При проверке заявления о насильственном сексуальном преступлении и в процессе расследования учитываются следующие возможные типовые версии:
1) имело место насильственное сексуальное преступление:
а) при обстоятельствах и лицом, о которых показывает потерпевшая (потерпевший); б) при других обстоятельствах, иным лицом или лицами, нежели те, о которых сообщено в заявлении;
2) изнасилования, насильственных действий сексуального характера не было: а) имело место добровольное половое сношение (иные сексуальные действия), но заявительница (заявитель) добросовестно заблуждается в оценке происшедшего (например, не понимает смысла термина «изнасилование», «насильственные действия сексуального характера»); б) половое сношение (действия сексуального характера) с точки зрения потерпевшей (потерпевшего), возможно, и не было добровольным, однако ее (его) поведение давало конкретному лицу реальные основания заблуждаться относительно ее (его) намерений (например, обусловленные опьянением эротическая расторможенность в поведении, дозволение ласк интимного характера и т.п. при наличии недостаточно выраженного в данных конкретных обстоятельствах противодействия домогательствам сексуального характера); в) имело место добровольное половое сношение (иные действия сексуального характера), но заявительница (заявитель) воспользовалась происшедшей ситуацией для оговора сексуального партнера и инсценировки насилия; г) полового сношения (иных сексуальных действий) не было, заявление является ложным, а обстановка происшедшего инсценированной.
При покушении на изнасилование (насильственные действия сексуального характера) проверяются дополнительно следующие версии: 1) имел место добровольный отказ от насильственных сексуальных действий; 2) в отношении потерпевшей (потерпевшего) были совершены действия иного характера (хулиганство, причинение вреда здоровью, покушение на грабеж и т.п.).
В процессе проверки заявления нужно получить сведения, исключающие возможность, оговора, инсценировки либо заблуждения заявительницы (заявителя) в оценке происшедшего события, установить истинные мотивы подачи жалобы, обстоятельства происшедшего, а также в чем именно выражалось ее (его) противодействие насилию. Если насильственное половое посягательство совершено неизвестным потерпевшей (потерпевшему) лицом, внезапно, при обстоятельствах, исключающих сомнения в достоверности сделанного заявления, то, как правило, в такой ситуации решить вопрос о возбуждении уголовного дела несложно. Однако, когда жалоба подана в отношении известного заявительнице (заявителю) лица да к тому же еще не сразу, а по истечении нескольких дней, проверка должна быть особенно тщательной и всесторонней. В этой ситуации прежде всего надо выяснить, не носили ли их отношения до случившегося такой характер, который мог привести к подаче ложного заявления (например, вражда, месть, ревность и т.п.).
Проверка заявления о сексуальном преступлении должна проводиться оперативно, в минимальный срок с тем, чтобы избежать утраты важных для раскрытия преступления доказательств. При этом в первую очередь принимаются меры, обеспечивающие сохранение одежды и белья заявительницы (заявителя) и указанного ею (им) лица со всеми имеющимися на них следами, срочно проводится медицинское освидетельствование обоих этих лиц с целью фиксации следов полового акта (насильственных действий сексуального характера) и телесных повреждений, свидетельствующих о борьбе и самообороне. Заявительница (заявитель) предупреждается о недопустимости стирать или чистить одежду, белье, обувь, смывать с тела грязь и иные следы. Особенно существенную информацию для решения вопроса о возбуждении уголовного дела можно получить при проведении осмотра места происшествия.
При оценке поведения потерпевших в момент посягательства следует учитывать, что оно может быть неадекватным ситуации. Образующиеся в результате сексуального нападения растерянность, эмоционально-напряженное психическое состояние приводят к тому, что потерпевшие, особенно младшей возрастной группы (15-20 лет), поступают не вполне последовательно и логично. Например, не имея цели задержать насильника, насильников и не имея намерения в дальнейшем встречаться с ними, тем не менее нередко сообщают им свой адрес, место работы (учебы), номер телефона и даже соглашаются прийти на свидание..
Под влиянием чувства стыда, боязни позора и других переживаний жертва сексуального нападения, вначале активно призывавшая на помощь, сразу же после насилия может принять меры к тому, чтобы скрыть случившееся. Так, не всегда при появлении после насилия работников милиции потерпевшие, особенно несовершеннолетние, сообщают им об истинном характере происшедшего. Более того, нередки ситуации, когда несовершеннолетние потерпевшие при появлении в момент насилия или после него посторонних либо работников милиции убегают с места посягательства вместе с совершившими на них нападение лицами.
При планировании расследования важно учесть те типичные версии, которые может выдвинуть подозреваемый (подозреваемая) в свое оправдание. Если подозреваемый (подозреваемая) не знаком с потерпевшей (потерпевшим), то чаще всего он (она) ссылается на алиби. Подозреваемые, знакомые с потерпевшей (потерпевшим), ссылаются на алиби в редких случаях. Скорее всего они выдвинут версию о добровольном характере полового сношения (иных сексуальных действий) или заявят, что имела место лишь встреча с потерпевшей (потерпевшим) либо признают неудавшуюся попытку получить ее (его) согласие.
С целью опровержения доводов подозреваемого (подозреваемой) необходимо при проведении следственных действий решить следующие задачи: а) собрать доказательства, подтверждающие факт пребывания подозреваемого (подозреваемой) и потерпевшего (потерпевшей) на месте происшествия в определенное время; б) получить фактические данные, подтверждающие насильственный характер действий подозреваемого; в) выявить следы, свидетельствующие о попытке либо совершении насильственного полового преступления.
Доказать факт пребывания жертвы и посягателя в определенном месте можно не только на основании показаний потерпевшей (потерпевшего) и других лиц, но и главным образом с помощью данных, полученных при осмотре места происшествия, а также обнаружения взаимных следов на теле, одежде, обуви потерпевшей (потерпевшего) и подозреваемого, путем проведения судебно-биологической, судебно-медицинской, криминалистической и других экспертиз.
Насильственный характер действий подозреваемого может быть подтвержден данными осмотра места происшествия, фактом выявления следов насилия на теле и одежде потерпевшей (потерпевшего), наличием телесных и иных повреждений на теле и одежде подозреваемого, обнаружением у подозреваемого оружия, других специальных приспособлений и т.п.
Факт попытки либо совершения полового или гомосексуального акта, иных сексуальных действий с потерпевшей (потерпевшим) может быть доказан за счет своевременного изъятия и исследования следов биологического происхождения у потерпевшей (потерпевшего), изъятия одежды и соответствующих образцов у подозреваемого, проведения судебно-биологической и других экспертиз.
Позиция и показания потерпевших по делам о половых преступлениях могут быть неустойчивыми и чаще всего под влиянием воздействия заинтересованных лиц (родственников, друзей, знакомых лица, совершившего половое посягательство) и одновременно той сложной жизненной ситуации, в которую попадает после посягательства потерпевшая (потерпевший). Поэтому в плане расследования предусматриваются следственные и иные мероприятия, направленные на предотвращение и пресечение подобного воздействия. В частности, надо по возможности обеспечить сохранение в тайне места жительства и места учебы или работы потерпевшей (потерпевшего) и ее (его) родных, предложить им незамедлительно сообщать о любых попытках оказать на них воздействие. При поступлении соответствующих сигналов проводится в полном объеме расследование по каждому факту воздействия и решается вопрос о привлечении виновных к уголовной ответственности за подстрекательство либо понуждение к даче ложных показаний или подкуп (ст. 33, 307, 309 УК РФ). Кроме того, с самого начала расследования необходимо тщательно проверять и подкреплять другими доказательствами информацию, полученную от потерпевших, подозреваемого и иных лиц с тем, чтобы впоследствии в случае изменения потерпевшей (потерпевшим) позиции и показаний совокупность собранных доказательств не была поколеблена.
На первоначальном этапе расследования требуется предусмотреть в плане следующие три основных комплекса следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий: 1) направленные на получение от потерпевшей (потерпевшего) и других лиц исходной информации о происшедшем событии, обнаружение, изъятие и фиксацию имеющихся следов преступления; 2) обеспечивающие установление и задержание лица или лиц, совершивших половое преступление; 3) имеющие целью проверить причастность конкретного лица или лиц к расследуемому событию.
3. Начальный этап расследования
Многие из следственных действий на первоначальном этапе расследования носят неотложный характер. Ни одним из них, как правило, нельзя пренебречь. Все они взаимосвязаны и обусловливают друг друга, обеспечивая в сочетании с оперативно-розыскными мероприятиями эффективное установление истины по делу.
I. Получение и закрепление исходной информации о преступлении. Наиболее важную информацию о происшедшем событии следователь обычно получает от потерпевшей (потерпевшего). Ее (его) необходимо тщательно, подробнейшим образом допросить обо всех обстоятельствах, предшествовавших половому посягательству, поведению и действиям насильника (полового посягателя) и самой потерпевшей (потерпевшего) в момент посягательства и после него. Затем незамедлительно: проводится осмотр места происшествия; принимаются меры к установлению, розыску и задержанию виновных; производится обследование тела потерпевшей (потерпевшего) путем освидетельствования либо путем производства судебно-медицинской экспертизы.