Таблица 3 | |||||
Регион | Число стран/людей (млн.), использующих/принимающих в них | ||||
Стандарт разложения | Систему цветного телевидения | ||||
625 | 525 | SECAM | PAL | NTSC | |
Европа | 40/730 | – | 16/370 | 25/360 | – |
Африка | 50/610 | – | 24/205 | 26/405 | – |
Ближний и Средний Восток | 19/200 | – | 9/120 | 10/80 | – |
Азия | 24/2350 | 8/340 | 7/65 | 17/2474 | 8/340 |
Тихий океан | 8/25 | 8/5 | 2/0,5 | 6/24 | 8/5 |
Северная Америка | 2/0,2 | 4/280 | 1/0,1 | 1/0,1 | 4/280 |
Центральная Америка | 2/1 | 26/149 | 2/1 | – | 26/150 |
Южная Америка | 6/60 | 8/240 | 2/0,2 | 4/190 | 8/100 |
Итого | 151/4156 | 54/1014 | 63/762 | 89/3533 | 54/875 |
Хотя в новых телевизорах качество изображения сейчас оценивается весьма высоко, спрос на них (основного источника доходов производителей телевизионного оборудования), случалось, не рос, а в отдельные периоды даже снижался. Надежды, что это положение изменится в связи с ростом числа принимаемых программ при внедрении кабельных и спутниковых распределительных сетей, к сожалению, не оправдались. Отчасти это объясняется увеличением платы за многопрограммность.
В свое время преобладало мнение, кстати, сохранившееся до наших дней, что привлечь телезрителей может только наибольшее подобие изображения передаваемым объектам съемки, повышение физиологического и эмоционального его воздействия. Одним из таких направлений, пока нереализованных, можно считать объемность (стереоскопичность). Наиболее удачной для ее реализации оказалась идея использования известных особенностей зрительного восприятия изображения. Основное его содержание воспринимается в пределах телесного угла 15x10° («изображение наблюдения»). Ему соответствует формат экрана 4:3, применяемый в телевидении, кино, живописи. Реальное же поле зрения существенно больше - 200x125°. Причем при наблюдении основного события в пределах узкого угла наличие изображения в большем угле создает впечатление стереоскопичности. Практически оно сохраняется при уменьшении его до значения 30x20°.
Другой особенностью восприятия изображения считается необходимое расстояние до экрана, которое должно быть не менее двух метров. При меньших расстояниях могут возникать головные боли, особенно от движущихся объектов.
Учитывая сказанное, минимальный размер телевизионного изображения должен быть 1x0,7 м. В результате в новых стандартах предусматривается увеличение числа строк разложения примерно вдвое (при формате изображения 16:9). Они получили название телевидения высокой четкости (ТВЧ или ТВВЧ). При этом в странах, где используется частота сети 50 Гц (Европа и др.), уже рекомендовано разложение на 1250 строк и 50 полей, а в странах, где частота сети равна 60 Гц (Америка, Япония и др.), - 1125 строк и 60 полей.
Разработка, испытание и частичное использование таких систем вещания, способов передачи и распределения их сигналов ведутся очень интенсивно. Причем в последнее время заметно стремление перейти на цифровые сигналы, позволяющие передавать в одном стандартном канале сигналы нескольких телевизионных программ и другой различной информации. Это будет способствовать также внедрению интерактивных систем, обеспечивающих потребителю получение по запросу интересующих его программ и другой информации.
Об интенсивности работ в этом направлении свидетельствует то, что в отдельные периоды последних лет в международных организациях изучалось до 40 предлагаемых новых стандартов телевидения: варианты систем телевидения повышенного качества, МАС, PAL-плюс и др. Следует сказать, что до начала их практического использования осталось совсем немного времени. Однако поиски новых идей, конечно, продолжаются.
Список литературы
1. В. Д. Крыжановский, Ю. В. Костыков: Телевидение цветное и черно-белое
2. www. referat. Ru