Смекни!
smekni.com

Раннефеодальная монархия государства франков (стр. 2 из 6)

В раннем средневековье "варварские" короли, прини­мая христианство и получая тем самым поддержку церк­ви, подносили ей большие дары, прежде всего в виде об­ширных земельных владений. Так церковь постепенно превратилась в крупного земельного собственника, имеющего по сравнению с самими королями и светскими магнатами несомненное преимущество.

Прогрессирующая во всей Западной Европе феодаль­ная раздробленность, ослаблявшая королевскую власть, превращавшая ее из публичной в частную, сеньориальную, способствовала росту политических амбиций и притязаний римских пап на мировое господство. Эти амбиции привели к разделу христианской церкви на восточную (греко-като­лическую) и западную (римско-католическую).

Возрастающий авторитет римско-католической церк­ви опирался не только на земельные богатства, на Свя­щенное писание и религиозные чувства верующих. Он имел под собой и созданную к этому времени мощную и централизованную церковную организацию.

Иную роль в формировании политического и правово­го сознания в Западной Европе сыграли средневековые го­рода, некоторые из которых вели свое начало от римских времен. Но наиболее бурный рост городов относится к кон­цу XI—XII в., когда начинается быстрое развитие ремесла и торговли, зарождаются капиталистические отношения. Естественно, города во всех сферах своей жизни испытали влияние феодальных порядков.

Так, городские общины основывались и развивались долгое время на землях, состав­лявших феодальную собственность королей и других свет­ских сеньоров, монастырей и т. п. Первоначально городс­кое население испытало на себе те или иные формы лич­ной зависимости от сеньора, но даже и в более позднюю эпоху, уже после приобретения личной свободы, оно в ус­ловиях господства феодальной власти не могло преодолеть сословную неполноценность. Даже сама основа городской жизни — производство и торговля не были свободны от всевозможных феодальных пут (цеховой строй, торговые монополии и т. д.).

История средневековых городов — это борьба городс­кого населения как за личную свободу и иные вольности и привилегии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную независимость. Эта борьба осо­бенно характерна для XI—XIII вв., т. е. того периода, ког­да еще не получил силу процесс политической централи­зации и повсеместного усиления королевской власти. Политическая автономия городов в феодальном мире достигалась разными средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления. Политико-право­вой статус городов в разных странах в зависимости от кон­кретных исторических условий, от силы королевской власти отличался многообразием форм и видов. Наибольшую степень политической автономии в средневековом государстве имели городские общины, приобретавшие статус коммуны, т. е. полного самоуправления.

Несмотря на характерную, особенно для определен­ных периодов западноевропейского средневековья, рассредоточенность политической власти, главным институтом в политической системе все в большей степени становилось государство. Его политическое значение и вес определя­лись тем, что королевская власть, даже в эпоху глубокой феодальной раздробленности, являлась единственным об­щепризнанным представителем страны и народа в целом. Закрепляя феодальные формы поземельной собственнос­ти, сословные привилегии феодалов, средневековое госу­дарство, как любое другое государство, осуществляло об­щесоциальные функции (поддержание мира, традицион­ного правового порядка и т. д.). В средние века в странах Западной Европы сложилась и приобрела общесоциальную ценность национальная государственность, которая при всех ее различиях в разных странах стала стержнем единой ев­ропейской культуры и цивилизации.

Средние века — это эпоха, когда в рамках складыва­ющихся национальных государств постепенно формируют­ся основы будущих национальных правовых систем. Этот длительный процесс завершается в большинстве стран уже в следующую историческую эпоху — в Новое время. Но именно в средние века определяются контуры и будущих крупных мировых правовых систем (семей права) — конти­нентальной и англосаксонской, складываются их специфи­ческие и несхожие правовые институты.

Исходный "строительный материал" средневековое право черпало в правовых обычаях, которые долгое время оставались важнейшим источником права. За несколько веков в странах Западной Европы происходит сравнитель­но плавный и безболезненный переход от варварских (пле­менных) правовых обычаев к правовым обычаям феодаль­ным, имеющим уже не персональный, а территориальный принцип действия. Расцвет феодализма в Европе в XI— XII вв. означал и повсеместное преобладание обычного права. К этому времени в западноевропейском обществе были ут­рачены многие элементы правовой культуры и даже пись­менности, получившие когда-то широкое развитие в ан­тичном мире, а поэтому и сама устная форма, в которой длительное время выражались обычаи, была практически единственно возможной.

Правовые обычаи достаточно органично интегрирова­лись в феодальные отношения, закрепляли все их основ­ные виды. Прежде всего, обычай (часто обычай-договор) регулировал личностные и поземельные связи между са­мими феодалами-сеньорами и вассалами (ленное право). В равной мере правовые обычаи охватывали отношения между феодалами (собственниками земли) и крестьянами, ее дер­жателями. Эта часть правовых обычаев (манориальное право) в наибольшей степени отражала зависимое положение крестьян, привязанных к земле и вынужденных работать на собственника манора.

Со временем правовые обычаи записывались и вклю­чались в хартии и в другие жалованные грамоты, в кото­рых сеньоры определяли привилегии и обязанности васса­лов, горожан и крестьян.

Особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. В основном это было писаное право. Его положения фиксировались городскими статутами, королевскими или иными сеньориальными хар­тиями, пожалованными городу. Городское право, несмотря на закрепление в нем некоторых чисто феодальных инсти­тутов, по своему основному содержанию не являлось фео­дальным правом, оно скорее предвосхищало будущее бур­жуазное право, разрабатывало именно его принципы. Го­рода широко использовали различные сборники междуна­родного торгового права и морских обычаев, составленные в городах Италии, Испании и т. д., и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых правовых тради­ций в странах Западной Европы.

Особое место в процессе формирования общеевропей­ской правовой культуры в средние века занимало канони­ческое право. Оно возникло первоначально как право хри­стианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического пра­ва. В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием "папской революции" особенно боль­шое развитие и превратилось в самостоятельную и эффек­тивно действующую систему средневекового права. Восточ­ная ветвь канонического права, оформившаяся в рамках греко-православной церкви, действовала в Византии, а так­же в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Евро­пы, но не имела здесь такого авторитета, как каноничес­кое право на Западе.

Большая значимость норм канонического права в за­падноевропейском обществе определялась рядом факторов. Прежде всего, каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, о политической силе которых уже говорилось. Каноническое право отличалось универсально­стью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы, как духовной, так и светской ясизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву придава­ла его традиционность, поскольку оно своими корнями ухо­дило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римс­кого права, его язык, что нашло свое отражение в фор­муле: "церковь живет по римским законам" (ecclesiavivitlegaeromanae).

Источники канонического права ("старого права" — jusantiquum) восходят к раннехристианской литературе (Свя­щенное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам и др.).

В XI—XII вв. в период "папской революции" складыва­ется "новое право" (jusnovum). Именно в это время закан­чивается процесс складывания канонического права в ка­честве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание. Утверждается само понятие "каноническое право" (juscanonicum). Главенствующим источником ново­го канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.).

Процесс систематизации канонического права в сред­ние века имел своим конечным результатом составление в 1500 году обширного свода, который с 1580 года был при­знан в качестве официального источника права римско-католической церкви. По аналогии с Кодификацией Юсти­ниана он получил название Свода канонического права (Corpusjuriscanonici). Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой жизни западноевропейских стран. Оно регла­ментировало организацию церковной власти, а так­же отношения церкви со светской властью, статус церков­ной собственности и режим владения и пользования цер­ковными землями, источники доходов церкви и т. д.