Значительно меньшей информацией правоохранительные органы многих стран располагают относительно дикорастущей и культивируемой конопли и незаконного производства на ее основе марихуаны. Этот "легкий" наркотик распространен в большом количестве стран (в том числе и в России) и является несомненным лидером по числу потребителей: более 140 млн. человек или 2,5% населения земного шара. Производство марихуаны и гашиша превышает 500 тыс. тонн на начало 2000-х годов. Распространение культуры конопли наблюдается во многих регионах Азии, Африки и Европы. В числе лидирующих стран отмечены: Россия, Казахстан, некоторые центрально-азиатские республики, а также Марокко, Афганистан и Пакистан. В ходе проводимых специальных операций и при расследовании уголовных дел к уголовной ответственности привлекается немалое количество гонцов из этих регионов, поставляющих марихуану и гашиш в центральные и иные регионы России[46].
В объеме глобального наркобизнеса все больше возрастает роль многочисленных синтетических наркотиков. Расследования уголовных дел и практика работы правоохранительных органов показывают, что производство и транспортировка синтетических наркотиков меньше поддаются выявлению и контролю, чем производство и сбыт натуральных нарковеществ. Некоторые сильнодействующие синтетические препараты рассчитаны именно на массового потребителя, так как для единичной дозы требуется меньшее количество сырья, чем кокаина или других натуральных наркотиков. Между тем наркодельцы успешно расширяют свою клиентуру, вплоть до учащихся школ и иных групп несовершеннолетней молодежи[47]. Расследование уголовных дел в подобных случаях должно учитывать характеристику потребителей и специфику территории деятельности распространителей наркотиков.
Производство синтетических наркотиков в ряде случаев несложно с технологической точки зрения (как показывали результаты уголовных дел оно доступно молодым людям, обучающимся на химических факультетах вузов). Что касается транспортировки искусственных препаратов, то она имеет ряд преимуществ по сравнению с доставкой натуральных наркотиков. Так, в коробочке от наручных часов помещается такое количество синтетического наркотика, называемого "гипер пудра", которое эквивалентно 80 тыс. наркодоз[48].
Первенство среди синтетических наркотиков принадлежит стимуляторам амфетаминового ряда (метамфетамин, амфетамин, экстази, меткатилон и др.). Примерно половина всех подпольных лабораторий по производству синтетических наркотиков сконцентрирована в Западной Европе, где они производятся для внутреннего потребления и на экспорт. Число пристрастившихся к этому зелью в мире достигло 30 млн. человек. Подобные стимуляторы получили распространение на всех пяти континентах. При расследовании соответствующих уголовных дел следует учитывать, что путь наркотиков амфетаминового ряда из Западной Европы в Россию достаточно короток, и он должен быть тщательно установлен в ходе следственных и оперативно-розыскных действий с участием пограничных и таможенных служб и их оперативных подразделений[49].
За стимуляторами амфетаминового ряда с небольшим отрывом следуют галлюциногены, которыми злоупотребляют в современном мире более 25 млн. человек.
Главным движущим стимулом нарастающего изготовления синтетических наркотиков является погоня за сверхприбылями. Доход от незаконного производства одного килограмма метамфетамина составляет около 30 тыс. долл., что почти вдвое превышает прибыль от незаконного производства такого же качества кокаинового "крэка".
Наконец, еще одно немаловажное для формирования методик раскрытия и расследования анализируемых составов преступлений положение. Методика оперативно-розыскных и следственных действий по уголовным делам подобной категории должна обязательно предусматривать мероприятия по выявлению и пресечению каналов отмывания наркоденег. Без этой фазы расследование будет неполным.
При построении следственных, оперативно-розыскных и иных версий необходимо учитывать, что отмывание "наркоденег" - многоступенчатый процесс. Его условно можно разделить на три последовательных этапа, что следует брать во внимание при отработке методики раскрытия и расследования конкретных уголовных дел, особенно в стадии последующих следственных действий[50].
Первый этап состоит в размещении наркодельцами огромной массы денег (особенно когда речь идет о деятельности организованного преступного сообщества), полученных от продажи наркотиков, в банки или в ценные бумаги. Это наиболее опасная фаза процесса отмывания. Во многих случаях наркодельцы используют для достижения своих целей контрабанду через пограничные зоны.
Распространенным методом "отмывания денег" является также использование подставных компаний, занятых мелким и иным бизнесом, где практикуется оплата наличностью - рестораны, кафе, торговые точки, бары, ночные клубы, киоски, паркинги, мастерские автосервиса, химчистки, прачечные, небольшие строительные и ремонтные фирмы и т.д. Эта ситуация характерна и для России.
При отмывании "наркоденег" используются также туристические фирмы, конторы шоу-бизнеса, экспортно-импортные сделки, благотворительные фонды, страховые компании. Наиболее распространенным и привлекательным методом вложения "наркодолларов" на первом этапе является размещение средств в оффшорных финансовых центрах, чем охотно пользуются организованные преступные формирования. В мире функционирует более 50 подобных торговых центров (островные государства, особенно в Карибском регионе). Поэтому одна из важнейших задач расследования указанных уголовных дел - выявить пути движения незаконных доходов, принять меры к наложению ареста на денежные средства и имущество, добытое наркодельцами незаконным путем, обеспечить их сохранность до соответствующего решения суда[51].
На втором этапе отмывания деньги обычно переводятся частями из страны в страну, из одного финансового учреждения в другое, размещаются на международных рынках. Операция осуществляется многократно, чтобы усложнить и затруднить раскрытие преступления. Данная фаза процесса наиболее сложна и носит международный характер. В ходе расследования преступлений в подобной ситуации необходимо взаимодействовать с правоохранительными органами ряда государств, в том числе и со структурами Интерпола. Особенно это относится к оперативно-розыскным аппаратам.
Третий этап отмывания "наркоденег" является заключительным. Он характеризуется тем, что эти деньги полностью интегрируются в легальную экономику в форме вполне законных финансовых счетов и действующих предприятий. В частности, широко практикуются инвестиции в облигации, выпускаемые государством для покрытия внутреннего долга и обращающиеся на фондовых рынках. Они могут быть приобретены и проданы анонимно, что затрудняет проведение оперативных мероприятий по установлению истинных владельцев наркотиков.
Наркодельцы, особенно входящие в различные организованные преступные формирования, используют и другие способы отмывания "наркоденег" с учетом сложившейся ситуации. Нередко прибегают к международным переводам денежных средств небольшими партиями. В этих операциях принимают участие нанятые преступниками люди, получая за это соответствующую плату.
Крупных дельцов наркобизнеса, занятых отмыванием "наркоденег", обслуживает армия различных помощников, советников и экспертов (что характерно для стран с развитой рыночной экономикой), образующих новый криминальный класс профессиональных "отмывалыциков денег", которые вербуются в среде адвокатов, финансовых экспертов, специалистов по инвестициям и фондовым операциям, биржевых маклеров, агентов по продаже недвижимости, служащих банков и владельцев небольших финансовых учреждений. Данную ситуацию следует принимать во внимание при расследовании уголовных дел, в частности, при выдвижении и проверке следственных и оперативно-розыскных версий, касающихся установления каналов отмывания "наркоденег" и проверке международных и межрегиональных связей российских наркодельцов[52].
Борьбу с отмыванием "грязных" денег, в том числе, и "наркодолларов", можно успешно осуществлять лишь в том случае, если действует законодательство, признающее этот вид деятельности уголовно наказуемым преступлением. Подобное законодательство появилось в большинстве стран, в том числе и в России, в основном в последнее десятилетие XX в. Уголовный кодекс РФ, начавший свое действие с 1 января 1997 г., предусмотрел в ст.174 уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем. Под легализацией (отмыванием) закон предусмотрел действия, выраженные в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Поэтому собранные в ходе оперативной работы и расследования уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков, доказательства, касающиеся фактов отмывания наркоденег, подлежат соответствующей уголовно-правовой и процессуальной оценке и влекут необходимость тщательного расследования всех криминальных эпизодов и определения вины каждого из подозреваемых и обвиняемых[53].
Следует отметить, что даже там, где созданы и действуют законы и работают органы, занимающиеся борьбой против отмывания "грязных" денег, данное преступление оказывается очень трудно доказуемым. Как правило, в подобных ситуациях требуется доказать факты распространения наркотиков и понимание преступником незаконности источника доходов и действий по сокрытию этих источников, т.е. необходимо доказать, что его действия носят осознанный, умышленный характер.