Смекни!
smekni.com

Расследование разбойных нападений (стр. 10 из 16)

Основной тактической задачей следователя при этом является сбор и оптимальное использование всей оперативно – розыскной и следственной информации о преступнике. Большое влияние на познавательные, исследовательские и проверочные действия оказывают ситуационные факторы. Зависимость указанных действий от характера и объема исходных данных велика.

В процессе расследования разбойных нападений, тактические операции также необходимо разрабатывать и осуществлять в зависимости от сложившейся следственной ситуации.

Анализ исследуемых преступлений показал, что тактические операции по поиску субъекта преступления чаще проводятся в сложной следственной ситуации, разрешение которой требует организации совместных следственных и оперативных мероприятий и привлечения дополнительных сил и средств. Разрозненные следственные действия, проводимые в отрыве от оперативных мероприятий, как свидетельствует практика, не приносят положительных результатов. Основная тактическая задача следователя в сложных ситуациях при расследовании данных преступлений заключается в выявлении, розыске и изобличении лиц, их совершивших. Важная роль в решении этой задачи отводится оперативно – розыскным мероприятиям[64].

Проводимые в процессе расследования разбоев на оперативно – розыскные мероприятия имеют общий и специальный характер. К оперативно – розыскным мероприятиям общего характера можно отнести: ориентирование личного состава РУВД (города, области); использование средств массовой и локальной информации[65]. Оперативно – розыскные мероприятия специального характера подразделяются в зависимости от направленности действий: розыск и задержание преступника по приметам (применение фототек и фотоальбомов, дача ориентировок о признаках внешности преступника, использование данных криминалистического учета); поиск очевидцев и свидетелей (подворно – поквартирный обход, разведывательный опрос жильцов); розыск похищенного имущества (проверка по учетам, дача ориентировки о признаках похищенного имущества, проверка возможных мест сбыта); задержание оставшихся на свободе других членов преступной группы (наблюдение, организация засад, разведывательные опросы, проверка по учетам).

В качестве примера следует рассмотреть такую тактическую операцию как «преследование по горячим следам». Осуществление этой операции возможно по прибытии на место происшествия следственно – оперативной группы, когда потерпевший и очевидцы указывают не только приметы внешности преступника, но и направление, в котором он скрылся. Рассматриваемая тактическая операция обычно проводится следственно – оперативной группой, в состав которой входят следователь, специалист – криминалист, несколько оперативных работников, участковый инспектор, инспектор – кинолог[66].

При расследовании данной категории дел в содержание тактической операции «Преследование по горячим следам» целесообразно включить следующие следственные и розыскные действия: 1) осмотр места происшествия; 2) допрос потерпевших и свидетелей; 3) непосредственное преследование уходящего с места происшествия преступника; 4) применение служебно-розыскной собаки; 5) прочесывание жилого массива, открытой местности и иных объектов с целью обнаружения и задержания преступника; 6) проверка возможных мест сбыта, расположенных недалеко от места происшествия (киоски, павильоны, магазины, ломбарды и т.п.); 7) организация засад и других заградительных мероприятий на вероятных путях бегства преступника. При проведении данной тактической операции необходимо учитывать, что преступники чаще всего стремятся быстрее покинуть ту часть района, где совершено нападение. Скрываясь с места происшествия, преступники нередко рассчитывают «затеряться» на близрасположенных многолюдных улицах. Имеют место факты, когда разбойники особых усилий, чтобы скрыться с места происшествия, не предпринимают, рассчитывая на то, что о нападении не будет заявлено в правоохранительные органы. Оперативной группой преследования обследуется направление, в котором скрылись преступники. К преследованию целесообразно привлекать потерпевшего или очевидцев с целью дальнейшего опознания нападавших.[67]

В заключении следует сказать, что правильно организованное и скоординированное взаимодействие следователя и органа дознания, является одной из важных составляющих процесса расследования разбойных нападений, играющей большую роль в быстром и успешном расследовании дел данной категории, поэтому следователи и работники органов внутренних дел должны постоянно обмениваться поступающей к ним информацией и согласовывать свои действия, предпринимаемые в интересах расследования разбоев.


3 Последующий этап расследования разбойных нападений

3.1 Следственные ситуации последующего этапа расследования

Своеобразие дальнейшего этапа расследования разбойных нападений состоит в том, что к его началу следователь располагает системой собранных и проверенных доказательств, которые уличают конкретное лицо в совершении разбоя, это лицо задержано и ему предъявлено обвинение. Характер, объем, и направленность работы на дальнейшем этапе расследования во многом обуславливаются результатами предшествующего расследования. При определении направлений и особенностей расследования, очередности проведения следственных действий следователь исходит из содержания складывающейся следственной ситуации, которая имеет определенные черты, систематизация и учет которых помогают должным образом организовать дальнейшее расследование разбойных нападений

Для этого этапа можно выделить следующие типичные следственные ситуации:

1) обвиняемый признает себя виновным, дает показания по существу дела, свою виновность подтверждает новыми доказательствами. Направление расследования в этой ситуации заключается в систематизации и оценке полученных доказательств и принятии окончательного решения в соответствии со ст. 171 УПК РФ.

2) обвиняемый признает себя виновным частично, в части эпизодов, называет другие эпизоды и факты своей преступной деятельности и других лиц. В этой ситуации главное направление расследования должно быть сосредоточено на производстве неотложных следственных действий, расширении круга свидетелей, проведении оперативно – розыскных мероприятий и т.д.

Пространственно – временные границы этого этапа находятся в следующих пределах: от времени вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого и его допросов (ст. 171 УПК РФ) и до принятия решения по существу расследования (время ознакомления обвиняемого с материалами дела в порядке ст. 217 УПК РФ или во время вынесения постановления о прекращении уголовного дела в соответствии со ст. 213 УПК РФ)[68].

3) несмотря на убедительные проверенные доказательства, уличающие обвиняемого в совершении преступления, виновным он себя не

признает полностью или признает частично. В подтверждение этого он

может приводить факты либо, наоборот, замкнуться в себе. В этом случае

действия следователя могут быть направлены на поиск новых доказательств (с помощью которых следует проверить показания обвиняемого),

на избрание новой тактики допроса, на перепредъявление обвинения и др.

Для первой следственной ситуации характерно то, что с одной стороны данная следственная ситуация наиболее простая и благоприятная для следователя, так как лицо совершившее разбойное нападение оказывает всецелое сотрудничество следствию, не препятствует производству расследования, но с другой стороны при такой ситуации возможен вариант, когда разбой был совершен группой лиц и один из нападавших, например под давлением других соучастников полностью берет вину на себя, в данном случае без необходимой проверки возможно вынесение решения по делу, которое не будет достигать цели восстановления социальной справедливости, и противоречить принципу неотвратимости наказания.

Из содержания двух последних следственных ситуаций очевидна необходимость осуществления значительного объема работы, направленной как на установление соучастников преступления, так и свидетелей. Возникает необходимость тщательной проверки связей обвиняемого, его причастности к совершению других преступлений и, наоборот, поиска лиц, причастных к данному преступлению среди убийц, насильников.

Для второй ситуации, возникающей при расследовании разбойных нападений характерно то, что основные направления и особенности планирования по делу в данной ситуации зависят от позиции и линии поведения подозреваемого на предварительном следствии, в частности: дает ли он признательные показания в совершении разбойного нападения совместно с лицами, которые скрылись от следствия, или нет, называет ли он соучастников или нет, сообщает места хранения похищенного, сообщает ли о других фактах разбойных нападений или других преступлениях и т.д.

Алгоритм действий следователей предполагает задержание, личный обыск, освидетельствование лица, подозреваемого в групповом разбойном нападении. Задержанного необходимо допросить для того, чтобы получить доказательства, изобличающие его и соучастников в совершении преступления[69].

В дальнейшем следователь должен проверить, достоверны ли показания подозреваемого в совершении разбойного нападения и совершивших его лицах; выявить все, что скрыто подозреваемым, с той целью, чтобы установить, не вызвано ли это желанием скрыть участие в нападении конкретных лиц либо возложить основную вину на соучастников, оставшихся на свободе; изучить личные связи задержанного, так как именно в среде ближайшего окружения подозреваемого, как правило, выявляются остальные участники. В том случае, если подозреваемый называет их имена и адреса, проводятся обыски и задержание этих лиц, принимаются меры по сбору доказательств и привлечению виновных к уголовной ответственности и предъявлению обвинения в инкриминируемом групповом преступлении.