Идеология молодежных преступных группировок является криминальной так как идеи и взгляды, которые ее составляют, призваны побуждать молодых людей к совершению преступлений. Хотя эта идеология и не является непосредственной причиной совершения конкретных преступлений и потому не подлежит оценке как действие, подпадающее или не подпадающее под действие статей УК РФ, тем не менее ее опасность определяется тем, что под ее влиянием формируется у конкретных молодых людей готовность к совершению преступлений. Стремление к идеологической привлекательности налагает свой отпечаток на преступную деятельность рассматриваемых группировок.
Примечательным является следующий случай. К Ф., Ж. и Д. обратился предприниматель Тычев, который сообщил, что он отдал в долг другому предпринимателю, Дулову, 3 тысячи долларов США, которые последний не вернул в оговоренный срок. Тычев попросил оказать ему содействие в возврате названной суммы. Ф., Ж. и Д. согласились выполнить эту просьбу за определенное вознаграждение. С этой целью они подкараулили Дулова и вывезли его за пределы города, где в процессе избиения потребовали вернуть долг и проценты за просрочку его возврата. Дулову в результате избиения был причинен тяжкий вред здоровью. Данный факт стал известен правоохранительным органам, в связи, с чем было возбуждено уголовное дело. В ходе расследования, а затем судебного разбирательства сложилась необычная ситуация, когда обвиняемые не признавали себя виновными, но при этом рассказывали о совершенном ими преступлении все вплоть до несущественных деталей. Такая позиция обвиняемых немало удивила лиц, расследовавших это уголовное дело и принимавших участие в его судебном рассмотрении. В ней усматривалась явная непоследовательность. Однако сами Ф., Ж. и Д. так не считали, поскольку были убеждены в том, что совершали социально полезные действия, а именно возврат долга. Они были уверены в том, что Дулов сам виноват в случившемся, так как если бы он был добросовестным в исполнении взятых на себя долговых обязательств, то никакие телесные повреждения ему не были бы причинены. Эту свою позицию названные обвиняемые легко обосновывали вопросом, который обращали вначале к следователю, а затем и к суду: «А как иначе вернуть долг, если все получаемые доходы Дулов передавал своим родственникам, а сам формально не имел никакого имущества, на которое можно обратить взыскание?». В данном вопросе легко усматривается определенный вызов представителям власти, суть которого в том, что последние не могут решить тех важных социальных вопросов, которые не представляют сложности для организованных преступных группировок. В остроте постановки этого вопроса просматривается также максимализм, присущий молодежи, которая еще продолжает усваивать социальную действительность и подходит с повышенной требовательностью к оценке отдельных явлений в обществе.
Приведенный пример не является единичным. Напротив, он один из многих, иллюстрирующих то, как организованные преступные группировки оспаривают право на восстановление справедливости у правоохранительных органов. Это принципиальный момент для группировок, так как является одним из способов заявить о привлекательности своей социальной позиции и своих идеологических установок.
Третьей особенностью молодежной организованной преступности являются причины, по которым молодежь объединяется в преступные группировки. Мотивом объединения в данном случае является не стремление получать в результате совместных преступных действий материальные блага. Это коренным образом отличает ее от прочей организованной преступности, в основе которой лежит экономический интерес, в связи, с чем ее принято рассматривать как социально-экономическое явление. Причина молодежной организованной преступности несколько глубже, и лежит она в особенностях психологического развития молодежи. И хотя преступные молодежные группировки не чужды получения в результате преступной деятельности материальных благ, все же не это является основой возникновения и существования данных группировок.
Четвертая особенность молодежных организованных преступных группировок - в особенностях ее развития. Группировки развиваются вместе с молодежью, входящей в ее состав. Они так же, как и молодежь, взрослеют и перестают быть молодежными. Как правило, эти группировки приобретают устойчивую криминальную направленность. Членство в них начинает ассоциироваться с высокими материальными доходами. Романтика уходит на второй план. Группировки больше не рассматриваются как средство решения внутренних, психологических проблем. В них видят лишь средство решения сугубо меркантильных потребностей. То есть происходит трансформация группировок, их перерождение в качественно иные группировки взрослых.
Эти группировки либо продолжают существовать, либо могут, в силу того, что не отвечают больше потребностям своих членов, распадаться либо поглощаться преступными формированиями взрослых. Такое прекращение деятельности этих группировок правоохранительные органы часто необоснованно приписывают собственной деятельности по развалу. К сожалению, это далеко не так. Методов, с помощью которых можно развалить молодежные группировки, практически нет. А те, что применяются, малоэффективны. Тем более что всякое силовое воздействие на молодежную группировку с целью ее развалить обыкновенно действует не во вред, а на пользу. В результате такого воздействия группировка, напротив, становится еще более сплоченной, а ее деятельность - более скоординированной и целенаправленной.
Понятие «личность преступника» имеет социально-правовой характер и объединяет общесоциальное понятие «личность» и юридическое понятие «преступник», то изучение преступления выявляет в себе только его антиобщественную направленность, но не раскрывает полностью его социальной сущности. Правильное суждения о человеке в целом возможно только на основании всех его признаков как личности. Только по этому совокупность и соотношение социально-позитивных и социально-негативных качеств дают полное представление о лицах, которые совершили преступление. Личность преступника – это совокупность социально значимых особенностей, признаков, связей и отношений, которые характеризуют человека, виновного в нарушении уголовного закона, в соединении с другими (неличностными) условиями и обстоятельствами, которые влияют на её преступное поведение.
Личность преступника в криминалистическом понимании – это, прежде всего, обобщенная система сведений о том, кто мог совершить конкретное преступление, какими личностными чертами они обладают и др., с помощью этих сведений можно ответить на целый ряд вопросов, интересующих следствие по поводу субъекта преступления при расследовании. Исходя из этого, были выявлены и проанализированы типологические черты членов молодёжных преступных группировок, зависимость этих черт от их статуса в группировке.
Личности преступника присуща система признаков, особенностей, качеств, которые определяют её как человека, который соверши преступление. Будучи разновидностью личности, вообще, личность преступника имеет общие признаки (пол, возраст, специальность, образование, социальное положение, роль в обществе), а так же свойственные только личности преступника специфические признаки, которые определяют и выражают характер и степень её общественной опасности.
При рассмотрении особенностей преступлений совершаемых, молодежными организованными группировками, появляется необходимость в выделении криминалистически значимых особенностей личности участника данных группировок. Как уже говорилось выше под молодежью следует понимать поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет.
Определив возрастные критерии молодежи, можно выделить ряд социальных групп, ее составляющих: подростки, несовершеннолетние и собственно молодые люди. Поскольку что преступно, определяет законодательство, постольку, во-первых, возникает вопрос о наступлении возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Во-вторых, различна социальная реакция на криминальные проявления представителей групп, составляющих молодежь. Это дает нам основание для разделения понятия «молодежная преступность» на две отдельные составляющие: молодежь и несовершеннолетние преступники.
Молодежь – это лица в возрасте до тридцати лет, которые еще не достаточно адоптированы к обществу, а потому испытывают целый ряд трудностей во взаимоотношениях с ней. Молодость – это период жизни, когда человек испытывает на себе процесс социальной адаптации. Это является причиной многих особенностей поведения, которые необходимо учитывать как в оценке совершенных деяний, в том числе и преступных, так и в выборе стратегии расследования преступлений, совершенных этими людьми.
Несовершеннолетние - это молодёжь, но не вся. Несовершеннолетие - это ранний период молодости, который следует сразу после детства. Поэтому, конечно, те разработки и рекомендации, которые имеются и адресованы следователям, расследующим преступления несовершеннолетних, могут быть полезными при расследовании преступной деятельности молодёжных группировок, но, при этом, необходимо иметь в виду, что ими не учитываются особенности лиц, вышедших из возраста несовершеннолетних. В соответствие с УК РФ уголовной ответственности подлежат лица, достигшие на момент совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Однако в отдельных случаях, когда совершается достаточно серьезное преступление, общественная опасность которого осознается в более раннем возрасте, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцати лет.