Смекни!
smekni.com

Геотермальная энергетика (стр. 2 из 2)

Нельзя не обратить внимание на необходимость использования родниковых вод на месте затопленных после вывода из эксплуатации угольных шахт. Это наблюдается, например, в Кузбассе, где выведено из эксплуатации около 20 шахт и где затопление близлежащих посёлков и невозможность обуздать выход вод на поверхность засыпкой грунта порождает социальные и экологические проблемы. К этому же классу геотермальных вод относят воды глубинного водопонижения на площадках крупных металлургических, химических и других заводов; вод при открытой разработке рудных и нерудных ископаемых (впрочем, для металлургии эта постановка – новая). Глубинное водопонижение приобретает всё большее значение из-за подъёма уровня грунтовых вод и объёмов откачиваемой воды с глубины до 20 м, а в отдельных случаях – ближайшего водного горизонта. При нормальной эксплуатации угольных шахт и подземных рудников работают системы водоотлива такие, что в ряде случаев приходится устанавливать три группы высоковольтных насосов, а вода сбрасывается в естественные водоёмы. Теплота особенно заметна зимой, проявляясь в виде тумана.

Имеющиеся разработки утилизации низкопотенциального тепла шахтных вод показывают, что можно покрыть потребности горячего водоснабжения, полностью отключая в летнее время котельные (2001 г., шахта «Осинниковская», Кузнецкуголь). Оказалось, что себестоимость 1 Гкал тепловой энергии в 2.5 раза ниже по сравнению с котельной шахты. Существовал проект утилизации низкопотенциального тепла воды шахты «Зенковская» Прокопьевскуголь мощностью 2,4 МВт, покрывающей круглогодичную нагрузку системы горячего водоснабжения и базовую нагрузку отопления. Что касается экономической стороны использования геотермальной энергии, то можно говорить о стоимости электроэнергии для геотермальных электростанций на 2005 г. на уровне 4–8 цент/кВтч при удельных капитальных вложениях не свыше 2000 долл./кВт. Если соотнести эти величины с дизельэлектростанциями на жидком топливе, малыми и микроГЭС, ветроэлектростанциями, ветродизельэлектростанциями, то можно вполне говорить о конкурентоспособности геотермальной энергетики.

Что касается фотоэлектрических станций, то сейчас они дороже, хотя безусловно это наиболее развивающаяся область, имеющая в будущем приоритетные перспективы. Безруких П.П. утверждает [5,6], что усреднённые максимальное и минимальное значения стоимости электроэнергии от электростанций на возобновляемых источниках энергии и различных видах топлива, определённые в 1997 г., находятся в тех же пределах и в 2003 г.

Таким образом, теоретические разработки и практическая база выпуска оборудования, строительства и эксплуатации геотермальных установок дают возможности ввести этот вид получения тепла и электричества в общий энергетический баланс по городу, региону, стране. Однако, переходя к региону и отдельным территориям, необходимо так выстраивать гиперболическое Н-распределение, чтобы выдерживалась ценологическая гармоничность всего ряда генерирующих мощностей «крупное-среднее-мелкое» [2,7]. Проверка должна выделять аномальные области по следующим параметрам: генерирующий ряд, протяжённость сетей по классам напряжения, генерирующий ряд при аварийных и чрезвычайных ситуациях. Учитывая, что возобновляемые источники по величине мощности и годовой (суточной) выработке тепла и электроэнергии могут попадать в один кластер, разделение их следует производить, опираясь на многомерный ценологический анализ с привлечением, естественно, экономических критериев.

Осуществление Государственного плана рыночной электрификации России невозможно без решения вопросов, касающихся возобновляемой энергетики, и прежде всего с точки зрения обеспечения безопасности страны. Без использования возобновляемых источников нельзя удовлетворительно решить энергоснабжение районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий; районов, не связанных сетями общего пользования; повысить до цивилизованного уровня надёжность и качество электроснабжения регионов, дефицитных по электрической энергии и органическим ресурсам; улучшить экологическую обстановку по стране (в том числе обеспечить решение проблем, связанных с Киотским протоколом, прежде всего в части эмиссии парниковых газов), обеспечения аварийного энергоснабжения, специальных объектов, а также объектов сферы образования, культуры, услуг.

С точки зрения потребителя, ориентирующегося на собственные возобновляемые источники, необходимо законодательно решить ряд проблем: 1) выдачу технических условий на технологическое присоединение к сетям электроэнергетики; 2) заявительное, а не разрешительное присоединение на параллельную работу мощностей до 10–100 кВт; 3) обязательный приём энергосистемой излишков вырабатываемой электрической мощности и её оплаты.

Наконец, главное. Во всех странах мира развитие возобновляемых источников осуществляется при поддержке государства. Это объясняется стартовой величиной затрат на оборудование. Речь, таким образом, идёт о лизинге, обеспечивающем получение электроэнергии (тепла) без затраты органического топлива. Нельзя не иметь в виду, что эксплуатационные затраты начинает нести собственник ГеоТЭС.

Развитие использования возобновляемых источников невозможно без разработки и принятия Федерального закона «О возобновляемых источниках энергии», включая подзаконные акты (в том числе и по геотермальным источникам). Назрела необходимость и в определении федерального органа исполнительной власти, отвечающего за развитие использования вторичных и возобновляемых источников энергии в субъектах Российской Федерации.