Смекни!
smekni.com

Реорганизация юридических лиц (стр. 5 из 16)

Ученый считает, что передача прав предполагает наличие хотя бы бесконечно малого по продолжительности промежутка времени, когда одно лицо (правопредшественник) право уже передало, а другое (правопреемник) его еще не приняло. Поскольку правоотношение без субъекта существовать не может, то правопреемство понимается как прекращение одних правоотношений и возникновение новых с иным субъектным составом.

Точка зрения В.А. Белова представляется не вполне обоснованной, поскольку реорганизация предполагает одномоментную замену одного из участников правоотношения реорганизуемого юридического лица на юридическое лицо, которое возникнет в ее результате. При этом правоотношение при правопреемстве сохраняется.

Д.В. Жданов считает, что при решении данного вопроса необходимо также учитывать структуру Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором глава о перемене лиц в обязательстве, регулирующая, в том числе и правопреемство при реорганизации, предшествует главе, посвященной прекращению обязательств. В главе 26 Гражданского кодекса Российской Федерации (прекращение обязательств) не содержится такого основания прекращения обязательства, как реорганизация юридического лица. Обязательства могут прекращаться ликвидацией юридического лица, но Кодекс различает ликвидацию и реорганизацию юридического лица, из чего можно заключить, что реорганизация не является основанием для прекращения обязательств. И хотя основания для прекращения обязательств могут быть предусмотрены в других статьях Гражданского кодекса, других законах, иных правовых актах или договорах, подобного указания на случай реорганизации нет. Более того, в определении всех форм реорганизации законодатель включил положения о передаче прав и обязанностей, А значит, действующее гражданское законодательство не рассматривает переход прав и обязанностей при реорганизации как прекращение прежних правоотношений и возникновение новых[29].

Универсальное правопреемство как результат реорганизации юридического лица находит законодательное закрепление в п.1 ст.129 ГК РФ. Так, в названной статье, устанавливается, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота.

Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица может осуществляться в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. По смыслу действующего законодательства реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

Поскольку реорганизация всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

в полном объеме только одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);

в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);

3) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении) [30].

При этом при реорганизации в формах разделения и выделения, как уже отмечалось, возникает некоторая неопределенность в вопросах правопреемства. При других формах (слияние, присоединение и преобразование) определить правопреемника по тем или иным обязательствам реорганизованного юридического лица не составляет труда - правопреемником в этих случаях в отношении всех прав и обязанностей, прекращающих существование юридических лиц, всегда является одно юридическое лицо.

При разделении и выделении правопреемник может быть неочевиден. Объясняется это тем, что к вновь образованным юридическим лицам переходят лишь отдельные права и обязанности реорганизованных юридических лиц. Так, при разделении все права и обязанности прекращающего существование юридического лица в определенных пропорциях распределяются среди нескольких вновь образованных юридических лиц. В случае же выделения к правопреемнику переходит только часть имущественных прав и обязанностей реорганизованного юридического лица. Именно поэтому применительно к реорганизации в формах разделения и выделения законодательство устанавливает дополнительные гарантии для кредиторов[31].

Особое значение при реорганизации приобретает вопрос о времени возникновения правопреемства.

В.А. Егиазаров, приравнивая передаточный акт и разделительный баланс по их юридической природе и значению к положению или уставу предприятия, считает, что моментом перехода прав и обязанностей в отношении имущества к вновь возникшему в результате реорганизации юридическому лицу является дата подписания и утверждения передаточного акта и разделительного баланса учредителем или органом, принявшим решение о реорганизации[32]. Такая позиция не вполне соответствует положениям действующего законодательства. В момент утверждения передаточного акта и разделительного баланса чаще всего субъект правопреемства, к которому в соответствии со статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации переходят права и обязанности, отсутствует. Юридическое лицо (правопреемник) считается созданным с момента государственной регистрации. В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации передаточный акт и разделительный баланс представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Таким образом, передаточный акт и разделительный баланс при всех формах реорганизации, за исключением присоединения, появляются до возникновения правопреемника.

Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. В период после утверждения передаточного акта или разделительного баланса и до наступления соответствующего момента, свидетельствующего об окончании реорганизации, могут иметь место обстоятельства, которые не позволят завершить процесс реорганизации. Это может быть изменение или отмена учредителем решения о реорганизации, а также отказ регистрирующего органа в государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Позиция В.А. Елизарова позволяет сделать вывод о наличии правопреемства при незаконченной реорганизации, что представляется неправильным.

Относительно момента возникновения правопреемства при реорганизации А.В. Коровайко было высказано мнение, что можно говорить о реорганизации и правопреемстве как о понятиях неразрывно связанных во времени и по содержанию[33]. С таким подходом согласиться нельзя. Содержанием реорганизации выступают определенные действия, совершаемые при ее проведении (принятие решения о реорганизации, заключение реорганизационного договора, составление и утверждение передаточного акта или разделительного баланса, уведомление кредиторов и т.д.). Правопреемство имеет своим содержанием переход прав и обязанностей от правопредшественника к правопреемнику. Определение момента, с которого юридическое лицо считается реорганизованным, не свидетельствует о возникновении правопреемства. Правила статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяют говорить лишь о времени завершения реорганизации и о появлении или прекращении в результате реорганизации одного или нескольких юридических лиц. Кроме того, реорганизация представляет собой длительный процесс, который не сводится к моменту государственной регистрации вновь возникших юридических лиц либо к моменту внесения в единый государственный реестр записи о прекращении деятельности юридического лица. Поэтому речь может идти только о совпадении во времени в ряде случаев момента завершения реорганизации и возникновения правопреемства.

Рассмотренные положения о правопреемстве при реорганизации юридического лица позволяют сделать следующие выводы.

Общепризнанным в юридической литературе является определение правопреемства как перехода прав и обязанностей от правопредшественника к правопреемнику. При этом не всегда уделяется внимание вопросу об изменении субъектного состава в правоотношении[34]. Правопреемство отражает изменение субъектного состава, происходящее на основании определенного юридического факта или юридического состава (принятие решения о реорганизации, утверждение передаточного акта или разделительного баланса). Именно изменение субъектного состава в правоотношении влечет за собой переход к новому субъекту прав и обязанностей. Поэтому правопреемство следует определять как перемену лиц в правоотношении (изменение субъектного состава), влекущее за собой переход к новому субъекту прав и обязанностей.