При отсутствии других соглашений считалось общим правилом равное участие партнеров в прибылях и убытках, даже если их вклады были не равны. Вместе с тем любое другое соглашение могло быть достигнуто, исключая societas leonina, так как не допускалось, чтобы один из членов товарищества нес бы один убытки, не участвуя в прибылях, потому что сущностью договора товарищества считалось признание обязательной взаимной выгоды партнеров.
2) Договорная обязанность
Так как договор товарищества основан на bona fides, стороны должны были поступать добросовестно. Согласно Юстинианову праву, это означало, что каждый партнер отвечал за dolus и culpa levis in concreto. Это значит, что каждый партнер должен был действовать по отношению к товарищам так же, как он поступал бы в своих собственных делах. В том случае, если другие партнеры терпели убытки в результате dolus или culpa levis in concreto одного из партнеров, они могли установить actio pro socio против него за понесенные потери.
Обязанности одного партнера являются личными правами другого. Каждый партнер имел те же самые права и обязанности против других партнеров. Каждый партнер мог усилить свои личные права с помощью личного иска actio pro socio. Партнер, осужденный по иску стал infamis, т.е. пользующийся дурной славой.
Когда партнер заключал договор с третей стороной, то контракт имел силу только до тех пор, пока участвующие в нем стороны были в этом заинтересованы; другие партнеры, члены товарищества оставались безучастны к этому договору. Однако если договор был заключен одним из товарищей с третьей стороной в интересах товарищества, то его партнеры имели обязательство communicare lucrum et damnum.
Хотя упоминаемый партнер приобретал право и/или становился обязанным для самого себя, другие партнеры получали право на их долю в прибылях и должны были вместе с ним делить обязанности.
Таким образом, Римское товарищество построено на принципе индивидуализма: товарищи между собой связаны правами и обязанностями, но по отношению к третьим лицам они являются отдельными субъектами и имущество товарищества не имеет самостоятельного значения.
3) Прекращение товарищества
Каждый член товарищества мог расторгнуть договор в одностороннем порядке. Однако если он делал это не вовремя или вследствие dolomalo, т.е. мошенничества, другие партнеры могли потребовать от него компенсации за убытки в соответствии cactioprosocio. Так как римское товарищество создавалось на индивидуальной основе, поэтому смерть, capitis или media или банкротство одного из партнеров были причиной расторжения договора товарищества.
Первоначально возбуждение actioprosocio также прекращало договор товарищества, но в позднем Римском праве этот иск мог быть установлен monentesocietate, т.е. при сохраняющемся товариществе.
Наконец, договор товарищества заканчивался, если установленный срок договора истек, если цель, ради которой создавалось товарищество, достигнута или общая собственность была уничтожена.
4) Договор поручения (mandatum) [125]
Договор поручения вступал в силу, как только стороны достигали соглашения о том, что одно лицо (мандатарий) принимало на себя обязательства безвозмездно исполнить какие-либо действия для другого лица-мандатора.
Договор поручение составлялся в любой форме. Безвозмездная природа контракта отличает его от locatio-conductiooperas. По существу договор поручения первоначально существовал в виде бескорыстной услуги. Однако постепенно стало практикой высококвалифицированные услуги artesliberales (врачей, учителей, музыкантов) вознаграждать (honorariumsalarium) и условное вознаграждение могло быть востребовано посредством cognitioextraordinario, т.е. экстраординарного гражданского судопроизводства.
Услуга в форме поручения могла быть всякой: любое фактическое действие или правовое, если оно достаточно определенное, дозволенное и небезнравственное. Поручение должно быть в интересах мандатора или в интересах третьей стороны. Поручение в интересах только мандатора (mandatumtuagratia) касается совета, который не устанавливал обязательства.
Договор поручения основывался на взаимном доверии, поэтому он прекращается, если один из контрагентов откажется от договора (revocatio, renuuntiatio) или умрет. При Юстиниане договор поручения мог продолжаться и после смерти мандатора (mandatumpostmortem). Мандатарий обязан руководствоваться указаниями мандатора (превысив их, он действует на собственный риск выполнить поручение точно и надлежащим образом, передать вместе с плодами (процентами) все, что досталось ему из mandatum). Он отвечает за dolus, а в Юстиниановом праве и за culpa. Мандатор обязан освободить мандатария от взятого обязательства возместить ему издержки и возможные убытки, понесенные при исполнении поручения.
Имеет место mandatumpecuniaecredendae, т.е. кредитное поручение, считавшееся обязывавшим. При этом возникают два договора: договор поручения между мандатором и мандатарием о том, чтобы предоставить или продолжить кредит третьему лицу и договор займа между мандатарием и третьим лицом.
Договор поручения является двусторонним консенсуальным контрактом, сложившимся в виде института iurisdentium и основанным на bonafides, и поэтому обязанности сторон были определены требованиями доброй совести.
1) Обязанности мандатария и мандатора (или манданта)
Первой обязанностью мандатария является выполнить поручение. Если что-либо было приобретено при выполнении поручения, мандатарий должен это передать мандатору. Он отвечал за dolus, culpalevisinabstractio; это означает, что он должен выполнять свою задачу подобно bonuspaterfamilias. Если мандатор или мандант терпел убытки, которые могли быть результатом обмана или небрежительность мандатария, он мог требовать компенсации издержек в соответствии с actiomandati.
Обязанности мандатария являются правами мандатора. Он мог усилить свои личные права с помощью личного иска, actiomandati. Мандатарий имел встречный иск, а именно в том случае, если он понес расходы и/ или финансовые убытки при восполнении договора. В этом случае он мог предъявить actiomandaticontraria против мандатора.
Мандатарий не представлял мандатора. В случае если мандатор вступал в правовые отношения с третьей стороной, только стороны, вовлеченные, были связаны этим правовым актом.
2) Прекращение договора поручения
Договор поручения прекращается в связи с выполнением последнего. Одна из сторон могла отказаться от заключения контракта до тех пор, пока не началось исполнение поручения; договор прекращал свое действие в связи с отменой, т.е. взятием поручения назад или отказом мандатора.
Наконец, смерть одной из сторон является резолютивным сроком или условием, также прекращающим действие договора поручения.
1. Обязательства из квазиконтрактов
Квазиконтракты (quasiexcontractu) являются такими правовыми актами, которые устанавливают обязательство, хотя не основываются на соглашении. [126] Официально понятие квазиконтракта было введено только в Институциях Юстиниана (I-3,27), тем не менее, еще в классическую эпоху римские юристы выделяли отличающиеся от контракта неделиктные источники обязательства, такие как уплата недолжного (solutioindebiti, - Gai, 3,91). Наиболее важными квазиконтрактами, о которых Гай говорил в позднем сочинении “Rescotidianae” (Дигесты. Кн.44. Тит. VII. § 1.4-5), являлись negotiorumgestio, т.е. ведение чужих дел без поручения; tutela, т.е. опека и уже упомянутое обязательство solutioindebiti, т.е. уплата недолжного долга.
Рассмотрим более детально отдельные квазиконтрактные обязательства.
Negotiorumgestioимеет место, если одно лицо (т.е. negotiorumgestor) выполняет некоторую услугу для другого лица (т.е. dominusnegotii) без соглашения между сторонами. Такие отношения, которые не происходят из соглашения, но в равной степени и не считались созданными неправильным образом действий, являлись аналогией mandatum.
Услуги, выполняемые таким образом, были различны. К ним относились: всякое фактическое действие или правовое, единичный акт или общее управление делами. Услуги должны быть достаточно определенными, дозволенными и не безнравственными.
Gestor должен иметь намерение действовать за другого и с результатом для другого (animusalienanegotiagerenda). Действия (negotia) должны быть начаты в интересах dominiumnegotii, т.е. хозяина (negotiumutilitercoeptum) независимо от того, окажутся ли они впоследствии удачными (negotiumutilitergestum) или нет. При этом важно, что считает полезным dominosnegotii, который может одобрить и объективно невыгодные действия.
Negotiorumgestioявляется двусторонним квазиконтрактом, который сложился в области преторского права (iushonorarium) и соответственно основывался на bonafides.
Обязательства гестора заключаются в следующем. Гестор должен передавать dominusnegotii любые полученные доходы. Далее, даже хотя гестор действовал добровольно, он был ответственным за dolus и culpalevisinabstracto, что означает, что он должен выполнить обязательство подобно bonuspaterfamilias (ср. mandatum). Обязательства гестора являются правами хозяина. Он мог усилить свои личные права в соответствии с личным иском (actionegotiorumgestorumdirecta). Гестор имеет встречный иск, а именно, если он понес расходы и (или) потерпел финансовые потери при выполнении обязательства. В этом случае он мог предъявить actionegotiorumcontraria против dominusnegotii.