В Германии, несмотря на то, что общее право (gemeinesRecht) основывалось непосредственно на Юстиниановом корпусе, во многих областях XVII-XIX вв. сохранялся прежний закон земли.
В XIX в. интерес к Римскому праву в Германии активизировался, особенно в связи с возрождением национального самосознания. Выдающийся историк древнего Рима Б.Г. Нибур в 1811 г. в Вероне обнаружил рукопись "Институций" Гая популярнейшего в античности учебника Римского права и единственного классического сочинения, дошедшего до нашего времени целиком. Благодаря скрупулезному изучению римских юридических институтов германские юристы разработали современную теорию частного права. Вследствие этих усилий ими был создан один из самых совершенных гражданских кодексов - Германское Гражданское Уложение (BurgerlihesGesetzbuch), вошедшее в силу в Германской империи 1 января 1900 г. [5]
Россия в том, что касается восприятия античной культуры и в частности рецепций Римского права, всегда отставала от западной Европы. Лишь во второй половине XIXв. благодаря Великим реформам Александра II, которые впоследствии были продолжены Ю. Витте и П.А. Столыпиным, в России сложились благоприятные предпосылки для активного внедрения в российское право норм и принципов Римского частного права. В России началось серьезное изучение Римского правового наследия. В университетских центрах появились выдающиеся юристы-знатоки Римского права. Но после октябрьского переворота 1917 г. и установления диктатуры большевиков, когда возникло так называемое советское право, то это было прямым отказом от международных правовых и эстетических норм, основывающихся на признании важнейших ценностей Римского права. Поэтому, для того чтобы российское общество вернулось на истинный цивилизованный путь развития и не было чуждо выдающимся достижениям мировой культуры, составной частью которой является римская правовая культура, необходимо овладеть важнейшими принципами Римского гражданского частного права и сделать частноправовые отношения в обществе приоритетными.
Итак, конечно лозунгом сегодняшнего дня в области правовых отношений должно быть не простое копирование Римского права. Следует руководствоваться изречениями немецких юристов: "Через Римское право вперед и дальше его".
Поэтому задачи изучения курса Римского права сегодня можно сформулировать следующим образом.
Во-первых, проследить процесс превращения Римского права в универсальное право всего античного мира.
Во-вторых, проследить эволюцию содержания Римского гражданского и частного права, разработку его основных принципов и норм.
В-третьих, показать и объяснить непосредственную связь современного состояния правовых отношений с Римским правом, являющимся фундаментальной основой международного права.
В-четвертых, подчеркнуть, что важнейшие фундаментальные принципы Римского права, необходимы для развития правовой культуры и уважения к законам в Российском обществе.
Общая характеристика источников истории и содержания Римского права. К сожалению, римские юристы не оставили истории своего права.
Среди огромной юридической литературы древности сочинения юридического характера почти не встречаются. Отдельные исторические сообщения делались иногда римскими юристами по тому или иному поводу. Наибольшее значение из этих сообщений имеют те, которые находятся в дошедшем до нашего времени полностью сохранившемся состоянии - это произведение Гая юриста II в. от Р.Х. под названием "Институции". Поэтому история Римского права восстанавливается на основе различных источников, в том числе исторических, литературных, эпиграфических и юридических.
Первую группу источников составляют произведения римских историков. Это сочинение Тита Ливия ("История Рима от основания города"), Дионисия Галикарнасского ("Римские древности"), Тацита ("Анналы" и "История"). Из литературных произведений исторического характера необходимо, прежде всего, назвать "Биографии" Плутарха, а так же сочинения Цицерона, Плиния, трактаты грамматиков - античных филологов и литераторов Варрона, Феста, Валерия Проба и др.), землемеров-авторов по технологии аграрного производства, призванных служить образцом для правильного и прибыльного ведения сельского хозяйства (Фронтин, Гигин и др.). Эти трактаты содержат среди прочего и ценные замечания в связи с юридическими реалиями того времени. Сюда же можно отнести сочинения по сельскому хозяйству (Катон "Deagricultura", Варрон "RerumrusticarumLibritres"). [6] Не безразличны для истории права так же произведения поэтов (Плавта, Горация и др.).
Другую группу составляют источники эпиграфические. Имеются в виду надписи, содержащие документы правового, экономического и политического характера, представляющие немаловажный интерес для истории Римского права.
Материал же для выяснения содержания Римского права проистекает из следующих источников:
1) обычай;
2) закон;
3) договор;
4) автономия.
Обычай (mos или consuetudo). Под именем обычай разумеется юридическая норма, получившая обязательную силу вследствие привычки к ней народа и долгого применения ее теми органами, на которых лежит обязанность блюсти на практике нормы и права. Убеждение народа в справедливости обычая и применения его на практике соответствующими органами - процесс параллельный. Чем чаще применяется обычай, тем более крепнет убеждение народа в пригодности и обязательности обычной нормы и наоборот. Для судьи решающим обстоятельством является постоянное применение этой нормы в судах.
Обычай может формироваться во всем народе и во всех его слоях. Но такой общенародный обычай встречается сравнительно редко. В большинстве случаев обычай возникает и вырабатывается в отдельных слоях общества, среди лиц, занимающихся тем кругом дел, которого касается каждый данный обычай. Юристы, сталкиваясь в своей деятельности с различными сторонами народной жизни, вырабатывают собственные убеждения, и воззрения на то какая юридическая норма соответствует разнообразным жизненным отношениям. Если среди юристов складывается общее мнение на то, как надо поступать в каком-либо отношении, то это общее мнение специалистов часто приводит к созданию юридического обычая и становится фактически всенародным обычаем. Это обусловлено тем, что между взглядами юристов и всего народа не существует различия, т.к юристы люди своего века и своего народа. Кроме того, если народ согласился с этим общим мнением юристов, значит, он убедился в целесообразности выработанного юристами правила.
Однако для того, чтобы обычай возник как обязательная юридическая норма, требуется наличие следующих условий:
необходимо долговременное применение обычая для того, чтобы он глубоко укоренился на практике;
необходимо, чтобы применение обычая на практике было однородно, т.е. чтобы практика в одном направлении не парализовалась и не уравновешивалась практикой в другом направлении;
применение обычая должно вызываться разумной потребностью, существующей в данной местности или в данной общественной группе;
применение обычая должно сопровождаться убеждением в необходимости применяемой нормы и в ее обязательности;
Судья, рассматривающий конкретное дело, обязан exoficio исследовать, какие в данной местности для данного случая существуют обычаи.
Близко к обычаю стоит так называемое деловое обыкновение (consuetudo). Оно состоит в том, что под влиянием практики и постоянного ответа в каком-либо классе лиц в известной местности может сложиться воззрение, как лучше и удобнее поступать при известных обстоятельствах. Так, например, купцы могут договориться, как пересылать товары, как вести торговую документацию.
Закон (lex). Вторым источником права является закон, т.е. такая норма, которая формулируется компетентным органом государственной власти и получает обязательный характер в силу обнародования ее этой властью. По сравнению с обычаем закон - более поздний источник права, поскольку для его создания требуется более высокий интеллектуальный уровень развития общества.
Закон в отличие от обычая дает более твердую почву для судопроизводства. Все судьи независимо от субъективного мировоззрения, которое имеет большое значение в случае применения, связаны текстом норм, установленных законодателем. Поэтому закону отводиться главное место, как источнику права, и он более или менее вытесняет обычай.
Однако совершенно закон вытеснить обычай не может. Это обусловлено тем, что закон более или менее всегда отстает от жизни, ибо он фиксирует только те явления, которые укореняются посредствам постоянного их функционирования. Так, например, частная собственность возникает как естественное социальное явление и лишь, затем закон его легализует. Поэтому, закон не может немедленно предусмотреть все новые отношения, появляющиеся в жизни и вносить в нормы права все необходимые изменения. Таким образом, обычай дополняет нормы закона.
В большинстве случаев закон имеет общее абстрактное содержание. Законодатель, создавая нормы права, не может предусмотреть всех индивидуальных оттенков в юридических отношениях, которые встречаются в жизни. На помощь закону в этом случае приходит судебная практика и обычай. Поэтому, обычай, вырабатываемый народной жизнью, более подвижен и эластичен.