Смекни!
smekni.com

Раннефеодальная монархия государства франков (стр. 5 из 6)

Одной из ранних и вместе с тем классических правд считается Салический закон. Он представлял собой запись судебных обычаев салических франков[16]. Параллельно с созданием права осуществлялась письменная фикса­ция древнегерманских обычаев - запись обычного права германских пле­мен. Таким образом были записаны "варварские правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманнская и др[17].

Салическая правда была создана в начале VI в., в после­дние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она де­лится на титутлы (главы). Ценность «Салической правды» как исторического источника заключается прежде всего в том, что в ней отразилась эволюция франкского общества от первобытного строя к феодальному[18]. Это влияние обнаруживается главным образом во внешних чертах – в том что «Салическая правда» записана на латинском языке и штрафы в ней исчисляются в римских денежных единицах.

Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаи­ческой судебной процедуры.

Основное содержание Салической правды - перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об обществен­ном строе франков начала VI в[19].

Общество Салического закона как бы совмещало в себе два уклада: один — архаиче­ский, общинно-родовой с установкой на привычное социальное равенство и родовой коллективизм, другой — заданный форми­рующейся ранней государственностью с закрепляемым ею неравен­ством в зависимости от отношений с властью. Право было ориентировано на общинный быт в том, что ка­салось общей организации порядка жизни, семейных и имущест­венных отношений. Однако общинные связи франков были уже двойственными: в одних правовых отношениях проявлялось доми­нирование прежней родовой, в других — соседской общины. Посе­ление в общине зависело от согласия всех других полноправных общинников.

Земля находилась в индивидуальном владении семьи. Выделенные ей участки как пахотного поля, так и лугов считались «огороженным местом». Различные посягательства на чужое поле или лугбыли или преступлениями, или вообще противоправными, хотя и с разной мерой ответственности. Леса и некоторые другие угодья рассматривались только как совместная собственность общины, и их использование регламентировалось коллективным интересом. Наследственное владение постепенно формировало особый институт — аллод, под которым понималось чисто семейное право пользования огороженными участками и принадлежащим к ним имуществом. Право пользования наследовалось с преимуществом мужского потомства (в VI в. у франков право наследования получили и дочери, а также братья и сестры умершего, при отсутствии его сыновей). Закон не предусматривал никаких сделок с аллодом (впрочем, возможно, это регулировалось нормами римского права). Движимое имущество также рассматривалось как семейное владение: распорядиться им на случай смерти кто-либо в пользу третьего лица мог только через особо сложную процедуру аффатомии с участием общинной сходки и отсрочкой передачи на год.

Брачно-семейные отношения. Общинно-родовые традиции сохраняли свою силу в семейных отношениях. Брак заключался с обязательного согласия родите­лей, сохраняя черты древнего выкупа невесты у рода. Похищение невесты, насильственное заключение брака влекло обязанность вернуть невесту и выплатить значительный штраф семье «за обиду», практически равный выкупу за убийство. Сходный по размеру штраф выплачивался и тогда, когда брак заключался без согласия сородичей, но с согласия невесты. О расторжении брака Салическая правда не упоминает[20]. Семья мужа сохраняла символическое право на его вдову в случае смерти супруга: постороннее лицо, желавшее заключить с нею новый брак должно было платить особый условный выкуп — рейпус[21].

Постепенное проникновение государственного уклада в общин­ный быт франков зафиксировано Салическим законом примени­тельно к статусу отдельных категорий населения. Наряду с вполне свободными и полноправными франками, в равной мере отвечаю­щими за содеянное ими или в отношении их, закон выделил как привилегированные слои, так и неполноправные. Находившиеся в особом доверии у короля, его слуги и дружинники — антрустионы (новая знать) — обладали привилегией особой охраны их жизни, чести и телесной неприкосновенности. В самом низу условной соци­альной лестницы находились рабы: они приравнивались к имуще­ству в случае нанесения им повреждений или их убийства, браки с рабами или рабынями были или наказуемыми, или вели к потере собственного статуса. К рабам в главном приравнивались ли­ты — полусвободное население (попавшие в кабалу или прежние колоны). В отношении охраны их жизни и безопасности литы не отличались от рабов. Социальные градации только в случае с несвободным населе­нием были взаимосвязаны с имущественным положением. Различия в статусе свободных зависели исключительно от положения в военно-служебной иерархии и личной близости к власти[22].

Наследственное право. Салическая правда предусматривает наследование:

- по закону,

- по завеща­нию.

Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа на­следников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установлен­ной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обя­зано не позже чем через год после смерти дарителя передать это иму­щество указанному лицу.

Судебный процесс. Судебные собрания франков были двух типов. Первый, основной, — окружные под предсе­дательством особого старейшины — тунгина, а позднее — коро­левского графа. Второй — сотенные под председательством центенария, или сотника. На собраниях могли присутствовать все свободные полноправные общинники, присутствие дал вменялось им в обязанность под угрозой штрафов. Позднее бедняков стали освобождать от участия в судах. Непосредственно судьями были не члены собрания, а особые традиционные знатоки права — рахинбурги; их правовое суждение одобрялось (или не одобрялось) народом. Окружные собрашг созывались периодически — раз в шесть недель, сотенные — и специальному созыву. И разбирались на них разные по значимости дела:

- в окружных — наиболее важные (о свободе, о преступлениях, связанных со смертью, против королевской власти или королевских людей и т.д.);

- в сотенных — о движимом имуществе, о долгах, о штрафах.

Судьи-рахинбурги принимали на себя перед каждым процессом обязательство следовать доказательствам и «провозглашать право». Суд был единичным, именно королевским: здесь председательство вал или сам король, или его майордом во главе своих дворцовых советников и слуг. Позднее, при Каролингах, руководителем дворцового суда стал пфальцграф (впрочем, дела знатных обязан был разбирать сам король). В эпоху Салического закона сотенный суд, как традиционный, считался как бы приоритетным: это был истинно народный суд. При Каролингах значение королевского суда возросло. Помимо этого, имелись также вотчинные суды, где судил крупный землевладелец, и церковные суды.

Наличие или отсутствие реальных доказательств существенно влияло на ход разбирательства. Были безусловные доказа­тельства, которые не подлежали оспариванию (поличное или ко­ролевская грамота при земельных спорах). Были ус­ловно-объективные доказательства: жребий или при­сяга (соприсяжничество). Одним из распространенных доказательств был Божий суд — главным образом в виде ордалий. За отсутствием реаль­ных доказательств для выяснения правоты того или другого участника прибегали к испытанию огнем, водой и др., считая, что Бог косвенно укажет на правого или виноватого[23].

Уголовное право. Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла ста­тей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие вклю­чались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

преступления против личности - убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;

• преступления против собственности - кража, поджог, грабеж;

• преступления против порядка отправления правосудия - неявка в суд, лжесвидетельство;

• нарушение предписаний короля.
Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства - к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Таким образом, Салический закон в самой минимальной степени испытал воз­действие римского права, сохранил даже некоторые остатки языче­ской старины. Традиционной архаич­ности предписаний сопутствовала еще одна особенность: многие су­дебно-правовые процедуры были неразрывны с символическими священно-обрядовыми действиями, лишенными реального содер­жания, но важными для общественного признания тех или других фактов. Поддержание общинного мира бы­ло в большей степени целью Салического закона, чем проведение государственной репрессии; это характерно для раннего, в значи­тельной степени еще догосударственного права.