Попробуйте синтезировать эту ситуацию на плоскости, описать такую модель и дать ей физическое объяснение!
Мы не будем воспроизводить здесь анализ парадокса. Он дан в работе [4]. Отметим только, что, никакого реального «сокращения» окружности диска нет, поскольку нет релятивистского «сокращения масштаба». Что касается «релятивистских объяснений», то они сводятся к гипотезе adhos, запрещающей существование «абсолютно жестких тел». Такой подход можно отнести к разряду околонаучной фантастики. Роль упомянутой гипотезы только в том, чтобы защитить СТО от критики.
Заметим, что при вращательном движении эффект Доплера, аберрация и «деформация» расстояний отличаются от того, что имеет место при линейном поступательном движении, поскольку расстояние и угол аберрации сохраняются неизменными для точки, двигающейся по окружности. Эти явления при произвольном движении источника света еще подлежат осмыслению. Что касается СТО, то эти явления даже не анализировались.
Хотя ОТО и не входит в «GedankenExperiments», все же стоит сказать о ней, как об еще одной физической несуразице. Принцип эквивалентности инерциальной и гравитационной масс, предложенный Эйнштейном, несостоятелен как с философской, так и физической точек зрения. Гравитация – способность материальных объектов притягиваться друг к другу. Инерция это свойство тела противостоять действию силы, приложенной к этому телу. Отождествлять массы – означает отождествлять столь разнородные свойства. А это нонсенс.
Результатом «гибрида» принципа эквивалентности и пространственно-временых искажений родились схоластические монстры: ОТО, теория «Большого взрыва», струны, суперструны, черные дыры и другая фантастическая околонаучная схоластика. Она имеют такое же отдаленное отношение к физике, какое имели споры средневековых схоластов о том: «сколько чертей уместится на конце иглы?» - к современной экономике.
Прежде всего, ответим на вопрос: почему ошибочная теория СТО оказалась столь «живучей»? Мы видим здесь две причины. Первая причина – упадок материалистической философии. Материалистическую философию связывают с отношением сознания и материи: материя первична, сознание есть продукт материи. Но материализм не только в приверженности этому принципу. Он невозможен без добросовестного, ответственного и честного отношения к науке и к соблюдению норм научной этики.
К несчастью, материализм в начале прошлого века был «подавлен» позитивизмом. Для иллюстрации приведем пример. Известные тома Теоретической физики Л.Д. Ландау и Е.М. Лифшица написаны в духе «раннего логического позитивизма». В них вы не найдете упоминаний о трудностях и проблемах в научных теориях. Все подчинено тому, чтобы представить эти теории в «шоколадной обертке» без противоречий и проблем. Если что-то и упоминается, то как «неизбежное зло» или «пройденный этап», не имеющий принципиального значения. Книги Р. Фейнмана разительно отличаются от томов Теоретической физики по духу.
Позитивизм породил другое негативное течение – прагматизм («истинно то, что для меня полезно»; «успех любой ценой» и т.д.). Прагматизм – порождение капиталистической идеологии, идеологии спекулянтов и фарцовщиков. Благодаря этой идеологии появилось множество «остепененных ученых»: кандидатов и докторов. Но ученое звание или степень это «обложка», за которой может быть как талантливый исследователь, так и бездарная личность. Преобладание последних породило беспринципность в науке и «дремучий догматизм». Новые идеи «втаптываются в грязь», подвергаются обструкции. Напомним, что в нашей стране Президиум АН СССР принимал в разное время четыре постановления о запрете критики теории относительности и запрещении публикации критических статей в ведущих журналах.
Позитивизм в России привел к утрате философами мировоззренческих позиций, к ее деградации. Физики прекрасно почувствовали, что «официальная» философия беспомощна, и ждать от нее нечего. В результате в научной среде укоренилось негативное отношение к философам и их точке зрения. Слово «философия» стало в их среде бранным, стало синонимом беспринципности и лакейства [11], [12].
Второй причиной явилось политическое давление со стороны «сторонних» (политических) сил. Об этом много писалось и не хочется повторять уже известное.
Эксперимент, сам по себе, не несет никакой информации без объяснения. Объяснение всегда опирается на теорию или гипотезу. В свою очередь, ни теория, ни гипотеза невозможны без миропонимания (мировоззрения = философии). Таким образом, философия неизбежно «врывается» в естествознание, независимо от желания исследователя.
Ф. Энгельс писал, что материалистическая философия подобна капризной даме. Она мстит естествознанию задним числом за то, что последнее покинуло ее. Следовательно, первейшей задачей является возрождение материализма в науке. Когда математический формализм и теология подменяют физический смысл, наука становится бессмысленной.
Следующей задачей является ревизия современных физических теорий, пересмотр их содержания с материалистических мировоззренческих позиций, с позиции здравого смысла и сути физических явлений. Это касается механики, электродинамики и других разделов физики.
Подводя итог анализу «мысленных экспериментов», мы выскажем следующие предположения. Во-первых, электромагнитная волна это особый вид материи, существующий параллельно другому виду – материальным телам. Волна обладает особыми свойствами и должна удовлетворять модифицированному преобразованию. Движение материальных объектов подчиняется преобразованию Галилея.
Модифицированное преобразование зависит от относительной скорости объекта наблюдения и наблюдающего субъекта, от относительной скорости источника электромагнитной волны и заряда, на который она воздействует [13]. Относительная скорость вычисляется по старому правилу - «правилу параллелограмма». Поскольку относительная скорость определяется обычным (классическим) способом, между преобразованием Галилея и модифицированным преобразованием не возникает противоречий. Как следствие, эйнштейновская формула сложения скоростей оказывается бесполезной в физических исследованиях, а классическая механика не нуждается в «релятивистской коррекции».
Такой подход называется «Волновым вариантом теории Ритца» и рассмотрен в работах [7], [14] и др. Так постепенно, исправляя свои и чужие ошибки, преодолевая сложившиеся предрассудки и заблуждения, можно двигаться вперед в понимании физических явлений.
Тех, кого заинтересует наш подход, приглашаем посетить наш сайт http://kuligin.mylivepage.ru/file/index/ .
Источники информации
1. Пановски В., Филипс М. Классическая электродинамика. – М.:, «ГИФФМЛ», 1963.
2. Кристиан Маршаль. Решающий вклад Анри Пуанкаре в специальную теорию относительности (Перевод с английского Ю. В. Куянова). Препринт ИВФЭ, - Протвино, 1999
3. Кулигин В.А., Кулигина Г.А., Корнева М.В. Физика и философия физики. n-t.ru/tp/ns/fff.htm
4. Корнева М.В., Кулигин В.А., Кулигина Г.А. Аберрация света и парадокс Эренфеста. http://kuligin.mylivepage.ru/file/2075/7266
5. Корнева М.В. Ошибка Лоренца. 2004. n-t.ru/tp/ns/ol.htm
6. Б. Дж. Уоллес «Проблема пространства и времени в современной физике» / Проблема пространства и времени в современном естествознании. Ленинградское отделение АН РСФСР. С.-П. 1991
7. Корнева М.В., Кулигин В.А., Кулигина Г.А. Анализ классической электродинамики и теории относительности. n-t.ru/tp/ns/ak.htm; ritz-btr.narod.ru
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Специальная_теория_относительности
9. Корнева М.В., Кулигин В.А., Кулигина Г.А. Парадоксы СТО на одно лицо. www.sciteclibrary.ru/…/pages/8085.html;ritz-btr.narod.ru/kuligin-1.html
10. Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Теория поля. ГИФФМЛ, М. 1960.
11. Кулигин В.А. Вавилонская башня вульгарного позитивизма. http://dialectics.ru/521.html
12. Корнева М.В., Кулигин В.А., Кулигина Г.А. Практика – критерий или могильщик. http://kuligin.mylivepage.ru/file/2075/6489 ; www.portalus.ru/…/rus_readme.php?… ; kuligin.mylivepage.ru/…/2075_restored-26.11.2008/6489
13. Корнева М.В., Кулигин В.А., Кулигина Г.А. Физика и философия парных взаимодействий. ritz-btr.narod.ru/kuligin-1.html
14. Корнева М.В., Кулигин В.А., Кулигина Г.А. Волновой вариант теории Ритца. www.sciteclibrary.ru/…/YaBB.pl?num=1177518644