Смекни!
smekni.com

Расследование злоупотребления должностными полномочиями (стр. 6 из 17)

Сущность интересов муниципальной и государственной службы можно установить, обратившись к федеральным законам - «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»[55] и «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[56], где говорится о принципах, на которых основаны данные службы, и обязанностях государственных и муниципальных служащих.

В науке уголовного права неоднократно велись дискуссии об определении понятия объекта должностного преступления.

Так, Б.В. Здравомыслов объект должностных преступлений определял как «совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти и управления»[57].

С.Г. Келина под объектом должностных преступлений понимает «нормальную деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также нормальную деятельность соответствующих органов в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации»[58].

П.Г. Пономарев родовым объектом должностных преступлений считает «общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов публичной власти»[59].

На наш взгляд, наиболее точное понятие родового объекта злоупотребления должностными полномочиями дал В.В. Прудников: «под родовым объектом преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления следует понимать совокупность общественных отношений, регулируемых действующим законодательством Российской Федерации в сфере функционирования государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации»[60].

Так, О.В.И. признан виновным и осужден за злоупотребление должностными полномочиями; за незаконное хранение золота; за превышение должностных полномочий: за незаконную продажу промышленного золота в крупных размерах. Показания Л. свидетельствуют о том, что со слов Д. он знал, что у того имеется промышленное золото. Он об этом рассказал О.В.И., так как последний просил сообщать о торговцах золотом, а О.В.И. как начальник валютного отделения имел право скупать золото в оперативных целях. Он забрал у Д. золото, среди которого был самородок с вкраплением кварца, отдал это золото О.В.И., а О.В.И. передал ему за золото 1200 долларов США, которые им были переданы Д. Выводы суда о наличии у О.В.И. прямого умысла на совершение указанных преступлений надлежащим образом мотивированы в приговоре и подтверждается приведенными показаниями О.В.И. в ходе предварительного следствия, правильно признанными соответствующими действительности, так как соответствуют целенаправленным действиям О.В.И. при совершении преступлений[61].

Непосредственным объектом злоупотребления должностными полномочиями является нормальная деятельность соответствующего публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений или же аппарата управления в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Давая характеристику дополнительного объекта преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, необходимо отметить, что дополнительный объект при злоупотреблении должностными полномочиями является необходимым.

Так, А.В. Галахова считает, что: «В тех случаях, когда преступление нарушает и иные общественные отношения (например, при злоупотреблении должностными полномочиями, превышении должностных полномочий, халатности), посягательство осуществляется на два непосредственных объекта - основной и дополнительный. Дополнительным непосредственным объектом могут быть общественные отношения, содержанием которых является здоровье, честь, достоинство, личная свобода граждан, собственность»[62]. Аналогичную точку зрения поддерживает В.В. Прудников: «Для ст. 285 УК РФ, так как материальный состав, присущ дополнительный объект - охраняемые законом права и интересы граждан»[63].

На наш взгляд, действительно, указанные утверждения справедливы. В первую очередь, это связано с тем, что данный состав преступления является материальным и без наступления общественно опасных последствий, преступления не будет как такового. Использовав должностные полномочия вопреки интересам службы, должностное лицо совершит должностной проступок, а если данное деяние повлечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан - преступление.

В ходе анализа уголовных дел по ст. 285 УК РФ установлено, что, как правило, необходимым дополнительным объектом данного преступления является собственность граждан, и лишь потом нарушения конституционных прав и свобод граждан; честь, здоровье и достоинство граждан, экономические и имущественные отношения организаций, общества и государства.

«Объективная сторона состава преступления - это совокупность предусмотренных законом признаков, отражающих внешнее проявление преступления, посягающего на охраняемые уголовным законом отношения»[64].

Наряду с другими необходимыми элементами состава преступления объективная сторона занимает особое место, так как отражает внешнее проявление противоправного деяния.

Как уже указывалось, с объективной стороны злоупотребление должностными полномочиями характеризуется:

использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

наступлением общественно опасных последствий;

наличием причинной связи между указанными в законе общественно опасными последствиями и использованием должностным лицом своих служебных полномочий.

В уголовно-правовой терминологии «использование» означает как активные действия, так и пассивное поведение лица - бездействие. Некоторые ученые считают, что «при неисполнении должностным лицом обязанностей по службе трудно говорить об использовании полномочий, скорее это будет их неиспользование вопреки интересам службы»[65]. С данной точкой зрения трудно согласиться, так как даже толковый словарь русского языка говорит, что глагол «использовать» означает «совершать и не совершать, кого - что»[66].

В большинстве случаев преступный характер поведения должностного лица при злоупотреблении должностными полномочиями выражается в совершении активных действий. Однако рассматриваемое преступление может быть выполнено и путем бездействия.

Уголовный кодекс Российской Федерации констатирует об использовании должностным лицом своих полномочий, а не служебного положения, как это ранее указывалось в ст. 170 УК РСФСР 1960 г. Полномочия должностного лица определяются его компетенцией, установленной в соответствующих законах, уставах, положениях и нормативных актах, в которых регламентируются права и обязанности лица, занимающего ту или иную должность или временно либо по специальному полномочию исполняющего обязанности по этой должности. Поэтому, под использованием должностным лицом своих служебных полномочий следует понимать только такое деяние лица, которое вытекало из его полномочий и было связано с осуществлением вопреки интересам службы прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Следовательно, не будет состава данного преступления, когда должностное лицо, добиваясь нужного ему решения, использует не свои полномочия, а служебные либо личные связи, авторитет занимаемой должности.

Именно об этом, говорит действующий п. 10 постановления № 4 Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге»: «Суды должны учитывать, что в соответствии с законом должностным злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности»[67].

Под интересами службы следует понимать деятельность органа, учреждения или предприятия, определяемую только соответствующими нормативными актами, так как деятельность государственных и муниципальных предприятий основана на законе и преследует цель исполнять закон, а не сиюминутные требования руководителей.

В связи с этим мы категорически не согласны с точкой зрения А.Н. Игнатова о том, что под интересами службы органа, предприятия и учреждения следует понимать «фактически сложившуюся обстановку»[68].

Совершение деяния «вопреки интересам службы» состоит в том, что должностное лицо совершает действия, которые противоречат как в целом интересам службы и нормальной деятельности органов власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления, так и нормальной деятельности отдельных структурных звеньев этих органов, поскольку нарушается их деятельность, причиняют им существенный вред, ущемляют законные права и интересы граждан.

По мнению П.С. Яни: «указание в законе на использование полномочий вопреки интересам службы означает, что деяние лица должно противоречить законным интересам службы; законность интересов государственной и муниципальной службы здесь презюмируется»[69].

Аналогичной точки зрения придерживается В.В. Прудников: «...эти действия, совершаемые должностным лицом, не только не вызываются служебной необходимостью, но и противоречат интересам государственной и муниципальной службы. Определения содержания этого признака в широком смысле слова должно пониматься как противоречащая основным принципам деятельности государственной и муниципальной службы. При этом в первую очередь нарушается принцип законности...»[70].