В теории дискуссионным является вопрос о том, можно ли считать сторонами лиц, участвующих в делах, возникающих из административно-правовых отношений. В литературе нет единого мнения по этому вопросу. Одни ученые придерживаются точки зрения, что такие лица являются сторонами[34]. Другие полагают, что данных лиц нельзя рассматривать как стороны, так как понятие сторон относится к исковому производству[35].
По этим делам суды рассматривают и разрешают споры о праве между указанными заинтересованными лицами. Следовательно, эти дела по своей процессуальной сущности однотипны с делами искового производства. Разница между ними состоит в том, что в первом случае суды рассматривают и разрешают споры, возникающие из административных, конституционных, налоговых, гражданских и других правоотношений (жалобы на действия избирательных комиссий, жалобы на отказ в регистрации недвижимости и т.д.), во втором же случае - споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых правоотношений. Различия в материальном праве обусловливают некоторые процессуальные особенности рассмотрения дел, отнесенных к указанным видам гражданского судопроизводства, но они не меняют сущности процессуального положения лиц, участвующих в данных делах. Во всех этих делах суды рассматривают материально-правовые требования, предъявляемые одной стороной (истцом) к другой стороне (ответчику).
Поэтому лиц, участвующих в делах, возникающих из административно-правовых отношений, можно считать сторонами в судопроизводстве по рассмотрению и разрешению этих дел. Лицо, подавшее соответствующую жалобу (заявителя) по делам, возникающим из административно-правовых отношений, и должностное лицо (административный орган), привлекаемое к участию в деле в связи с жалобой на их действия, являются сторонами. Согласно закону они пользуются теми же процессуальными правами и несут те же процессуальные обязанности, что и стороны в делах искового производства за изъятиями, установленными законом[36].
Как и в делах искового производства, понятие сторон здесь связано с понятием субъектов спорных материальных правоотношений. Наличие двух сторон с противоположными юридическими интересами, между которыми имеется спор о праве, является определяющим признаком и данного вида судопроизводства. Они имеют свой юридический интерес, заинтересованы в принятии благоприятного для них решения. Юридическая заинтересованность в деле - обязательный признак сторон в делах, возникающих из административно-правовых отношений. Каждая сторона имеет как материально-правовой, так и процессуальный интерес[37]. Следовательно, стороны имеют, как правило, противоположные материально-правовые и процессуальные интересы, как материально-правовую, так и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела. На стороны и в этих делах в полной мере распространяются последствия вступления решения суда в законную силу.
Важным свойством, характеризующим стороны, является наличие у них правоспособности и дееспособности. Возможность иметь субъективные гражданские процессуальные права зависит от наличия у сторон гражданской процессуальной правоспособности, т.е. способности иметь гражданские процессуальные права и обязанности. Необходимо отметить, что гражданская процессуальная правоспособность связана с гражданской правоспособностью. Статья 17 Гражданского кодекса предусматривает, что гражданская правоспособность - это способность иметь гражданские права и нести обязанности, правоспособность признается в равной степени за всеми гражданами. Гражданская процессуальная правоспособность не тождественна гражданской правоспособности, так как гражданская правоспособность не может иметь определяющего значения для всех категорий дел. Например, процессуальная правоспособность суда, свидетелей, прокурора и некоторых иных участников процесса не связана с их гражданской правоспособностью. Закон устанавливает, что гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами с момента рождения и до смерти. Правоспособность существует независимо от психического состояния, вменяемости, лишить гражданина правоспособности нельзя. Все граждане могут выступать в качестве сторон в гражданском процессе.
Для того чтобы стороны имели возможность личными действиями осуществлять свои процессуальные права и исполнять процессуальные обязанности, они должны обладать гражданской процессуальной дееспособностью, т.е. способностью осуществлять свои права в суде и поручать ведение дел представителю. Согласно ст. 37 ГПК РФ граждане, достигшие совершеннолетия, т.е. 18 лет, могут лично или через представителей участвовать в процессе по гражданскому делу и самостоятельно распоряжаться принадлежащими им правами и нести обязанности[38].
Права и охраняемые законом интересы недееспособных или ограниченно дееспособных защищаются в суде их родителями, усыновителями, опекунами или попечителями. Причем, согласно ст. 31 ГК РФ, опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
В качестве сторон могут выступать и юридические лица. Здесь нет необходимости в разграничении на правоспособность и дееспособность, поскольку моменты возникновения правоспособности и дееспособности совпадают. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным учредительными документами, оно также несет связанные с этой деятельностью обязанности. Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Процессуальная дееспособность граждан прекращается либо с их смертью, либо с признанием их в судебном порядке недееспособными.
Поскольку истец и ответчик - стороны материально-правового спора, они пользуются равными правами в процессе. Равенство сторон в процессе обусловлено демократизмом гражданского процесса. Предметом рассмотрения здесь является спор, а стороны в споре должны быть равноправными, это необходимо для того, чтобы разрешить возникший спор по существу.
Стороны обладают всеми правами, предоставленными лицам, участвующим в деле. Субъективные права сторон неоднородны. В зависимости от их содержания они могут быть классифицированы на две группы: 1) права, связанные с участием в судебном рассмотрении дела и в исполнении судебного решения, т.е. права, выражающие принцип состязательности; 2) права, связанные с возбуждением процесса и его дальнейшим движением, т.е. права, выражающие принцип диспозитивности[39]. Данная классификация прав сторон имеет существенное значение для характеристики их процессуального положения.
Принцип состязательности выражают субъективные процессуальные права. Согласно ст. 30 ГПК стороны имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц. Стороны вправе также обжаловать определения и решения суда и пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными им законом. Эти права дают сторонам возможность активно участвовать в подготовке дела к судебному разбирательству и в его судебном рассмотрении, отстаивать свои интересы и добиваться вынесения судом справедливого, по их мнению, решения.
Говоря о нормах, выражающих принцип диспозитивности, можно сделать вывод, что данный принцип проявляется в следующих конкретных формах: в использовании по своему усмотрению права на обращение в суд за защитой; в определении объема требований и их оснований; в распоряжении спорным материальным правом и процессуальными средствами его защиты; в использовании процессуальных прав, обусловливающих возникновение, движение и окончание процесса.
Принцип диспозитивности в гражданском процессе характеризуется тем, что стороны совершают распорядительные действия под контролем суда. Следует подчеркнуть, что контроль суда не является ограничением диспозитивных начал, так как он ограничен установленными пределами: суд проверяет, чтобы действия сторон были законными и не нарушали субъективных прав и охраняемых законом интересов других лиц. Если действия сторон соответствуют этим требованиям, то они обязательны для суда. Суд обязан в этом случае принять отказ истца от иска или признание иска ответчиком, утвердить мировое соглашение сторон.
Таким образом, стороны имеют процессуальные права, дающие им возможность распоряжаться материальным правом, спор по поводу которого рассматривает суд (право отказаться от иска, признать иск, заключить мировое соглашение). Сущность стороны помогают раскрыть и те статьи ГПК, которые предоставляют истцу право отказаться от иска, ответчику - признавать иск, а сторонам - окончить дело мировым соглашением. Право распоряжаться объектом спора - материально-правовым требованием - может принадлежать только его обладателю. Данные нормы, следовательно, связывают понятие стороны в процессе с субъектным составом материально-правового отношения.
Отказ от иска - это важное диспозитивное право истца, означающее, что истец отказался от своего материально-правового требования к ответчику, таким образом, истец отказывается от продолжения процесса. Причем отказ от иска возможен как в суде первой, так и в суде второй инстанции. Возможно использование этого права и на стадии судебного надзора, на стадии исполнительного производства возможно его прекращение при отказе взыскателя от взыскания.