Смекни!
smekni.com

Римское право (стр. 21 из 69)

ребенок не должен быть чудовищем (monstrum);

ребенок должен родиться в соответствии с медицинскими правилами и здоровым;

по юридическим правилам, ребенок еще находящийся в утробе матери, считается как бы уже существующим, так как он является лицом возможным. Выкидыш (abortus), хотя бы и живой, не считается лицом. Оканчивается правоспособность человека с его смертью.

Но два положения Римского права оговаривали это правило:

Юридическая личность умершего продолжает жить в его имуществе до перехода последнего к наследнику.

Римский гражданин, умерший в плену, считается умершим в момент взятия его в плен, т.е., когда он еще был свободным.

В Римском праве существовал целый ряд ограничений и условий правоспособности. Правоспособность или юридическая личность римского гражданина состояла из 3-х частей.

Первым условием правоспособности была свобода - statuslibertatis.

Вторым - право гражданства - statuscivitatis. Не все свободные люди могли иметь полную правоспособность, но только лица, принадлежащие к римскому народу - cives. В своей правоспособности и дееспособности они руководствовались гражданским правом (iuscivile), которое включало четыре основных права: iusconubii- право заключать законный брак, дети от которого будут римскими гражданами; iuscommercii- право совершать имущественные сделки; iussuffragii- право голоса в народном собрании; iushonorum- право быть избранным в магистраты.

Правда, постепенно эти права стали распространяться и на другие лица. Так, в конце Республики после Союзнической войны (91-89 гг.) латиняне - жители Италии - получили права римских граждан; затем стали получать права римских граждан жители провинций, а в 212 г. от Р.Х. по эдикту императора Каракаллы эти права потеряли значение привилегии, так как были распространены на всех жителей Римской империи.

Третьим условием правоспособности являлась принадлежность к одному из римских семейств - statusfamiliae. В этом отношении граждане делились на людей своего права (personasuiiuris), т.е. вышедших из-под власти отца и способных самим стать отцами семейств (paterfamilias) и людей чужого права (personaalieniiuris), т.е. находящихся под властью отца; подвластное лицо не могло иметь имущественных прав.

Все эти условия и составляли “caput” гражданина, т.е. его правоспособность. Если гражданин терял часть своей правоспособности или изменял ее, то он подвергался ограничению правоспособности (capitisdeminutio). Согласно римскому праву, было три степени ограничения:

максимальное ограничение наступало при потере свободы (capitisdeminutiomaxima);

средняя степень ограничения при потере гражданства (capitisdeminutiomedia);

минимальная степень ограничения имела место при перемене семейного положения (capitisdiminutiominima).

Римское общество состояло из свободных полноправных граждан, свободных, но неполноправных категорий населения и несвободных, т.е. рабов. Рабство - это форма частноправовой власти господина над несвободным человеком. Раб не являлся юридической личностью. Он мог быть только объектом, но не субъектом права. Власть господина над рабом прошла в Риме длительную эволюцию. В классический период власть господина над рабами была безграничной, особенно при использовании труда рабов в латифундиях или на рудниках. Но уже в эпоху империи сначала под влиянием стоических идей, а позднее под влиянием христианской этики стали принимать законы, направленные на защиту человеческого достоинства рабов. Так, раб мог жаловаться претору на чрезмерное насилие со стороны господина и тогда претор мог заставить рабовладельца продать раба другому господину. Раб не мог быть казнен без суда. За убийство раба господин мог быть наказан как за смертоубийство.

Взгляд на раба как на вещь в Риме никогда не имел своего последовательного логического завершения. Это объяснялось следующим образом:

власть над рабами, особенно, если речь шла не о латифундиях или рудниках, имела много общего с отеческой властью; рабы находились как бы под покровительством господина, подобно домочадцам, находившимся под властью отца;

рабы могли владеть имуществом, если не юридически, тот фактически (peculium, полученный в пользование от господина);

рабы могли иметь своих рабов; государственные рабы имели право совершать завещание на половину своего имущества;

половые союзы между рабами не признавались браком, но считались нравственными и вполне человеческими союзами;

могила раба, как и любого свободного человека, считалась религиозной святыней.

Но при всем при этом раб не считался гражданином и не мог им стать. В лучшем случае он мог стать либертином (вольноотпущенником). Источниками происхождения рабства были: взятие в плен и связанная с этим купля-продажа рабов; рождение в состоянии рабства. Однако, если в период беременности рабыня, хотя бы в течение короткого времени была свободной, то ребенок ее оставался свободным. Рабыня, бывшая конкубиной (сожительницей) господина до его смерти, получала свободу вместе со своими детьми. Свободный человек, из своекорыстных соображений выдававший себя за раба, в наказание оставался рабом.

Пути выхода из рабского состояния в Риме были следующие: манумиссия - отпуск раба на волю по решению господина с помощью завещания, усыновления. Раб мог стать свободным и без воли господина, т.е. по решению государства. Пленник, каким бы то ни было способом возвратившийся из плена, снова получал права гражданства.

В конце Республики в начале Империи в Риме появилась новая категория зависимого населения - колонат. Колонат являлся формой государственно-правовой зависимости. Сущность его состояла в том, что человек был прикреплен к конкретному участку чужой земли, не мог покинуть его и должен был его обрабатывать. За пользование землей колон платил ежегодный оброк - канон. Различие между рабом и колоном было в том, что колон был человеком свободным и правоспособным: он мог обладать собственностью. Однако он должен был считаться с волей господина; колоны платили государственные налоги; брак колона считался законным союзом со всеми юридическими последствиями. Сходство колона с рабом состояло в том, что колон подлежал телесному наказанию подобно рабу. Владелец земли мог добиваться возвращения на свою землю беглого колона, равно как и беглого раба. О происхождении колоната можно говорить, уже начиная со времени ранней империи. Правда, в этот период получила развитие квазиколонатная система, когда к земле прикрепляли рабов. Позднее при Северах, приток рабов стал сокращаться, свободное население стало покидать страну вследствие тяжести налогов, поэтому правительство стало прикреплять к земле свободных людей.

В Риме в республиканский период существовало различие между свободно рожденными и вольноотпущенниками. Последние не имели права голоса и права быть избранными на различные должности. Лишь со времени империи это различие стало стираться. Отношение между вольноотпущенником и его бывшим господином характеризовались как отношения клиента и патрона.

С правоспособностью тесно связаны честь и бесчестие. Первоначально вопрос о чести находился в ведении цензора, впоследствии случаи бесчестия были определены в преторском эдикте. Бесчестными лицами по суду с ограничением правоспособности считались: присужденные к наказанию в суде; осужденные за воровство, грабеж, разбой, убийство и т.д.; военнослужащие, исключенные со службы за бесчестие; осужденные за недобросовестность в связи с опекой; нарушения обязательственных отношений, связанных с договором о товариществе и т.д.; осужденные за лжесвидетельство. Бесчестными лицами на основе общественного мнения считались: неверная жена; вдова, нарушившая траурный год; опекун, женившийся или женивший сына на опекаемой девушке до сдачи отчета. Лица бесчестные по суду лишались всех политических прав. Что касается религии, то со времени победы христианства нехристиане и отступники стали ограничиваться в правах.

В Риме родство также оказывало влияние на правоспособность. В римском праве различалось гражданское родство (агнатское) и естественное или кровное родство (когнатское). В царский и раннереспубликанский периоды только гражданское родство давало право наследования и опеки. Приоритет когнатского права стал утверждаться сначала в преторском эдикте, окончательно же когнатское родство было уравнено с агнатским только в правление Юстиниана.

Римские юристы разработали понятие юридических лиц. Под юридическим лицом римляне понимали союз лиц, имеющих общий интерес, отдельный от интересов каждого из его членов, причем субъектом прав является сам союз. В Римском праве выделялись следующие виды юридических лиц[19]:

казна (сначала aerariumpopuli- государственная казна, затем в виде fiscus- имперская казна);

общества политического характера (городские и сельские общины, провинции)

религиозные союзы (церковь);

экономические союзы (цехи, откупщики и т.д.)

союзы общежительные (клубы);

благотворительные учреждения.

Римское право не признавало юридическое лицо ответственным за преступления своих членов. В Европе до принятия Кодекса Наполеона и Германского гражданского Уложения признавалось, что юридическое лицо ответственно за вред, причиненный его членом. Некоторые юридические лица возникали самостоятельно, например, государство; другие возникали или по распоряжению властей, или по частному договору (при наличии 3-х лиц). Функционирование юридических лиц, согласно Римскому праву, прекращалось либо по распоряжению государственной власти, либо по единогласному решению членов, либо со смертью всех членов.

2. О предметах или объектах прав

Объектами гражданских или частных прав являются:

1) части материальной природы, т.е. вещи. Полное господство над вещью является правом собственности на эту вещь; ограниченное же господство называется правом на чужую вещь;