Вокруг этих школ группировались юристы императорского времени. Среди них особенно выделяются три имени. Публий Ювентий Цельз отец и сын были руководителями школы прокулианцев. Особенно известен сын своей научной и политической деятельностью. Он занимал должности претора и консула, был советником Адриана, наместником во Фракии и Азии. Написал сочинение Digesta (90 книг), в которых анализировал все области частного права, вначале гонорарное и затем цивильное.
Другим выдающимся юристом был Секст Помпоний, современник Юлиана, самый плодовитый автор из юристов II в., занимался исключительно преподавательской и литературной деятельностью в области частного права. Помпоний обобщал литературную деятельность своих предшественников (см. его сочинения ExSabina, AdQ. Mucium, ExPlautio). Он написал самый обширный из известных комментариев Adedictum, который состоял из 150 книг. Казуистике он посвятил Variaelectiones и Epistulae. Кроме того, он написал Senatus-consulta, Fideicommissa, Destipulationibus и т.д. Очень важна, как единственный в своем роде источник, его небольшая работа Enchridium (Пособие) - исторический обзор науки Римского права до Юлиана включительно.
Особое место среди юристов занимал Гай. Жил во II в. н.э. Полное имя и точные даты жизни остались неизвестны. Как юрист-исследователь он не получил известность. Классические юристы его не цитируют. Однако писал он необычайно ясно и понятно. Исключительное значение Гая заключается в том, что сохранились в почти неизменном виде его Institutiones (или CommnentatiiInstitutum), содержащие школьные лекции, которые Гай вероятно не раз обрабатывал, но не до конца, поэтому опубликовал их кто-то из его учеников. Другими его сочинениями являлись Rescottidianae или Aurora, Комментарии AdQ. Mucium, adlegemXIItabularum, Adedictumpraetorisurbani, Adedictumprovinciale, Defideicommissis и т.д. Известность его началась только с IV в. С V в. он относился к числу наиболее почитаемых авторов. Рукопись его сочинения "Институции" была найдена историком Нибуром в библиотеке Веронского собора. [14]
В конце II- нач. III вв. развитие классической юриспруденции достигает своего апогея. Это связано с именами трех юристов эпохи Северов. Наиболее известным среди них был Эмилий Папиниан. Сириец по происхождению, находился в родственных отношениях с Септимием Севером, при котором он был префектом претория. После смерти Севера он старался примирить между собой Каракаллу и Гету. Это вызвало гнев Каракаллы. Когда после убийства Геты Каракалла потребовал от Папиниана, чтобы он составил речь в оправдание убийства, Папиниан ответил: "Не так легко можно оправдать убийство, чем совершить его" (nontamfaciliparricidiumexcusaripotest, quamfieri). Каракалла по этой причине его казнил в 212 г. Хотя отрывки произведений Папиниана дошли до нас в сильно искаженном виде, они свидетельствуют о его глубоких и обширных познаниях, понимании жизни, самостоятельности мышления, критических суждениях, творческом подходе и проблемам, остроумии решений и безупречной правовой технике. Он писал кратко и точно. Основные его сочинения: Quaestiones (37 книг), многочисленные отрывки из которых были перенесены компиляторами в Дигесты, и Responsa (19 книг). В них Папиниан исследовал чисто правовое содержание каждого случая.
Современниками Папиниана были Юлий Павел и Домиций Ульпиан. Они были членами совета и префектами претория при Александре Севере. Юлий Павел, ученик Квинта Сцеволы, советника и юридического консультанта М. Аврелия, один из самых плодовитых писателей из числа римских юристов, тонкий, глубоко и широкообразованный теоретик, отличавшийся критическим умом. Отрывки из его сочинений составляют 1/6 часть Дигест. Написал Notae к трудам Юлиана, Сцеволы, Папиниана. Сочинения охватывают все области Римского права, особенно частного: обширные комментарии AdPlautium, Adedictum (76 книг) и AdSabinum. Казуистике он посвятил Quaestiones и Responsa. Благодаря своей деятельности в качестве советника создал Decreta и Imperialessententiae, для учебных целей написал Sententiaeadfilium, Institutiones и Regulae. В своих монографиях он разрабатывал различные проблемы публичного и частного Римского права. Всего оставил 86 сочинений в 319 книгах.
Домиций Ульпиан занимался не только юридической практикой и литературной деятельностью, но, будучи префектом претория, боролся с распущенностью преторианцев. Преторианцы возненавидели его и на глазах у императора Александра Севера убили его. Ульпиан в совершенстве знал все области римского права и всю предшествующую литературу. Он оставил огромное литературное наследство, составленное в течение всего 10 лет (202-212). Ульпиан писал ясным красивым языком. Отрывки из его сочинений составляют 1/3 всего содержания Дигест. Главный его труд 83 книги комментария Adedictum с безупречным выбором материала, проблематики и с независимой точкой зрения, с точными цитатами из эдиктов и исковых формул. Другим не менее важным сочинением было детальное изложение цивильного права.51 книга AdSabinum с многочисленными цитатами из предшественников. Эти обширные комментарии дополнены многочисленными монографиями, в частности Deappellationibus, De fideicommissis, Ad legem Aeliam Sentiam и т.д. Самостоятельную группу составляют работы о правомочиях отдельных магистратов, Deofficiocuratorisreipublicae, Deofficiopraefectiurbi, Deofficioproconsulis, Deofficioquaestoris. Очень ценной была обобщенная работа Deomnibustribunalibus. Казуистике Ульпиан посвятил Responsa и Disputationes, учебным целям - Iustitutiones и regulae. Всего им было написано более 300 книг.
Начиная с конца III в. от Р.Х., классическая юриспруденция стала клониться к упадку. Это объяснялось тем кризисом, который характеризовал великую империю в III в. В это время Рим жил в течение непрекращающейся смуты (в течение 50 лет в Риме сменилось 17 императоров). В такой ситуации спокойное занятие правом было немыслимо. Отсутствие стабильности способствовало падению нравственного и культурного уровня. Кроме того, многие мыслящие люди, ищущие выхода из затянувшегося кризиса, находили его в христианстве, которое все сильнее и сильнее распространялось по всей империи и увлекало умы, тем более что оно, начиная со II в. отказалось от экстремистских идей иудейства и тем более привлекало к себе представителей римской интеллигенции.
Итак, если период республики заложил основы нового общенародного права (iusgentium), то с точки зрения общего хода развития римского правосознания и правотворчества главное значение периода Принципата заключается в детальном развитии этих основ Римского права классической юриспруденцией.
1. Общественные отношения и государственное устройство в эпоху поздней римской империи
На протяжении первых двух столетий Римской империи Принципат эволюционировал в сторону формирования императорской власти. Процесс этот осуществлялся по двум направлениям. Одно пыталось развивать традиции легитимной власти, утвержденные Августом. Это можно проследить на примере деятельности принцепсов Клавдия, Веспасиана, Траяна, Адриана, Марка Аврелия. Другое направление основывалось на принципах деспотизма и произвола. Это подтверждалось деятельностью Тиберия, Калигулы, Нерона, Домициана и др. Кризис императорской власти, особенно усилившийся после правления Северов, делал необходимым полную реорганизацию государства, и эта реорганизация была проведена Диоклетианом (284 - 305) и завершена Константином (306 - 337). В деятельности Диоклетиана две концепции императорской власти, упомянутые выше, как бы переплелись и нашли свое выражение в знаменитой формуле: imperatordominusetdeusnosterest, т.е. император - господин и бог наш. Однако династического характера императорская власть и после реформ Диоклетиана не приобрела. Теоретически императора по-прежнему избирал сенат, практически же преемника указывал либо сам предшествовавший император или его избирало войско. Стала формироваться новая политическая система, получившая название Доминат.
При Диоклетиане империя была разделена на западную и восточную части, при этом в западной части преобладала латиноязычная культура, а в восточной - грекоязычная. Диоклетиан избрал себе соправителя, и процесс разделения империи завершился созданием двух столиц (Рим и будущий Константинополь). В помощь себе оба императора, ставшие называться Августами, избрали двух цезарей, которые и считались их преемниками.
Установление императорской власти сопровождалось падением сената. Одновременно с падением сената происходило и падение старых республиканских магистратур. Все активнее государственное управление переходило в руки императорских чиновников, составлявших сложный бюрократический аппарат, в котором должности разделялись на придворные, гражданские и военные, возникла иерархическая система, и поэтому каждый чиновник имел соответствующий титул и ранг и получал определенную зарплату. Совет при императоре стал теперь называться консистория. В этом совете обсуждались все вопросы законодательства, управления и судебные дела, направленные по инстанции императору. Среди придворных чиновников наиболее важными были: заведующий царским дворцом, начальник личной канцелярии императора, председатель консистории, нечто вроде государственного канцлера и др. Следующими по рангу шли чиновники, заведовавшие управлением столицами и провинциями. Во главе каждой столицы стояли префекты города, в руках которых сосредотачивалась административная и судебная власть в столицах, ближайшими помощниками префектов были викарии.