Смекни!
smekni.com

Реализация субъективных процессуальных прав и обязанностей сторон в гражданском и арбитражном судопроизводствах (стр. 3 из 18)

Единственным субъектом, способным к рассмотрению и разрешению гражданских дел, а значит, и к удовлетворению указанных интересов, является суд. Следовательно, любому другому субъекту, вовлеченному в сферу осуществления правосудия по гражданским делам, нет необходимости вступать в процессуальные отношения с кем-либо из субъектов, если одним из участников не является суд. Права и обязанности любого из субъектов всегда корреспондируют соответствующим правам и обязанностям суда. Таким образом, суд в гражданском судопроизводстве является постоянным участником любого гражданского процессуального правоотношения.

Вместе с тем, по мнению отдельных ученых, возможны самостоятельные отношения между сторонами в гражданском процессе[3]. Речь идет об отношениях между субъектами, об определении договорной подсудности, отношениях между соучастниками по поводу поручения одному из них ведения дел от имени остальных, правоотношениях, связанных с заключением мирового соглашения[4]. Действительно, на первый взгляд эти правоотношения возможны без участия суда. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что и в них присутствует судебный контроль, свидетельствующий об участии суда и в этих правоотношениях. Это касается и нового вида правоотношений между сторонами, наличие которых предусматривает ГПК РФ в ст. ст. 71 и 149. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 149 ГПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству истец или его представитель передает ответчику копии доказательств, обосновывающих фактические основания иска. Ответчик или его представитель при подготовке дела к судебному разбирательству в соответствии с п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 149 ГПК РФ представляет истцу или его представителю возражения в письменной форме относительно исковых требований, передает истцу или его представителю доказательства, обосновывающие возражения относительно иска. Часть 3 ст. 71 ГПК РФ устанавливает обязанность лиц, участвующих в деле, в случае представления в суд письменных доказательств направлять их копии другим лицам, участвующим в деле. О том, что данные действия совершаются под контролем суда, свидетельствует норма ч. 2 ст. 150 ГПК РФ, в соответствии с которой суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству направляет или вручает ответчику копии заявления и приложенных к нему документов, обосновывающих требования истца, и предлагает представить в установленный срок доказательства своих возражений. Это свидетельствует о том, что действия сторон при подготовке дела к судебному разбирательству совершаются под контролем суда.

Все процессуальные правоотношения являются относительными и двусторонними. Их относительность проявляется в том, что в любом правоотношении можно проследить правовую связь между несколькими конкретными субъектами, в отличие от абсолютных правоотношений, где управомоченному субъекту противопоставлено неограниченное количество обязанных субъектов. Двусторонний характер процессуальных правоотношений заключается в наличии на стороне каждого субъекта как прав, так и обязанностей. Даже на стороне такого, казалось бы, полностью обязанного лица, как свидетель, наличествует право давать показания на родном языке, право воспользоваться свидетельским иммунитетом и т.п., которым корреспондируют соответствующие обязанности суда.

Подавляющее большинство гражданских процессуальных правоотношений начинается либо с момента возбуждения производства по делу, либо после его возбуждения. Однако возможны процессуальные правоотношения и до возбуждения производства по делу. Так, при обращении лица в суд между ним и судом возникает правоотношение, предусмотренное нормами гражданского процессуального права. Исходя из ч. 2 ст. 134, ч. 2 ст. 135, ч. 2 ст. 136 ГПК РФ, вторым, помимо суда, субъектом данного процессуального правоотношения является заявитель. До возбуждения производства по делу в деле не может быть истца.

В то же время нельзя проигнорировать рассматриваемые правоотношения и сказать, что до возбуждения производства по делу нет и не может быть процессуальных правоотношений. Если суд найдет основания для возбуждения производства по делу, правоотношение между заявителем и судом изменится в правоотношение суд - истец. Тогда как при отказе в принятии искового заявления или возвращении искового заявления возникшее между заявителем и судом процессуальное правоотношение прекратится[5].

Вопрос о содержании гражданского процессуального правоотношения не получил в науке гражданского процессуального права однозначного определения. Ряд ученых относят к содержанию процессуального правоотношения субъективные процессуальные права субъектов[6]. Другие ученые считают, что содержание процессуального правоотношения образовано процессуальными действиями субъектов[7]. Помимо этого, существует мнение о том, что в гражданском процессуальном правоотношении необходимо выделять юридическое (права и обязанности) и фактическое (деятельность субъектов) содержание[8].

Анализ правоотношения с точки зрения взаимодействия формы и содержания позволяет сделать вывод о том, что содержанием гражданского процессуального правоотношения являются субъективные процессуальные права и обязанности его субъектов.

Содержание - философское понятие, неотделимое от понятия "форма". Единство формы и содержания - аксиоматическое правило, выражающее неотделимость внешнего и внутреннего проявления сущности того или иного объекта, явления. Содержание - единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме.

Форма - способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Если за основу рассуждений принять посылку, что гражданское процессуальное правоотношение - форма, следовательно, необходимо определить содержание правовой связи между субъектами. Связь, о которой идет речь, отражает взаимное существование субъектов, при котором действия одного влияют на положение другого. Взаимодействие субъектов в правоотношении происходит благодаря наличию в структуре их правового статуса прав и обязанностей. При этом праву одного субъекта всегда соответствует обязанность другого. Без этого правоотношение просто потеряло бы смысл. Именно благодаря субъективным правам и обязанностям возможна устойчивая правовая связь между субъектами. Правоотношение (связь) как форма неотделима и служит выражением способа существования субъективных прав и обязанностей в их нераздельном и взаимозависимом взаимодействии. В абстрактном виде правоотношение - связь идеальных субъектов, их правовых статусов. В объективной действительности правоотношение - связь между конкретными лицами, обладающими правовыми статусами того или иного субъекта. Как в первом, так и во втором случае объединяющим звеном в данной связи выступают права и обязанности, играющие роль содержания отношений между субъектами. И наоборот, субъективные права и обязанности могут существовать только в форме правоотношений, при которой каждому праву соответствует определенная обязанность, а за нарушение прав и невыполнение обязанности предусмотрены меры ответственности.

Действия субъектов не могут выступать в роли содержания правоотношения. Получается, что форма шире содержания. Это можно сравнить с выводом о том, что предметы, положенные в ящик письменного стола, имеют форму стола. Форма и содержание существуют в неразрывном единстве. Они должны соответствовать друг другу без каких-либо исключений.

Кроме того, если форма - способ существования содержания, значит, действия субъектов могут существовать в форме правоотношений. Как же тогда быть с правами и обязанностями субъектов? Ряд ученых относят их к категории формы правового отношения, говоря о поведении субъектов как о его содержании[9].

Из такого подхода можно заключить, что процессуальное правоотношение - самостоятельное понятие, для которого необходимо определять и форму, и содержание[10]. Форма процессуального правоотношения - процессуальные права и обязанности, а содержание - действия субъектов. Но в этом случае неизбежно приходится уходить от того, что между правами и обязанностями есть связь. То есть само понятие "правоотношение" теряет смысл. Если формой называть право или обязанность, а действия называть содержанием, то уместно забыть о категории "правоотношение" и разрабатывать категорию "правоповедение", потому что права и обязанности играют роль формы именно для того поведения, которое им соответствует. Ведь в этом случае нет необходимости рассматривать права и обязанности в их связи друг с другом. Субъективное право (мера возможного поведения) - форма. Поведение управомоченного лица - содержание.

Форма - способ существования содержания. Значит, субъективное право, юридическая обязанность - способ существования поведения. Субъективное право, обязанность - самостоятельные понятия, которые не включают в себя взаимодействие друг с другом. Такое взаимодействие (связь) включено в понятие "правоотношение". В этом его ценность. При выбранном подходе она теряется.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что содержанием процессуального правоотношения являются находящиеся в неразрывной связи субъективные процессуальные права и юридические обязанности. Для эффективного правового регулирования права и обязанности могут существовать только в форме взаимодействия (связи), в роли которой выступает правоотношение. Справедливое распределение должного и возможного между субъектами взаимодействующих интересов влияет на форму их взаимодействия, при которой степень долженствования соответствует степени и направленности свободы. Таково единство формы и содержания в том, что касается категории "гражданское процессуальное правоотношение".