" земля наследовалась по мужской линии: "Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т.е. братьям". В случае отсутствия сыновей у умершего земля переходила в распоряжение общины. Такие земли, как леса, пустоши, болота, дороги, неподеленные луга, оставались в собственности общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании этими угодьями.