Реституция долей в ООО (защита корпоративного контроля, восстановление прав)
План
Введение
1. Понятие и содержание реституции. Применение реституции применительно к правоотношениям в Обществе с ограниченной ответственностью
2. Общая характеристика понятия и особенностей сделок с долями в Обществах с ограниченной ответственностью в соответствии с действующим законодательством
3. Практические вопросы и коллизии при совершении участниками ООО сделок с долями
4. Краткий обзор проблем защиты прав владельца доли в ООО
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту ООО) - это одна из форм объединения капиталов. В него кооперируются граждане и юридические лица. Участники обществ несут риски убытков только в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале. Вся идеология ООО направлена на то, чтобы ограничить и затруднить оборот долей в уставном капитале. Через ограничения и контроль за оборотом долей достигается эффект контроля над персональным составом участников ООО и над соотношением их корпоративных прав.
Дело в том, что в ООО любой участник независимо от размера доли имеет право вносить вопросы в повестку дня собрания. Имущественное ограничение в ООО отсутствует. Решение по вопросам, поставленным на голосование, в ООО принимается большинством участников. Решение по значительному количеству вопросов, связанное с нестандартными моделями поведения, с особым порядком принятия управления, распределения прибыли, реализации преимущественного права, принимается всеми участниками единогласно.
Поэтому порядок перехода доли. Это, по сути, стержень взаимоотношений в ООО. В виду того, что именно эта сфера до недавнего времени была меньше всего урегулирована действующим законодательством, с 01.07.2009 г. действуют изменения[1], внесенные в Федеральный Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" №14-ФЗ (далее Закон)[2], существенно изменившие порядок контроля за "передвижением" долей.
Изменения коснулись 36 статей закона из 59 действующих.
Наиболее существенные изменения касаются следующих вопросов:
Существенно усложнилась смена собственников долей в уставном капитале ООО, отчуждение доли стало платным, требующим нотариального удостоверения и регистрации в госоргане.
Должны документально подтверждаться полномочия лица, отчуждающего долю.
Усложнился процесс перехода доли к приобретателю в уставном капитале.
Размер и номинальная стоимость доли должны будут фиксироваться в ЕГРЮЛ.
И ещё многие другие существенные изменения, которые вступили в силу с 1 июля 2009 года, однако очевидно, что основное внимание законодателя было обращено на сделки с долями в ООО.
Какие положения произведенных изменений касаются контроля над оборотом долей?
Первая задача, которую предстоит решить организации: какую степень "закрытости" будет иметь компания и могут ли в ней появиться третьи лица. Пунктом 2 статьи 21 Закона этот вопрос решается следующим образом: по общему правилу продажа либо отчуждение иным образом доли или части доли в уставном капитале третьим лицам допускается, если это не запрещено уставом. Конструкция с абсолютно свободной продажей доли третьим лицам вряд ли будет широко востребована (ведь тогда целесообразнее было бы изначально создавать не ООО, а АО). Самой жесткой может стать конструкция, где уставом ООО отчуждение доли третьим лицам запрещено. Более гибкой выглядит версия устава, где отчуждение доли третьим лицам допускается либо с согласия общества, либо с согласия остальных участников.
Вторая задача, которую предстоит решить: насколько важен контроль не только над персональным составом, но и над изменением соотношения прав корпоративного контроля между участниками.
Общая норма Закона позволяет участнику продать или осуществить отчуждение доли другому участнику свободно. Для этого согласия остальных участников и общества не требуется, если иное не установлено уставом. Здесь самый жесткий вариант устава, который допускает Закон, предусматривает ограничение возможности изменения соотношения долей. Более либеральный вариант - движение долей от участника к участнику ставится под контроль общества или его участников. Или самый свободный вариант - сделки с долями не контролируются.
Естественно, такой подробно регламентированный порядок требует установление механизмов защиты.
Так, пунктом 18 статьи 21 Закона предусмотрен новый механизм защиты при продаже доли или части доли в уставном капитале ООО третьим лицам с нарушением порядка получения согласия участников общества или общества. Общество в течении 3 месяцев вправе потребовать в судебном порядке передачи доли или ее части обществу. При этом понесенные расходы будут компенсироваться лицом, нарушившим устав. Норма довольно жесткая. В данном случае не ставится вопрос о действительности сделки. То есть иск касается не действительности сделки, а перевода доли на общество. В законе оговорены только 2 случая, когда переход доли требует согласия участников общества. Все остальные случаи в Законе диспозитивны. Очевидно, что, нарушив 2 указанных ограничения - прием без согласия участников в состав участников победителя публичных торгов или участников ликвидированного юридического лица, - общество вправе требовать перевода доли на себя.
Если же будет нарушена норма устава в отношении третьих лиц, то это повлечет за собой признание сделки недействительной. Но в этом случае придется доказать, что приобретатель доли знал или должен был знать об ограничениях в уставе. Этого не потребуется, если речь идет о передачи доли участником участнику.
Все указанные механизмы относятся к институту реституции, то есть, восстановление прав.
Данному вопросу, в виду не продолжительного действия данного института, посвящено не такое большое количество исследований данного вопроса. Осложняет ситуацию также ситуация когда едва ли можно говорить и о том, что сложилась какая-то определенная судебная практика.
1. Понятие и содержание реституции. Применение реституции применительно к правоотношениям в Обществе с ограниченной ответственностью
Любой вопрос, связанный с реституцией, нераздельно связан с вопросом о действительности либо не действительности сделок.
В судебной практике все чаще стали возникать дела по признанию сделок с долями в ООО недействительными и по применению последствий их недействительности - реституции долей в ООО (защите корпоративного контроля, восстановление прав).
Поскольку любые действия связанные с отчуждением долей в ООО могут осуществляться только в форме сделок, то общие основания, установленные ГК РФ[3], о признании сделок недействительными, являются и основаниями для признания недействительными сделок с долями в ООО.
Однако вполне естественно, что столь специфический институт гражданского права которым является оборот долей в ООО, обладает дополнительными, характерными лишь для него основаниями для признания его недействительным правоотношением. Поэтому, перечень оснований для признания сделок с долями в ООО недействительными гораздо шире, чем это может показаться на первый взгляд.
Поэтому, среди юристов распространено мнение, что при желании, в суде можно оспорить практически любую сделку с долями в ООО[4]. Данный вывод трудно опровергнуть, ведь согласно действующему законодательству одну и ту же сделку можно признать недействительной по разным основаниям. Именно поэтому ряд авторов делает вывод "об отсутствии принципиальных препятствий для признания сделки с долями в ООО недействительным несколько раз по различным основаниям"[5].
Но, необходимо все же отметить, что вопреки существующим сегодня подходам аннулирование сделок само по себе - явление крайне нежелательное. Еще Д.И. Мейер отмечал, что нельзя признавать сделку недействительной без крайней необходимости[6]. Поэтому практику решительного аннулирования судами сделки, как только обнаруживаются самые малые, самые формальные основания к этому, нужно признать безусловно вредной, влекущей разрушительные последствия для нашего весьма слабого экономического организма.
Важно различать понятие недействительный договор и договор незаключенный[7]. Так, если сторонами рассматриваемых сделок не достигнуто соглашение о существенных условиях сделки, то данный договор является незаключенным. Однако следует разграничивать незаключенность договора de jure и de facto.
Незаключенность сделки, юридически означает, что данная сделка была заключена с нарушением норм права, незаключенность фактически - данная сделка вообще не была заключена.
Данный момент имеет крайне важный практический смысл, так как определяет круг лиц и оснований для обращения в суд с иском с требованием о реституции.
Так, например, право обратится в суд с исковым требованием о реституции по сделке с долей ООО, при ее оспоримости следует считать классическим субъективным процессуальным правом, и оно может быть удовлетворено только в случае, если оспариваемой сделкой нарушены права или охраняемые законом интересы участника общества и (или) самого общества и целью предъявленного иска является восстановление этих прав и интересов.
Поэтому истцы по делам данной категории должны указывать, какие реально его права нарушены, и какие конкретно неблагоприятные последствия повлекла для него данная сделка.
Одним из наиболее распространенных, на сегодняшний день оснований для оспаривания действительности сделок с долями в ООО, является порок воли. Современное российское законодательство предусматривает следующие пороки воли:
- заблуждение,
- обман,
- насилие,