Смекни!
smekni.com

Развитие системы договоров в "Псковской судной грамоте" по сравнению с "Русской правдой" (стр. 1 из 3)

Развитие системы договоров в «Псковской судной грамоте» по сравнению с «Русской правдой»


«Русская правда» и «Псковская судная грамота» являются древнейшими на Руси писаными сводами законов.

Возникновение древнерусского государства сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первым источником его были обычаи, перешедшие в классовое общество из первобытнообщинного строя и ставшие теперь обычным правом. Но уже с X века известно и княжеское законодательство. Особое значение имеют уставы Владимира Святославовича, Ярослава, внесшие важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право.

Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая своё значение и в последующие периоды истории. Вопрос о времени ее возникновения до сих пор в науке остается спорным. Но большинство исследователей считают, что Русская правда была введена в действие в XI в начале своего правления веке Ярославом Мудрым (1019-1054)., который после долгой смуты стремился восстановить единство Руси, навести порядок и законность в русских землях. Термин «правда» означал правовые нормы, на основании которых вершился суд. Источниками «Русской правды» стали, прежде всего, нормы обычаев, которые регулировали общественный порядок в древней Руси, а также нормы, заимствованные из Священного писания, договоры Руси с Византией, тексты которых содержали нормы византийского и русского права.

Первоначальный текст Русской Правды до нас не дошел. Сыновья Ярослава дополнили этот документ (статьи 19-41), создав Правду Ярославичей. Она постоянно редактировалась вплоть до 15 века, когда появляются новые своды законов и Русская Правда перестает быть отдельным сводом законов. Пространная Правда возникла не ранее 1113 года и связана с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава (ст. 1-52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53- 121).

Сокращенная редакция Русской Правды появилась в XV веке из переработанной Пространной редакции. В Русской Правде применялся казуальный, или формальный способ обработки материала: из реальной жизни или правового источника (обычая, судебной практики, византийского права) брался конкретный казус, решение которого Русская Правда определяла сама. При этом имел место двойной мотив решения: догматический (как гласит закон) и религиозно-нравственный (по справедливости). В этом источнике древнерусского права уже наметился сословный подход: для разных социальных групп устанавливаются разные закрепленные в законе права.

С начала 15 века Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст начинают вписывать в летописи, т.е. этот свод законов становится историей.

Текст Русской правды лег в основу других источников права, в частности, Псковской судной грамоты, которая является основным источником права Новгородской и Псковской республики в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига.

Русское государство распадается на отдельные княжества и земли.

Новгородское и Псковское государства образовались на северо-западе Руси, в связи с природно-климатическими особенностями для них было характерно, прежде всего, развитие торговых отношений и большое влияние купечества. Основным экономическим фактором был капитал, в отличие от центральных районов Руси, где большую ценность имела земля. Поэтому правовые нормы этих земель также отличались, поскольку регламентировали, в первую очередь, отношения, связанные с договорами займа, хранения.

На примере древнейших сводов законов, таких как Русская Правда и Псковская судная грамота, можно проследить путь развития гражданско правовых отношений в разные временные периоды и проанализировать особенности их развития в русских землях периода феодальной раздробленности.

Русская Правда знала довольно развитую систему норм, регулирующих гражданские, в том числе и обязательственные отношения.

Виды договоров. В Русской правде в области обязательственного права существуют понятия: отдача имущества на хранение (поклажа), простой заем, одолжение по дружбе, что практически не отличалось от простого заема, отдача денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный и долгосрочный, торговая комиссия, вклад в торговое кампанейское предприятие. Таким образом, что имущественные отношения представлены в этом документе довольно широко, и в Древней Руси им уделялось значительное внимание.

В области гражданско-правовых отношений Русская Правда точно определяет и различает разные институты и области вещных и обязательственных прав. Закон защищает право собственности, владения, пользования и распоряжения имуществом.

Наиболее развитой является сфера обязательственных отношений. Обязательственные отношения могли возникать как из договора, так и из причинения вреда. За неисполнение обязательств должник отвечал своим имуществом, а иногда и личной свободой. При причинении вреда чужой вещи требовалось возместить стоимость этой вещи. При возникновении обязательств из договоров для Русской Правды характерно, что неисполнение обязательства влекло за собой взыскание не только на имущество должника, но и на его личность.

Договор заема. Много внимания уделяет договорам заема по проценты. В кредит берут не только деньги, но и продукты. Проценты были очень большими. После восстания 1113 года, направленного, в первую очередь, против ростовщиков, Владимир Мономах ограничил размер процента при заемах, что нашло отражение в Пространной Русской Правде. Существовали договоры, при которых кредит брали купцы для торговых целей. Законодательство определяет случаи банкротства и порядок наказания при неуплате долгов по кредиту. Так, статьи 54 и 55 определяют различные виды банкротства. Если купец не может вернуть долг из-за несчастного случая, ему предоставлялась рассрочка платежа. [1]Если деньги были пропиты или проиграны, то заемщик отдавался на волю кредитора. Последний мог принять решение, как предоставления рассрочки, так и продажи в рабство. В случае умышленного банкротства купца продавали в холопы вместе с имуществом[2].

В Русской правде XII века гораздо больше внимания уделено законам о займах и процентах. Здесь приводится ссылка на Ярославову Правду о взыскании долгов: «Аще кто взыщет кун на друзе, а он ся учнет запирати, то оже на нь послуси выведеть, то ти пойдут на роту, а он возьмет куны свои; занеже не дал есть ему за много лет, то платити, ему за обиду 3 гривны».[3] Теперь к этой статье добавляется, что послухи, представленные истцом, должны дать клятву. Купцы освобождались от предъявления свидетелей. Суд принимал купеческие иски по долгам и без свидетелей, только ответчик или должник должны были очистить себя клятвой. Появились новые статьи о процентах, которых не было ни в Правде Ярослава, ни его сыновей. Более того, если раньше запрещалось брать проценты, то теперь законодательство вынуждено отступиться, поскольку проценты, несмотря на запреты, все же брались, и затем были сложные тяжбы. Ст. 46 новой редакции Русской правды узаконяет только то, чтобы проценты брались при свидетелях, и чтобы кредитор, помимо установленных процентов, не требовал новых. К гласности закон определяет и меры процентов. Было установлено, чтобы заимодавец, если месячный срок затянется на год, не брал месячные проценты с должника, а переводил их в годовые. Причем подтверждено, что при назначении процентов обязательно должны быть свидетели. Иначе заимодавец не имел права не только брать проценты, но и давать деньги. Таким образом, древнерусское законодательство получает дальнейшее развитие, и на место обычая вводятся законодательно установленные нормы, регулирующие развивающиеся обязательственные отношения.

Договор поклажи (хранения.) Законодательство отличает сдачу имущества на временное хранение (поклажу) от займа. При займе имущество используется заёмщиком, при передаче на хранение его использование не разрешается. Поклажа рассматривалась как дружеская услуга и не требовала особых формальностей.

Договор купли-продажи. Договор купли-продажи возник из договора мены. Закон больше всего интересуют случаи купли-продажи холопов, а также краденого имущества.

Договор личного найма. Редкий вид договора, поскольку для феодального способа производства наемный труд – редкость. Но в Русской Правде упоминается наем в тиуны (слуги) или ключники. Если человек поступал на такую службу, он автоматически становился холопом.

Договор перевозки. При договоре перевозки купец нес ответственность за чужой товар, испорченный в пути. [4]

Договор подряда выглядит в документе как «Урок мостникам», где регламентируется подряд на ремонт моста.

Форма договора. Форма заключения договора была преимущественно устной. Договоры заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. В Русской правде упоминаются следующие виды договоров: купли-продажи, кредитования, личного найма, хранения, поручения и другие. Объектами договоров купли-продажи были люди, вещи, кони, встречалась и самопродажа.

Порядок разрешения споров. Особое внимание Русская правда уделяет порядку разрешения споров по долговым обязательствам [5]. Предусмотрено упрощенное судопроизводство по делам о торговой ссуде [6], разрешает недоразумения при передаче товара на хранение [7]

Русская правда еще сохраняет ряд древних архаических элементов. Так, спор о принадлежности имущества мог решаться с помощью «ордалия» -суда божьего. Это целая система формальных доказательств, среди которых часто применялся судебный поединок – «поле». Победивший в поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог помогает правому. Другим видом божьего суда было испытание железом и водой. Испытание железом применялось, когда не хватало других доказательств, причем в более серьезных случаях, чем испытание водой.