Смекни!
smekni.com

Расследование разбойных нападений (стр. 11 из 16)

Немало сложностей вызывает и установление свидетелей. Это связано с тем, что к организационно – поисковым вопросам непосредственной деятельности следователей прибавляется морально – этическая проблема. Она связана, прежде всего, с тем, что очевидцы преступлений отказываются свидетельствовать, боясь за свою безопасность, не желают тратить собственное время для участия в длительной процедуре расследования и судебного разбирательства уголовного дела. Не трудно установить свидетелей, сложно вызвать у них интерес к участию в сложном механизме российского судопроизводства.

Наиболее типичной для дальнейшего этапа расследования по делу является третья следственная ситуация, когда причастность обвиняемого лица или группы лиц к расследуемому разбойному нападению не вызывает сомнений, но следователь располагает сведениями о совершении ими иных преступлений, расследование которых производством приостановлено или о которых ранее не было заявлено.

Основные направления расследования в данной ситуации зависят от того, о каких преступлениях, совершенных обвиняемыми ранее, поступила информация, а также от того, насколько близки методики расследования разбойных нападений и преступления, о которых поступила информация. Это обстоятельство, как правило, влечет изменение порядка его действий, например, осуществляется соединение, или выделение уголовных дел, изменяется квалификация преступления или мера пресечения для выявленных участников преступления, намечается и проводится круг дополнительных следственных действий и оперативно – розыскных мероприятий.

О.Я. Баев указывает, что даже на завершающем этапе расследования специфика дел приводит иногда к возникновению сложных (проблемных) ситуаций. Поступившие оперативные данные о новых эпизодах и лицах, участвующих в преступлении, обуславливают необходимость проведения оперативно – розыскных и следственных действий, типичных для первоначального этапа расследования[70].

Практика показывает, что иногда добросовестная, инициативная работа оперативных работников по выявлению фактов преступлений, совершенных преступной группой, приводит к конфликтным ситуациям со следователем. Так в уголовном деле по группе Гриценко следователь ограничился 18 эпизодами, выделяя остальные малозначительные эпизоды, совершенные без Гриценко, в отдельное производство – квартирные кражи, грабежи, вымогательства[71].

При проведении дополнительных допросов каждого отдельного обвиняемого следователь должен выяснить следующие вопросы: все ли обвиняемые дают одинаковые показания о выявленном преступлении; называют ли лица, причастность которых проверяется в связи со вновь открывшимися обстоятельствами, одних и тех же соучастников этого преступления; кто именно имеет отношение ко вновь установленным эпизодам преступной деятельности группы; какова роль и степень участия каждого в этом преступлении.

В том случае, если обвиняемые дают противоречивые показания об обстоятельствах ранее совершенного дела, следователю необходимо проводить проверки и уточнение показаний на месте, предъявление потерпевшего для опознания обвиняемым, а возможно, и встречное опознание, проведение очных ставок между соучастниками, назначение судебных экспертиз, проведение следственных экспериментов и т.д. Кроме этого, реализуется комплекс оперативно - розыскных и организационных мероприятий, направленных на установление преступной деятельности группы либо отдельных ее членов в полном объеме.

Таким образом, рассмотренные выше следственные ситуации, складывающиеся на последующем этапе расследования разбойных нападений, а также соответствующие им основные направления, особенности планирования расследования, наиболее оптимальные комплексы и последовательность следственных мероприятий хотя и являются типичными для уголовных дел изучаемой категории, однако они не исчерпывают всех многочисленных вариантов следственных ситуаций, которые могут возникнуть на практике. Практика допускает и другие возможные алгоритмы действий следователя в той или иной сложившейся следственной ситуации процесса расследования разбойного нападения, ибо деятельность следователя рассматривается как глубоко творческий процесс, в котором он сам определяет направления расследования.

3.2 Тактика производства отдельных следственных действий последующего этапа расследования

Этап дальнейшего расследования преступления в зависимости от степени решения задач начального периода предполагает работу следователя по сбору и закреплению доказательств причастности конкретного лица или лиц к нападению либо – в случае неустановления или незадержания преступников – продолжение розыскной деятельности.

К основным следственным действиям последующего этапа расследования разбойных нападений относятся:

1) предъявление для опознания;

2) проверка показаний на месте;

3) обыск по месту жительства, работы или учебы подозреваемого;

4) очная ставка;

5) назначение и проведение экспертиз.

Далее следует подробнее рассмотреть данные следственные действия и тактику их проведения.

Предъявление для опознания – это следственное действие проводится во всех случаях, когда потерпевший или очевидцы могут опознать подозреваемого. Опознание подозреваемых в совершении разбойного нападения чаще всего проводится по отдельным признакам внешности и общему облику (образу)[72]. В некоторых случаях преступники могут быть опознаны по их динамическим свойствам: особенностям голоса, походки, речи. В процессе предъявления, для опознания подозреваемого целесообразно использовать следующие приемы:

1)предварительное ознакомление потерпевшего или очевидца с ранее данными ими показаниями с целью «оживления» в их памяти всех обстоятельств происшедшего события. Особенно это целесообразно делать, когда с момента совершения преступления до производства этого следственного действия прошло много времени;

2)исключение психологического воздействия подозреваемого в совершении разбойного нападения на потерпевшего путем устранения возможности их бесконтрольного общения. Этот тактический прием целесообразно применять в тех случаях, когда опознающий чувствует неуверенность, страх, боится наглого и агрессивного преступника;

3)привлечение к производству этого следственного действия оперативного работника или участкового инспектора милиции для наблюдения за реакцией и поведением опознаваемого, а также специалиста – криминалиста для оказания содействия в фиксации хода и результатов, предъявленных для опознания.

Распространенным видом данного следственного действия является предъявление для опознания похищенного имущества, используемого и изъятого у преступников огнестрельного или холодного оружия, а также иных орудий преступления, средств транспортировки похищенного имущества, после совершения разбойного нападения. Данный вид опознания проводится по тем же правилам, как и по другим категориям уголовных дел.

Закон требует, чтобы предъявляемые для опознания объекты были, по возможности сходными. Это выражается в том, что «опознаваемый по возрасту, росту телосложению, полноте, форме лица должен быть похож на тех лиц, среди которых он будет предъявляться». Кроме того, при подборе этих лиц следует учитывать их расовые и национальные принадлежности, вид и характер одежды.

Эффективность опознания лица совершившего разбой значительно повышается, если оно будет проведено в условиях, соответствующих тем, в которых опознающий ранее наблюдал опознаваемое лицо.

Подбор предметов, предъявляемых для опознания, зависит от особенностей признаков, перечисленных при допросе опознающим. Если указаны признаки, по которым можно индивидуализировать предмет, то подбираются объекты одного вида, но имеющие различные частные признаки, например однотипные ножи, сумки одной модели.

Проверка показаний на месте – это очень сложное и трудоемкое следственное действие, которое требует тщательной подготовки. В подготовку к данному следственному действию обычно входят: допрос лица, с которым предстоит выход на место совершения разбойного нападения; установление времени выхода на место; определение исходной и конечной точек движения, а также опорных точек этого следственного действия; комплектование группы, в которую целесообразно включить кроме следователя оперативных работников, специалиста - криминалиста, а также конвой, если обвиняемый содержится под стражей.

В процессе подготовки следователь должен помнить, что обвиняемый, давая согласие на производство данного действия, может иметь свою, противоречащую интересам дела цель, например совершение побега, затягивание следствии и направление его по ложному пути и т.д[73].

Эффективным приемом этого следственного действия является предоставление достаточной, но контролируемой инициативы проверяемому лицу, которому предоставляется право свободного выбора маршрута движения без подсказок членов следственно - оперативной группы. Другим тактическим приемом проверки показаний на месте является обязательное сочетание показа с рассказом лица совершившего разбойное нападение в так называемых опорных точках (как проник в жилище, откуда похитил деньги, вещи и т.д.).