Смекни!
smekni.com

Реформы Министерства внутренних дел: чёткий план или имитация? (стр. 1 из 3)

Реформы Министерства внутренних дел: чёткий план или имитация?


Ведь недаром сторонится

Милицейского поста

И милиции боится

Тот, чья совесть не чиста.

С. Михалков

Строчки из детского стихотворения не зря взяты эпиграфом к данной работе. Именно они заставляют задуматься о том, чем же является наша милиция в сознании современного человека? Как выглядит милиционер в глазах общества? Как Дядя Стёпа из детских стихов или же преступник, наделённый властью? Я считаю, что без чёткого понимания, чем должна быть или хотя бы стать российская милиция, начинать какие-либо серьёзные преобразования не то, что нельзя, но даже губительно для социального спокойствия страны. Прежде всего, необходим конкретный план действий, по которому будут идти все изменения в структурах министерства и его ведомств. Необходимо определить механизмы проведения реформ, реальные источники их финансирования, состав ответственных лиц и компетентных специалистов, которые потенциально могут провести необходимые действия по реформированию и не относящихся непосредственно к министерству внутренних дел и самое главное разъяснить населению цель всех мероприятий планируемых в этом аспекте. В чем же заключаются реформы, задуманные нашим правительством в лице президента Д.А. Медведева? Основная их идея изложена в указе под № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел». Я хочу разобрать все пункты этого приказа, чтобы понять, что выполнятся и должно выполняться, а что нет и не будут выполняться в принципе, по причине не логичности или отсутствия возможности к реализации.

Преамбула

Итак, чем же вызваны реформы, по мнению президента: «Принимая во внимание, что в последнее время участились случаи нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти, а также что существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации…». В принципе здесь всё понятно: реформа проводится в качестве реакции на различного рода нарушения закона сотрудниками милиции. Выходит, что только сейчас наше правительство заметило злоупотребления и многочисленные правонарушения, и только сейчас решило предпринять жёсткие и действенные меры. Так же как причина начала преобразований указывается негативная реакция общества и как следствие её умаление авторитета власти. Как ни странно, но в нашей стране власть давно не пользуется авторитетом, её просто боятся. Это я могу сказать даже исходя из собственных наблюдений. Обычный человек, замечая патруль милиции, весь напрягается, и успокаивается только тогда, когда патруль его миновал. Что ж совесть не чиста? Или же он просто не знает чего ожидать? Именно этим объясняется тот факт, что «по данным статистики, только 40 процентов пострадавших обращается за помощью к милиции, 60 процентов опрошенных не сообщают о противоправных действиях в отношении них, потому что не верят, что будут защищены». Я думаю, здесь срабатывает принцип: «От греха по дальше!», то есть лучше милиционеров не беспокоить, чтобы ты же не оказался во всём виноват. Именно с отсутствием авторитета связано низкое политическое участие населения в жизни страны: люди не верят в то, что они способны, что-либо изменить в существующем строе. Это наталкивает на мысль: отчего же вдруг власть вспомнили об общественном мнении? Возможно, власть боится «оранжевых революций», а может власть, наконец-то, осознала, для чего она существует.

Далее следуют 8 пунктов указа. Первый самый объёмный, в нём множество подпунктов, которые просто необходимо разобрать. Итак: «а) подготовить до 31 марта 2010 г. предложения, предусматривающие, что с 1 января 2012 г.:

финансирование милиции общественной безопасности осуществляется исключительно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

состав и численность сотрудников милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством Российской Федерации». Исходя из первого подпункта, мы видим, что согласно реформе все расходы министерства внутренних дел становятся заботой федерального бюджета. То есть «переход к 2012 году на одноканальное финансирование, когда милиция будет существовать исключительно за счет федерального бюджета. Сейчас регионы тратят на софинансирование МОБ 204 миллиарда в год. Следовательно, эти деньги придется с боями перераспределять». Значит, теперь милиция будет ориентирована, прежде всего, на «голос Москвы», а не на реальные потребности региона. «С помощью, которую губернаторы оказывают милиции, получится и того сложнее. В Москве и области, допустим, сотрудники ежемесячно получают региональные добавки. Во многих областях милиционерам выделяют жилье и транспорт, ремонтируют и строят здания. Когда губернаторов окончательно отсекут от милицейских дел, они просто перекроют эти живительные краники. Какой смысл помогать тем, за кого ты не отвечаешь»? И я полностью с этим согласен, зачем тратить деньги на то, за что ты не несёшь никакой ответственности, а в условиях кризиса любые освободившиеся средства будут как нельзя кстати и региональные правительства быстро найдут им должное применение, но сейчас не об этом.

Дальше говорится о различных преобразованиях в организации самих органов, порядок набора и прочее, что должно определяться Правительством РФ. Данное изменение оценить довольно сложно, не зная результата, к которому это всё приведёт. Однако ясно то, что теперь вся милиция не подчиняется региональным министрам и руководителям, что в принципе может улучшить ситуацию с коррупцией, также все кандидатуры на пост того или иного руководителя МВД будет непосредственно проходить через правительство. Хорошо это или плохо – покажет время.

Следующий подпункт гласит: «б) рассмотреть вопрос об увеличении бюджетных ассигнований, направляемых на дополнительное денежное стимулирование сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе за счет средств, высвобождаемых в результате сокращения их штатной численности, и до 1 января 2011 г. представить предложения по реформированию системы денежного довольствия сотрудников указанных органов». Первая часть явно говорит об увеличении бюджетных ассигнований на дополнительное стимулирование, т.е. проще говоря, необходимо найти средства для повышения зарплаты сотрудникам, для того, чтобы они лучше выполняли свою работу. Я, конечно, не против повышения заработной платы милиционерам, но они же, когда шли на работу в милицию, отдавали себе отчёт в том какая там оплата труда. Значит, они были полностью согласны с той суммой, которую они получают за свою работу, так почему же, чтобы добросовестно выполнять служебные обязанности им необходимо обязательно доплачивать. Представляю, чтобы было, если бы, например учителя, в связи с низкой зарплатой стали бы вымогать деньги у детей вместо того чтобы ставить двойки. Конечно, можно сказать, что и такое уже существует, но не в таком же массовом порядке как в милиции, иначе бы её не стали бы реформировать. Дальше упоминается о перераспределении средств в связи с сокращением штата. Но тут же возникает вопрос «кто и как оценивал экономическую эффективность от нововведений по сокращению численности сотрудников и реорганизации системы. Кто сказал, что это приведет к сокращению расходов на правопорядок, а не наоборот – к росту затрат на содержание милицейских чиновников?» И действительно кто проверял, что в связи с сокращениями, освободившихся средств хватит, чтобы серьёзно повысит оплату труда не на 1000 рублей, а хотя бы на 50 % от существующей зарплаты. Выходит что никто. Получается как-то непонятно: зачем проводить реформу, результат которой непредсказуем и вообще может привести к противоположному действию. И ещё, успеет ли вообще наше правительство за 1 год? Исходя из той ситуации, что чиновники просто игнорируют президентские постановления и различного рода отписками оправдывают свою нерасторопность, можно поставить под сомнение, что с 1 января 2011 года милиционеры получат «новую» зарплату.

Затем подпункт в) « представить в 2-месячный срок предложения:

о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, предусматривающих оптимизацию структуры и состава органов внутренних дел Российской Федерации, а также освобождение милиции от не свойственных ей функций;о совершенствовании кадрового и тылового обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации». В данной части указа больше всего интересует его последняя часть – освобождение милиции. По поводу, отчего же надо освободить «в качестве примера Рашид Нургалиев привел: доставление повесток по поручению военкоматов, поддержку судебных приставов, розыск безнадзорных животных». Существуют и другие помехи, такие как поиск домашних животных, охрана свидетелей, медвытрезвители, проведение техосмотра автомобилей, выдворение незаконных эмигрантов, и многое другое, что в принципе правильно. Главное чтобы все эти функции всё же кто-нибудь выполнял. А для этого опять же необходима правовая основа, для тех организаций, которые примут этот «груз» у многострадальной милиции.

Кадровое и тыловое обеспечение также предлагается изменить. «Департамент тыла МВД России, взаимодействуя с экономикой страны в целом, государственными и коммерческими предприятиями, ежедневно осуществляет всестороннее материально-техническое, медицинское и иные виды обеспечения, занимается капитальным строительством и ремонтом, информационно-телекоммуникационными технологиями, организацией связи в системе МВД России. Департамент также выполняет функции государственного заказчика продукции, работ и услуг для нужд МВД, формирует основные направления государственной политики и меры по ее реализации в установленной области деятельности». Конечно, этот департамент со столь важными функциями также как и всё МВД необходимо реформировать. Главное не перегнуть палку, иначе начнутся банальные перебои со снабжением и милиция просто не в состоянии будет выполнять свои обязанности. Ну как, например, милиция вовремя окажется на месте преступления, если служебный транспорт будет не заправлен?