В соответствии с п. 2 ст. 57 ГК РФ принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Понятно, что принятие решения о реорганизации государственным органом затрагивает права граждан и юридических лиц, и именно поэтому ГК РФ устанавливает, что такое решение может быть принято только в случаях, установленных законом. В то же время нельзя согласиться с закрепленной ГК РФ возможностью реорганизации по решению уполномоченного государственного органа. Закон должен допускать возможность обращения уполномоченного государственного органа в суд с требованием о реорганизации, однако не должен давать ему права самостоятельно принимать такое решение.
В ГК РФ не указано, какой именно государственный орган уполномочен принять решение о реорганизации, и вопрос этот оставляется на усмотрение специальных законов и правовых актов. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом о конкуренции (ст. 12) таким органом является федеральный антимонопольный орган. Этим же законом определены и случаи, в которых этот орган может принять решение о принудительной реорганизации юридического лица.
Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности (в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деятельности). Предписание о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации в соответствии с п.2 ст.19 Федерального закона о конкуренции принимается при наличии следующих условий: если это ведет к развитию конкуренции; возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений; отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг); возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
В соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» принудительная реорганизация может быть осуществлена только в форме разделения и выделения.
Из законодательства неясно, достаточно ли предписания федерального антимонопольного органа для начала реорганизации или нет. В п. 3 ст. 19 Федерального закона о конкуренции устанавливается: «Предписание антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном предписании, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев». При этом не исполнение решения о принудительной реорганизации дает право суду по требованию антимонопольного органа назначить внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществит такую реорганизацию (абз.2 п.2 ст.57 ГК РФ).
С учетом значимости реорганизации участники должны принимать решение, полностью оценивая ее необходимость и последствия. Особенно важным для принятия взвешенного решения о реорганизации является период, предшествующий его принятию. Подготовка решения о реорганизации представляет собой подготовку и представление для ознакомления участников соответствующей информации и материалов.
К сожалению, именно этот период находится вне рамок правовой: регулирования российского законодательства. Между тем, отсутствие правил подготовки принятия решения о реорганизации приводит высокому риску манипулирования мнением участников и, как следствие, к значительным нарушениям их прав при реорганизации.
Российское законодательство не устанавливает никаких особых требований к подготовке принятия решений о реорганизации, поэтому такая подготовка осуществляется по общим правилам. Участники могут ознакомиться лишь с теми документами, которые предоставляются им при подготовке к проведению общего собрания. К перечню информации (материалов) подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества не относится ни договор о слиянии (присоединении), ни разделительный баланс, ни передаточный акт (см. п. 3 ст. 52 Федерального закона об АО)[37]. Перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров, может быть установлен федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Ранее данный перечень не был установлен, это приводило к высокому риску манипулирования мнением участников.
В настоящее время ФКЦБ России воспользовалась своим правом определить дополнительный перечень информации (материалов), обязательной для предоставления акционерам в указанный период, и восполнило досадный пробел в действующем законодательстве, принятием Постановления от 31 мая 2002 г. № 17/пс «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров»[38]. В соответствии с п.3.5. указанного Положения к дополнительной информации (материалам), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания, повестка дня которого включает вопрос о реорганизации общества, относятся:
- обоснование условий и порядка реорганизации общества, содержащихся в решении о разделении, выделении или преобразовании либо в договоре о слиянии или присоединении, утвержденное (принятое) уполномоченным органом общества;
- годовые отчеты и годовая бухгалтерская отчетность всех организаций, участвующих в реорганизации, за три завершенных финансовых года, предшествующих дате проведения общего собрания, либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования организации, если организация осуществляет свою деятельность менее трех лет;
- квартальная бухгалтерская отчетность всех организаций, участвующих в реорганизации, за последний завершенный квартал, предшествующий дате проведения общего собрания.
Все решения, принимаемые Советом директоров (исполнительными органами, участниками), общим собранием, совместным общим собранием о реорганизации оформляется протоколом, в котором определяются порядок и условия проведения реорганизации, фиксируются все принятые решения и итоги голосования.
Похожая ситуация, не урегулирования выше описанного вопроса, характерна и для товариществ, кооперативов и обществ с ограниченной ответственностью[39]. Правда, для обществ с ограниченной ответственностью предоставление указанной информации и материалов может стать обязательным, если это предусмотрено уставом общества (п. 3 ст. 36 Федерального закона об ООО).
Можно предположить, что экономическая целесообразность реорганизации понятна участнику или органу, инициировавшему рассмотрение этого вопроса. Очевидно, что исполнительный орган или совет директоров общества также способны оценить целесообразность реорганизации. Однако остальные участники обычно не могут этого сделать[40]. Исполнительный орган коммерческой организации (для хозяйственных товариществ это может быть участник, поставивший вопрос о реорганизации на решение участников товарищества) должен подготовить письменное обоснование реорганизации, содержащее подробное объяснение условий договора о слиянии (присоединении) или решения о разделении (выделении), их юридическое и экономическое обоснование, в том числе обоснование соотношения обмена акций (долей, паев), а также описание последствий реорганизации для участников. Кроме того, в обосновании должны быть описаны трудности, возникшие при оценке имущества организации. Как это сделано для акционерных обществ. Из предлагаемого правила могут быть сделаны исключения, связанные с нецелесообразностью подготовки в некоторых случаях обоснования.
Возложение на исполнительный орган юридического лица обязанности по подготовке обоснования вызвано тем, что именно исполнительные органы имеют возможность получить и использовать при такой подготовке все бухгалтерские и иные документы. В то же время мнение исполнительного органа не является единственны и достаточным для принятия решения о реорганизации. Обычно втаком случае требуется мнение третьего лица, которое, с одной стороны, должно обладать необходимыми профессиональными знаниями, а с другой стороны, — быть независимым. На мой взгляд, в настоящее время в качестве такого лица мог бы выступать оценщик. Деятельность оценщиков регулируется Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»[41], который содержит обязательные требования к оценщику, в том числе требование о его независимости, предусматривает обязательное лицензирование оценочной деятельности, устанавливает нормы об обязательном страховании ответственности оценщиков и т.д.