Смекни!
smekni.com

Реорганизация юридических лиц (стр. 7 из 16)

При рассмотрении вопроса об уведомлении кредиторов о реорганизации юридического лица заслуживает внимания точка зрения М.В. Телюкиной на проблему, касающуюся возможности достижения соглашения между реорганизуемым юридическим лицом и его кредиторами. Данная точка зрения основывается на том, что Гражданский кодекс Российской Федерации, поставив цель защитить интересы кредиторов реорганизуемого юридического лица, оставил открытым вопрос о защите реорганизуемого должника от недобросовестных действий кредиторов. Кредиторам дается право потребовать прекращения либо досрочного исполнения обязательств должника с возмещением всех убытков, в связи, с чем возможности сторон, по мнению автора, нельзя считать сбалансированными. Очевидно, что ни одно даже самое благополучное и платежеспособное юридическое лицо не в состоянии сразу исполнить предъявленные одновременно требования по обязательствам, срок исполнения которых не наступил и будет наступать в разные периоды времени. Одновременное предъявление всех требований в большинстве случаев может означать банкротство юридического лица. В качестве выхода из сложившейся ситуации предлагается достижение соответствующих договоренностей реорганизуемого юридического лица с кредиторами. Такое предложение основывается на том, что на практике нередко заключается соглашение, в соответствии с которым кредитор обязуется не предъявлять реорганизуемому юридическому лицу никаких требований, так как не сомневается в том, что реорганизация не нарушит его прав. Таким образом, реорганизуемое юридическое лицо получает возможность спокойно завершать реорганизацию и вести хозяйственную деятельность, не опасаясь неприятных неожиданностей. Однако в завершении М.В. Телюкина совершенно справедливо приходит к выводу о несостоятельности вышесказанного. Заключение, какого бы то ни было соглашения не лишает кредитора права предъявить требования, поскольку пункт 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации сформулирован императивно: "кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков"[38].

Гарантией обеспечения прав кредиторов является невозможность государственной регистрации вновь возникшего юридического лица при отсутствии сведений об уведомлении кредиторов, а также сведений о правопреемстве.

В п.1 ст.14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"[39] в перечне документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, документы, которые являются доказательством уведомления кредиторов, отсутствуют. В п.4 ст.9 названного Федерального закона закреплено положение о том, что регистрирующим органам запрещено требовать предоставления иных документов, нежели предусмотренных Федеральным законом. Данный недостаток законодательной техники был устранен Федеральной налоговой службой, издавшей приказ от 1 ноября 2004 года № САЭ-3-09/16@[40] о том, что юридические лица обязаны представлять регистрирующему органу доказательства уведомления кредиторов. При этом, доказательства уведомления кредиторов могут быть представлены в регистрирующий орган в виде копий писем юридического лица, направленных в адрес его кредиторов, копии публикации в органе печати (в журнале "Вестник государственной регистрации"), в виде сведений, содержащихся в передаточном акте, разделительном балансе. При отсутствии указанных доказательств регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Согласно статье 58 ГК РФ правопреемство при реорганизации юридических лиц оформляется соответствующими правоустанавливающими документами: передаточным актом или разделительным балансом. При этом передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт (разделительный баланс) представляется в регистрирующий орган вместе с документами вновь образованных в ходе реорганизации юридических лиц. Невыполнение этого требования либо отсутствие в одном из документов положений о правопреемстве по всем или некоторым обязательствам реорганизованного юридического лица считается безусловным основанием к отказу в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц[41].

Па сегодняшний день существует объективная необходимость внесения дополнений в статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся процедуры уведомления кредиторов, согласно выдвинутым теоретическим положениям. А именно необходимо:

1. Дополнить статью 57 ГК РФ пунктом 4 следующего содержания:

Учредители (участники) юридического лица либо орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

2. Дополнить пункт 1 статьи 60 ГК РФ частями второй и третьей следующего содержания:

Не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации юридического лица, а при реорганизации юридического лица в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из юридических лиц, участвующих в слиянии или присоединении, необходимо письменно уведомить об этом кредиторов юридического лица и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

В уведомлении, направляемом кредиторам реорганизуемого юридического лица указывается: кем и когда было принято решение о реорганизации юридического лица; форма проводимой реорганизации, порядок и сроки ее проведения; предполагаемые правопреемники юридического лица, пропорция раздела активов и пассивов между ними; адрес для направления кредитором ответа и требований к реорганизуемому юридическому лицу.

Возможно также дополнение пункта 1 названной статьи частью третьей, предусматривающей ответственность за не уведомление кредиторов.

3. Изменить пункт 2 статьи 60 ГК РФ, изложив его в следующей редакции:

Кредиторы реорганизуемого юридического лица в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательства должником, по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

2.2 Согласие кредитора на "переход долга"

Важной гарантией прав кредиторов при реорганизации юридических лиц является согласие на переход долга.

Как уже отмечалось, определяющим признаком реорганизации юридического лица является правопреемство, которое, в свою очередь, представляет собой перемену лиц в обязательстве, влекущее за собой переход к новому субъекту прав и обязанностей.

При реорганизации юридическое лицо, являющееся должником в конкретных обязательствах прекращается, что в силу универсального правопреемства не является основанием прекращения обязательств. В этой связи замену должника в обязательстве, с одной стороны, можно рассматривать как перевод долга.

Попытки научного осмысления и раскрытия понятия "перевод долга" были сделаны еще во второй половине XIX века. В работах российских цивилистов перевод долга рассматривался в рамках обязательственного права в связи с изменением субъектного состава участников обязательственного правоотношения (переменой лиц в обязательстве). При этом перемена участников обязательственного правоотношения рассматривалась не в качестве новации обязательства, а как его изменение. По словам И.П. Трепицына, при изменении обязательств "обязательство не уничтожается, а сохраняет свое тождество"[42].

Рядом ученых предпринимались попытки объяснения правовой природы и сущности перемены лиц в обязательстве, в том числе перевода долга, через институт правопреемства. По мнению Ю.С. Гамбарова, "изменения в субъектах права составляют преемство". "Сущность преемства состоит в том, что преемник вступает в права и обязанности своего предшественника, которыми и определяется его юридическое положение"[43].

Для обозначения замены должника в обязательственном правоотношении в результате перехода его обязанностей к другому лицу дореволюционными юристами наиболее часто употреблялся термин "перевод долга".

Перевод долга означает перемену в обязательстве пассивного субъекта, то есть должника. Д.И. Мейер определял перевод долга следующим образом: "Перевести претензию на кого-то - значит, на место прежнего должника принять другого, то есть прежний должник передает обязательство другому лицу"[44]. Личность должника имеет большое значение для кредитора, который, заключая договор, учитывал его имущественное положение, обязательность и другие качества. Поэтому в статье 391 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен общий принцип, согласно которому перевод долга на другое лицо возможен лишь с согласия кредитора.

С другой стороны, нет оснований в буквальном смысле применять норму статьи 391 ПС РФ о переводе долга к реорганизационным процедурам. В случае реорганизации должника кредитор не может воспрепятствовать переводу долга. Он получает право требовать досрочного исполнения обязательства или его прекращения, в частности путем зачета или расторжения договора, а также возмещения причиненных этим убытков. Не предъявление кредитором указанных требований означает фактическое согласие на перевод долга. Кроме того, согласие или несогласие кредитора иметь дело с правопреемником своего должника не является препятствием для государственной регистрации реорганизации. Поэтому правопреемство в процессе реорганизации можно было бы считать одной из разновидностей перевода долга, но не в смысле применения к нему правил статьи 391 ГК РФ. Следует еще раз отметить, что переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица осуществляется в силу правопреемства. В соответствии со статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Поэтому, в случае реорганизации юридического лица его долговые обязательства передаются вновь возникающему юридическому лицу. При этом в соответствии со статьей 392 Гражданского кодекса Российской Федерации новый должник вправе выдвигать против требования кредитора возражения, основанные на отношениях между кредитором и первоначальным должником. Объем переходящих долговых обязательств определяется на основании передаточного акта или разделительного баланса, которые должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами[45].