Смекни!
smekni.com

Физическая парадигма и универсальная теория (стр. 4 из 5)

Поля имеют также две формы – классическую и квантовую.

Информация не рассматривается как физическая субстанция. Ее роль в физической картине мира, ее вклад в реальность не ясны.

А.2. Реальные частицы существуют в четырехмерном пространстве-времени, имеют неотрицательные массы и скорости, не превышающие световую. Их движения описываются принципом наименьшего действия. Существуют три типа механического движения материи – трансляционное, колебательное и вращательное.

А.З. Частицы обладают волновыми свойствами. Они – проявления полей.

А.4. Существуют два типа вещества: первый – кварк-лептонный без правого нейтрино, другой – неизвестная небарионная материя.

А.5. Свойства взаимодействий определяются их симметрией.

А.6. Существуют четыре фундаментальных взаимодействия – электромагнитное, слабое, сильное и гравитационное. Предполагается, что первые три взаимодействия объединяются в одно с симметрией 5Щ5). В этом случае должны существовать магнитные монополи, а протоны – распадаться. Скорость распространения взаимодействий в вакууме ограничена скоростью света.

А.7. В основе фундаментальной теории лежат первые принципы – апробированные опытом постулаты.

А.8. Теоретической основой фундаментальной физики является квантовая теория поля. Это положение оспаривается.

Б. Космологическая парадигма

Б.1. Представление о Мироздании не сформировано. Вселенная – это наблюдаемая часть Мироздания, все Мироздание или частица в нем.

Б.2. Вселенная расширяется из начального плотного состояния, возникающего в физическом вакууме.

Б.З. Масса Вселенной образуется на ее начальном этапе существования и в дальнейшем сохраняется.

В.4. Вселенная зарядово-асимметрична: вещество доминирует над антивеществом.

Б.5. Динамика Вселенной как целого определяется гравитационным взаимодействием, темной энергией и антигравитирующим вакуумом. При красном смещении 2~7 расширение ускоряется.

Б.6. Теоретическим фундаментом космологии является общая теория относительности с Л ф 0 и следующая из нее фридмановская модель расширения.

Б.7. Основным механизмом структурирования вещества Вселенной является гравитационная неустойчивость начальных возмущений, возникающих на инфляционной стадии.

Б.8. Звезды образованы барионной материей, тогда как в галактиках и их скоплениях доминирует небарионное вещество.

Б.9. Крупномасштабная структура в однородной Вселенной не могла образоваться механическим способом – для этого наблюдаемых скоростей галактических систем недостаточно.

8.1. Мир един, монофундаментален, и потому свойства всех сложных иерархических уровней материи должны объясняться свойствами частиц фундаментального уровня, т.е. физика является фундаментом наук, изучающих любые иерархические уровни. В естественных науках эта тенденция проявилась исторически. Поэтому редукционизм можно считать естественным подходом, хотя он и оспаривается.

8.2. Живая и косная материя образованы одними и теми же элементарными частицами. Живая материя возникает из косной.

8.3. Существует универсальный генетический код, задающий связь между кодонной структурой ДНК и производством аминокислот.

8.4. Жизнь появилась на Земле химическим путем либо посредством панспермии и эволюционирует от простого к сложному.

8.5. Живая материя эволюционирует в результате случайных мутаций естественного отбора. Этот механизм оспаривается, но достаточно убедительной альтернативы пока не предложено.

8.6. Души нет, психика и сознание-функции мозга и нервной системы.

8.7. Потустороннего мира не существует.

Это, конечно, не полный перечень базисных положений, касающихся живой материи. Он не затрагивает, в частности, видообразования и таксономии, человеческого общества.

Малая доля отмеченных курсивом положений во всех трех блоках дает представление, насколько радикально меняется парадигма в поляризационной теории Мироздания, излагаемой ниже.

Помимо содержательной компоненты научная парадигма включает в себя положения, связанные с познаваемостью природы и методами ее познания. Важность гносеологического блока отмечалась во Введении. От него зависят эффективность и направление усилий, выбор познавательной стратегии и методологии. В сегодняшнюю эпистемологическую парадигму включим следующие положения:

Г.1. Мир познаваем, а наука – способ его познания и понимания. Познание мира возможно и ненаучными методами, но его объяснение, понимание – прерогатива науки.

Г.2. Важнейшим постулатом естествознания является принцип, что законы природы, установленные в лабораторных экспериментах, остаются верными для всей Вселенной, и все явления, наблюдаемые во Вселенной, могут быть объяснены на основе этих законов.

Г.З. Теоретическое обобщение опытных данных тем совершеннее, чем большее число их оно охватывает.

Г.4. Наука основывается на воспроизводимых фактах.

Первое и третье положения возражений не вызывают. Вторая позиция проблематична, так как в лаборатории нельзя устанавливать закономерности крупномасштабных и длительных явлений, а интерпретация их посредством лабораторно открытых законов может оказаться невозможной. Собственно, такая ситуация и сложилась в физике. Например, обнаружить в лаборатории крупномасштабные элементарные частицы нельзя, а они, как будет показано, играют определяющую роль в иерархической структуризации вещества Вселенной. Основываясь только на гравитационных механизмах структуризации, понять строение Вселенной невозможно. Поэтому здесь много «белых пятен». Образование галактик и Солнечной системы, рассматриваемое в гл. 3 и 4, тому примеры. Возможности «лабораторного познания» реальности ограниченны, поэтому нужно использовать и иные методы исследования.

Следует сказать, что наука опирается не только на лабораторные данные, но и на наблюдательные. Они лежат в основе некоторых наук, но интерпретируются посредством лабораторно открытых закономерностей. Исключение составляет открытая И. Ньютоном гравитация.

Использование наблюдательных данных делает сомнительным и четвертое положение. Роль воспроизводимости в признании фактов достоверными не оспаривается. Но как уже говорилось во Введении, она сужает сферу научного познания и в этом смысле противоречит первому и третьему положениям. Не отказавшись от него, нельзя построить универсальную теорию Мироздания. Оно делает изгоями науки целые направления исследования реальности.

Научное отношение к проявлениям реальности – это важные эпистемологическая и методологическая проблемы. Отказываясь от требования воспроизводимости, нужно предложить альтернативу. Нами принят следующий подход: априори нельзя отрицать достоверность любого опытного факта, наблюдения или свидетельства, сколько бы странными и неприемлемыми они на первый взгляд ни казались. Для поставленной задачи утрата информации неприемлема, т.е. информативность важнее воспроизводимости. Иными словами, принимается презумпция доверия к фактам, позволяющая избежать утраты ценной информации относительно явлений природы, о существовании которых в силу ограниченности современного уровня знаний и экспериментальных возможностей мы даже не подозреваем. Иного пути нет. Требовать тотальной проверки достоверности фактов и свидетельств бессмысленно, ибо их число необъятно, а большая часть и вовсе непроверяема, так как либо принципиально невоспроизводима, либо воспроизводима, но недостаток знаний не позволяет быть уверенным в идентичности проверочных опытов. Именно так обстоит дело с экспериментами, природу которых еще предстоит понять. Кроме того, известны примеры, когда сам экспериментатор, его настроение влияют на результаты опытов.

Как же разбираться в таком скопище данных, где неверная информация может даже доминировать? Это новая для науки проблема – учиться оценивать достоверность невоспроизводимых данных, несущих необычную информацию и не вписывающихся в современную парадигму. С подобной проблемой сталкивается христианская церковь, канонизируя святых, совершивших чудеса. Однако ее опыт для науки вряд ли пригоден.

Как говорилось во Введении, толчком для настоящей работы послужило наблюдение автором НЛО. Существование феномена НЛО с его удивительным набором «аномальщины» отрицается официальной наукой. Но если вспомнить, аналогичная ситуация была и с шаровой молнией. О ней люди знали испокон веков. Хотя она убивала людей и животных, приводила к разрушениям, наукой это явление долго не признавалось. Воспроизвести ее экспериментально пытаются до сих пор, но уже в 80-х годах XX века сомнения в существовании феномена ШМ отпали. Что произошло? В ряде стран появились работы по статистическому анализу тысяч свидетельств, т.е. субъективных наблюдений. Выяснилось, что картина явления не зависит от статуса свидетелей. Игнорировать статистику свидетельств, фото- и видеоматериалы, разрушительные воздействия было трудно. Не вписывающееся в современную парадигму явление было признано официальной наукой и изучается ею, правда, без большого продвижения вперед. К слову, аналогичный статистический подход используется в космологии и астрофизике для изучения звезд, галактик и других объектов.

Феномен НЛО имеет нечто общее с ШМ, порой объект можно отнести и к тому, и к другому явлению.

В те же годы аналогичный статистический анализ тысяч свидетельств был выполнен и для НЛО. Он вновь показал, что на всех континентах присущий НЛО набор явлений одинаков. Казалось бы, ситуация аналогична ШМ, но НЛО как явление не признается официальной наукой до сих пор, несмотря на то, что накоплено большое количество фото- и видеоматериалов, исследований физических следов НЛО на земле. Чем вызван такой двойной стандарт? Дело, видимо, в том, что часть НЛО проявляет разумное поведение и ассоциируется уфологами с инопланетными кораблями, их нельзя отнести, как ШМ, к природным феноменам. По этой причине вначале некоторые сведения о НЛО засекречивались, а НЛО объявлялись несуществующими. Если НЛО – проявление разума, то он намного превосходит человеческий, и тогда ситуация грозит обществу и науке потрясениями. Научная экспертиза феномена НЛО не смогла отсеять все наблюдения как недостоверные или объясняемые наукой. Существенная доля достоверных наблюдений осталась невыясненной и стала изучаться уфологией.