Коварство стереотипного мышления состоит в том, что человек, даже осознавший и согласившийся со всем выше изложенным, может оставаться в плену прежних своих представлений, не замечая этого.
Можно ли объективно установить темп следования событий, хотя определение темпа времени отсутствует? Оказывается можно, но только, как всегда, как и любую физическую величину, в сравнении с выбранным эталоном.
Напомним, что эталон - это некоторый природный, или искусственный, объект (или процесс), который позволяет производить относительное сравнение удаленных, или разнесенных во времени произвольных объектов и процессов, без совмещения самих сравниваемых объектов и процессов, а только методом последовательного сравнения их с переносимым эталоном.
В словах «позволяет производить» скрыт большой смысл, который означает, что параметр эталона, используемый для измерения, не должен зависеть от изменения внешних условий, связанных с перемещением эталона, т.е. в идеальном случае эталон должен быть инвариантом.
Результаты исследований электромагнитного излучения свидетельствуют, что инвариантного и универсального эталона времени, обеспечивающего общий принцип относительности, не существует. В двух произвольных, взаимно перемещающихся системах, принципиально невозможно синхронизовать часы, действующие на основе линейного преобразования эталонного параметра.
Лоренц нашел формулу реальных (не линейных) преобразований для взаимно перемещающихся систем, и тем самым фактически опроверг общий принцип линейной относительности. Однако, Эйнштейну удалось сохранить видимость (или подобие) опровергнутого принципа, разработав систему формальных математических приемов, объединенных под названием «Специальная теория относительности», использование которых в рамках специально сформулированного нового принципа относительности, позволило производить практические расчеты релятивистских эффектов, обеспечивая, при используемых скоростях, ничтожную, практически неощутимую погрешность. Практическая полезность СТО возобладала над всеми несуразностями новой теории – и ей официально присвоили статус фундаментальной теории.
Чем было вызвано объявление «последним словом в науке» этой успешной, но чрезвычайно сложной, мало понятной и весьма сомнительной теории – это вопрос к историкам. Но прецедент был создан: возникла официальная (диктуемая сверху) догма, поставленная выше опыта и здравого смысла. Постановление Президиума АН от 1964 года, рекомендующее любую критику ТО не принимать к рассмотрению, наравне с заявками на изобретение вечного двигателя, фактически установило границу (заградительную стену) на пути развития науки в этом направлении, и уже возник призрак академической инквизиции. Теперь любой исследователь, столкнувшись с фактом не соответствующим ТО, должен решать нравственную проблему: удовлетворять свою любознательность и дальше, рискуя быть обвиненным в сумасшествии, или скрыть обнаруженный факт, а может, даже его фальсифицировать. Первый вариант ставит крест на карьерном росте, а второй – на принципиальности и нравственности ученого.
Безотносительно к справедливости или ошибочности специального принципа относительности, сформулированного Эйнштейном, интуиция исследователей неустанно подсказывает существование единого для всех и вся времени. Существование единого абсолютного времени, являющегося опорным для явно существующего относительного времени Вселенной, допустимо только при возможности определения скорости движения произвольной системы относительно общего однородного пространства.
Существование такого пространства признавал и Эйнштейн: "...Общая теория относительности наделяет пространство физическими свойствами; таким образом, в этом смысле эфир существует... Однако этот эфир нельзя представить себе состоящим из прослеживаемых во времени частей; таким свойством обладает только весомая материя; точно так же к нему нельзя применять понятие движения" ([1], т. 1, с.682).
Таким образом, по смутно изложенному мнению автора ТО, эфир существует, и он неподвижен.
Это и есть необходимое условие существования единого времени. Все философии, признающие материальность пространства, такую возможность допускают. Единое время является необходимым атрибутом существования Вселенной, если мы ее понимаем как единую, устойчивую, гармоничную систему.
Практический поиск эталонных образцов временного интервала, обладающих максимальной инвариантностью, однозначно определяет тенденцию на уменьшение размеров эталона. Экстраполяция этой тенденции приводит к выводу, что самый универсальный эталон может быть реализован природой на квантовом уровне, и это предположение очень естественное. Действительно, все разнообразие вещественного мира реализовано на всевозможных комбинациях всего двух элементарных частиц: протона и электрона (если нейтрон считать составной частицей). В этом случае, если два квантовых структурных элемента, протон и электрон, инвариантны по своим параметрам в пространстве и времени, то это и будет свидетельствовать о возможности существования единого времени Вселенной.
Но остается сакраментальный вопрос: каким образом? Что за механизм определяет объективный темп хода времени? Ответить на этот вопрос позволяет квантовая модель мира. В этой модели всё состоит из квантов, имеющих конечный размер. Все процессы реализуются квантовыми энергетическими порциями, скорость обмена которыми определяется конечными квантами времени. Скрытые (не выявленные) особенности квантового мира делают проблему времени весьма загадочной. Но и известные характеристики иногда интерпретируются ошибочно. Для этого есть несколько причин. О смешении субъективных представлений с объективными уже сказано. Рассмотрим еще одну.
Анализ квантовых взаимодействий, которые в множественном, статистическом проявлении определяют и все макро взаимодействия, нельзя вести привычными методами, разработанными для макро мира. Это так и делается. Но привычные методы иногда подтверждаются в микро мире, и дают адекватный результат; это создает ложную уверенность в частичном соответствии, и усыпляет бдительность. Но совпадение оказывается не полным, и привычный метод заманивает нас в ловушку, искажая действительность и ставя в удаляющийся тупик. Об этом более подробно в http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10168.html.
Квантовый принцип достаточно легко воспринимается в отношении почти всех реальных параметров материи, за исключением времени. Квантовое представление времени, вызывает известные трудности.
Как представить квант времени или как представить физическую модель времени, реализующую все известные свойства времени и пространства? Как это ни странно, но инженерная практика уже ответила на этот вопрос. Дело в том, что пока ученые-теоретики пытались понять суть времени на философском уровне, квантовые временные принципы ворвались в быт, и были реализованы на практике в современных вычислительных машинах (компьютерах).
Аналогом кванта времени в вычислительных системах является длительность цикла, которая задается программно, и которая является параметром (стандартом) так называемого режима «реального времени» (on-lain). Данное утверждение требует разъяснения.
Суть режима on-lain, применительно к данному контексту, проста и сложна одновременно. Проста она, потому что уже реализована практически и доступна для изучения по учебникам, а сложна – в глубинном значении реализованного для модели мира, о чем в учебниках ничего не сказано. В режиме on-lainсобытия рассматриваются как одновременные, если они произошли в одном заданном временном интервале (цикле). При этом необходимо выполнение двух жестких условий. Первое, все события, которые могут и должны произойти одновременно, должны быть непременно реализованы в течение этого цикла (последовательность реализации в общем случае не существенна); и второе, все моделируемые и реализуемые события должны представлять только одну категорию принципа причинности, т.е. должны быть либо причиной, либо следствием. Если эти условия не выполняются, то вычислительная система (компьютер плюс моделирующая программа) становится конфликтной (неустойчивой), что приводит к «зависанию» (остановке) программы или к получению ложных, непредсказуемых результатов.
Реализация этих условий, выполнение которых осуществлено во всех системах реального времени, и есть решение, являющееся ключом для понимания природы всеобщего времени Вселенной. Как видим, предлагаемое решение базируется не только на временных представлениях, но связано и с процессами энергообмена, т.к. затрагивает механизм реализации временного кванта пространственными взаимодействиями материальных объектов Вселенной. Но естественное вовлечение в решение проблемы всеобъемлющих физических взаимодействий вновь приводит к той же революционной мысли: Вселенная должна быть конечной. Цепь взаимодействий, которые формируют временной квант, должна распространяться по всей Вселенной, и должна завершиться за конечное, но ни чем не ограниченное время. Это значит, что в каждой точке Вселенной за время цикла (квант времени) произойдет только по одному элементарному (квантовому) действию, что для внутреннего наблюдателя, т.е. нас с вами, равнозначно мгновению.
В этом утверждении нет ничего фантастического, оно просто очень непривычно. Из утверждения следует лишь, что вселенные очень велики, и что их бесконечное множество.