Смекни!
smekni.com

Режим апартеида в ЮАР и его крах. Французская Конституция 1958 г (стр. 1 из 2)

Режим апартеида в ЮАР и его крах

История внешней политики Южной Африки как суверенного государства охватывает период немногим более трех десятилетий. Однако с 1910 г., года образования Южно-Африканского Союза, до 1961 г., когда она стала независимым государством, Южная Африка играла, заметную роль в мировой политике.

Экономической основой системы расизма и колониализма на юге Африки является господство могущественных международных монополий. В этом районе сосредоточена львиная доля всех иностранных, в том числе американских, капиталовложений в Африке. Только в одной ЮАР действует свыше 250 крупнейших американских фирм, которые получают почти 100 млн. долл. прибыли в год. Прямые инвестиции американского капитала в ЮАР возросли с 50 млн. долл. в 1943 году до 755 млн. долл. в 1969 году и составляют ныне около 25% всех американских инвестиций в Африке. Важная роль отводится району Южной Африки в глобальной военно-политической стратегии Вашингтона. Многочисленные официальные и секретные соглашения, заключенные США, Англией, ФРГ и Португалией с расистскими режимами в Претории и Солсбери, фактически распространяют на Южную Африку сферу оперативной деятельности НАТО.

В 1948 г. правительство Смэтса потерпело поражение на выборах и к власти в ЮАС пришла Национальная партия во главе с Д.Ф. Маланом. С этого времени и вплоть до 1990 г. внешнеполитическая деятельность правящих кругов страны, по существу, определялась системой апартеида и стремлением сохранить и упрочить привилегированное положение белого меньшинства.

Апартеид стал краеугольным камнем политики Национальной партии в ЮАС. Принятый в 1949 закон запрещал браки белых с цветными или африканцами. Закон «О регистрации населения» от 1950 предусматривал классификацию и регистрацию жителей Южной Африки по расовому признаку, в соответствии с принятым в том же году законом «О расселении по группам» были созданы т.н. «этнические» зоны – расовые гетто для африканцев, цветных и индийцев, где те имели право владеть собственностью. С целью дальнейшего укрепления системы апартеида в 1962 был принят закон «Об общественной безопасности», больше известный как закон «о саботаже». В соответствии с этим законом, любой человек, совершивший преступное деяние, от обычного правонарушения до убийства, или же пытающийся «осуществить или поощрить социальные или экономические изменения» в стране, мог быть без суда и следствия приговорен к тюремному заключению и даже к смертной казни. Закон «О подрывной деятельности», принятый в 1967, предусматривал задержание людей без ордера на арест, содержание в одиночной камере, содержание под арестом в течение неопределенного срока, проведение общего судебного процесса над людьми, совершившими разного вида преступления и вынесение приговора группе лиц за противозаконные действия одного человека в определенных ситуациях. По закону 1969 в ЮАС было создано Управление государственной безопасности, деятельность которого мог контролировать только министр, специально назначенный президентом. Был также принят закон, запрещающий распространение информации, наносящей вред государственной безопасности.

После окончания второй мировой войны ЮАС столкнулся с осуждением существовавшего в стране расового неравенства со стороны ООН, к числу основателей которой принадлежала и Южная Африка. С начала 50-х годов вплоть до последнего времени вопрос об апартеиде в ЮАС был постоянным и одним из наиболее важных пунктов повестки дня главного форума мирового сообщества.

Правительство ЮАС сразу же заняло твердую позицию, отвергавшую право Генеральной Ассамблеи ООН обсуждать эту проблему, ссылаясь на п. 7 ст. 2 Устава ООН о невмешательстве во внутренние дела государств-членов. В 1955 г. в знак протеста ЮАС отозвала своего представителя на Генеральной Ассамблее ООН и возобновила участие в ее работе лишь в 1958 г. Однако в 1963 г. Совет Безопасности ООН признал угрозу, которую представляет собой ситуация в Южной Африке для международного мира и безопасности. Попытка правительства белого меньшинства представить политику апартеида как проблему исключительно внутреннего характера не удалась. В 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН заявила о непризнании полномочий делегации ЮАР, и с этого времени ее представители не принимали участия в ее работе.

В 1970-х–начале 1980-х годов около 3,5 млн. африканцев были насильственно выселены на территорию бантустанов, созданных по этническому принципу. 26 октября 1976 правительство ЮАР объявило о предоставлении «независимости» бантустану Транскей, 6 декабря 1977 – Бопхутхатсване, 13 сентября 1979 – Венде и 4 декабря 1981 – Сискею. Миллионы африканцев, жившие в бантустанах и приписанные к ним, были лишены гражданства ЮАР.

В 1977 году власти ЮАР запретили практически все организации, выступавшие против политики апартеида. На этом фоне возросло число диверсионных актов АНК (Африканского Национального конгресса) против государственных предприятий и учреждений. Силы, оппозиционные режиму, требовали освобождения из заключения лидера АНК Нельсона Манделы.

В условиях непрекращавшихся волнений органы местной власти в африканских поселениях практически перестали функционировать, и молодые активисты АНК стали создавать новые органы самоуправления. В июле 1985 правительство ввело режим чрезвычайного положения на значительной части территории страны.

В конце 1980-х–начале 1990-х годов ЮАР встала на путь постепенного отказа от политики апартеида. Этот курс правительства был в значительной степени вынужденным: экономическое положение страны значительно ухудшилось, не в последнюю очередь из-за экономических санкций, предпринятых странами ЕС, США и других государств с целью оказания давления на власти ЮАР. Кроме того, частные иностранные компании и кредиторы стали сворачивать свою деятельность в ЮАР, опасаясь дальнейшей дестабилизации. Несмотря на репрессии со стороны государства и строгую цензуру средств массовой информации, сопротивление африканского населения расистскому режиму постоянно возрастало.

В начале 1989 с П.В. Ботой случился инсульт, и вместо него руководителем Национальной партии и президентом страны стал лидер отделения партии в Трансваале Фредерик де Клерк, который направил свои усилия на превращение страны в равноправного субъекта переговоров по всему комплексу проблем субрегиона, на прорыв изоляции ЮАР в мире и возвращение ее в мировое сообщество. В ходе своей избирательной кампании накануне парламентских выборов 1989 де Клерк выдвинул пятилетний план демонтажа системы апартеида, который, правда, не предусматривал передачу власти африканскому большинству.

Внешняя политика правительства Ф. де Клерка в начале 90-х годов предполагала расширение международной поддержки внутри- и внешнеполитической деятельности нового руководства страны, восстановление старых и налаживание новых межгосударственных связей, ликвидацию последствий введения санкций против ЮАР.

В мае 1990 г. Ф. де Клерк совершил поездку по девяти странам Западной Европы, цель которой, по его заявлению, состояла в том, чтобы убедить Европу в необратимости начавшихся политических процессов в стране, приведших к легализации деятельности АНК и других политических организаций и началу переговоров о ликвидации апартеида с представителями различных партий.

В марте 1994 население бантустанов Сискея и Бопхутхатсваны свергли своих правителей, и временное правительство ЮАР приняло на себя управление этими территориями. В том же месяце было введено чрезвычайное положение в Натале, где ПСИ призвала к бойкоту выборов и снова обратилась к тактике насилия. Однако в последнюю минуту руководство ПСИ все же приняло решение участвовать в выборах, которые состоялись 26–29 апреля. 27 апреля 1994 вступила в силу временная конституция, и ЮАР стала государством многорасовой демократии.

АНК пришел к власти, получив поддержку абсолютного большинства избирателей – 63%, в то время как за Национальную партию проголосовали 20%, а за Партию свободы Инката – 10% избирателей. Остальные политические партии не смогли преодолеть 5%-го барьера, необходимого для включения их представителей в состав правительства. В результате коалиционное правительство национального единства, которое должно было руководить страной в ближайшие пять лет, было сформировано из представителей АНК, Национальной партии и Партии свободы Инката.

9 мая 1994 Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР Нельсона Манделу. Выдающиеся личные качества нового президента сыграли решающую роль в сохранении стабильности в стране в переходный период.

Другим болезненным узлом отношений между Южной Африкой и мировым сообществом был вопрос о предоставлении независимости ЮЗА (с 1968 г. - Намибия). В период между мировыми войнами по условиям мандата Лиги Наций ЮАС должна была представлять Постоянной мандатной комиссии ежегодные отчеты о состоянии дел в Юго-Западной Африке. Комиссия неоднократно высказывала критические замечания в адрес правительства ЮАС в связи с «абсолютной стагнацией» в области развития социальных программ, с бедственным положением в здравоохранении и системе образования, осуждала политику расовой дискриминации. ЮАС же проявляла намерение включить территорию ЮЗА в состав Южно-Африканского Союза. Такое предложение было выдвинуто ее представителями в 1945 г. на конференции в Сан-Франциско. В 1946 г. Я. Смэтс вновь поставил перед Советом по опеке ООН вопрос об включении ЮЗА в состав ЮАС. В итоге Генеральная Ассамблея ООН признала незаконной оккупацию ЮЗА Южной Африкой, приняв в 1966 г. резолюцию о прекращении действия мандата ЮАР на управление территорией ЮЗА и установив международный статус территории ЮЗА. В рамках ООН в 1967 г. был создан Совет ООН по Намибии. В 1973 г. большинством членов Организация Объединенных Наций в качестве единственного и законного представителя намибийского народа признала Народную организацию Юго-Западной Африки (СВАПО), возглавившую национально-освободительное движение, борьбу против оккупации ЮЗА Южной Африкой, за превращение своей страны в независимое государство. Лишь с реализацией в 1990 г. плана ООН по предоставлению независимости Намибии, разработанного пятью западными державами (США, Великобритания, Франция, ФРГ, Канада), правительство ЮАР стало уважать решения ООН по Намибии и способствовать процессу ее деколонизации. Реакция правительства ЮАР на изменение расстановки и соотношения политических сил в мире выразилась в выполнении всех условий нью-йоркского соглашения 1988 г., реализация положений которого ознаменовалась провозглашением независимости Намибии в 1990 г. Деколонизация Намибии с участием сил ООН по поддержанию мира (ЮНТАГ) стала переломным моментом в развитии конфликта на Юге Африки.