Смекни!
smekni.com

Римское право (стр. 55 из 69)

Юстиниан же эти нормы упразднил и постановил, что во всех случаях прекращения брака жена или ее наследники могли требовать возвращения приданого от мужа посредством actio dotis или actio de dote. В дополнение он дал жене привилегированное, не объявленное закладное право на собственность мужа, чтобы обеспечить возврат ее приданого. Это означает, что она могла с помощью actio hypothecaria или actio quasi serviana требовать возвращения приданого в ее собственность, а также на всю заложенную собственность, которая принадлежала ее мужу, от любого, кто владел такой заложенной собственностью. Она могла осуществить свое право залогового кредитора и продать залог, если должник не уплатит долг.

Итак, во времена Юстиниана жена становилась собственницей приданого. На вопрос; к кому переходит приданое по прекращении брака, право Юстиниана дает следующий ответ:

1) после смерти жены приданое не отцовское переходит к ее наследникам;

2) отцовское приданое переходит к отцу, если он еще остался в живых - в противном случае тоже к ее наследникам;

3) после смерти мужа или при разводе без вины жены, жена самовластная имеет иск за приданое и передает этот иск своим наследникам; жена, находящаяся под отцовской властью, не отцовское приданое требует сама, отцовское требует отец с соглашения дочери. При возвращении приданого муж вправе требовать вычета необходимых и полезных издержек, сделанных им на приданое (он имел actio mandati или actio negotiorum gestorum). При роскошных издержках он вправе только отделить их от приданных вещей (ius tolendi).

Договоры о приданом могут изменять постановления семейного права. Но содержание этих договоров должно быть согласно с добрыми нравами, с существом супружеских отношений, с назначением приданого. Имущество жены, не назначенное в приданое, составляет ее собственность. Отношения между мужем и женой, касающиеся этого имущества подобны отношениям посторонних лиц. Это имущество называется bona paraphernalia.

Дарение между супругами, а также между ними и теми лицами, которые соединены отеческой властью с одним из супругов, считались недействительными. Но дарения в случае смерти имели силу. При жизни супругов дарения разрешались в следующих случаях:

1) если подарки незначительны;

2) дарения для пользы семейства или для получения как-либо государственной службы;

3) дарения на случай будущего развода.

Если один супруг при разводе утаит вещь другого, то пострадавший имел особый иск - actio rerum amatorum (actio furti не имел места между супругами). Впоследствии присвоение одним супругом вещи другого признавалось воровством, и виновный преследовался наряду с прежним иском, еще и conductione furtiva и vindicatione rei.

Виновная жена теряла приданое в пользу мужа (собственность переходила и детям), при недостатке его она отдавала еще етвертую часть другого своего имущества (но не более 100 фунтов золота). В случае супружеской неверности жена отдавала мужу еще сумму равную трети приданого. Те же правила имели силу против виновного мужа относительно donatio propter nuptias.

Супруг, вступивший во второй брак (binubus), терпел некоторые имущественные издержки или ограничения, которые называются штрафами за второй брак - poenae secundarum nuptiarum. Общие штрафы были следующими: все, что приобретено из имущества другого супруга (подарки, dos, donatio propter nuptias) принадлежало в качестве собственности детям от первого брака. Супругу, вступившему во второй брак, принадлежит лишь право пользования этим имуществом. Отец, второй раз женившийся (parens binubus) терял свободу обеспечивать выплату легатов кому-либо. Он должен их выплатить своим детям.

Супруга, вступившая во второй брак, терпела следующие ограничения: она имела только право пользования имуществом, происходившим от первого брака, а также наследством, открывшимся ей после смерти дочери; дарение, сделанные ею детям от первого брака, она вправе требовать обратно только, если дети оскорбили ее или покушались на ее жизнь и имущество - она лишалась права опеки над детьми первого брака и права воспитывать их. Лица, вступившие во второй брак до истечения траурного года, наказывались по преторскому эдикту бесчестием (infamia). Согласно праву Юстиниана, жена, вступившая во второй брак, теряла все, что получила от первого мужа. Все переходило в пользу его родственников или казны. Она ничего не могла приобретать по праву дарения или завещания.

4. Союз родителей и детей.

Сущность римской отеческой власти (patria potestas).

Согласно древнему Римскому праву, отеческая власть производила полное господство с одной стороны и полное подчинение с другой. Но эта власть не была подобна власти над вещами, хотя походила на нее: ребенок впоследствии мог стать persona sui iuris - поэтому дети не теряли свободы и личности и вне семейной жизни, в жизни общественно независимы от отеческой власти. В праве Юстиниана отеческая власть теряет свой старый характер.

Отношения между родителями и детьми, независимые от отеческой власти

Родители и дети периодически обязаны давать друг другу средства к пропитанию (alimenta); родители обязаны вообще содержать и воспитывать детей; между родителями и детьми имеет место beneficium competentiae, т.е. защита, как детей, так и родителей. Дети не могут подавать на родителей инфамирующих исков и звать их в суд без разрешения властей (претора); дети обязаны известными услугами в отношении родителей. В воспитании детей воля отца имеет перевес; родители и дети имеют взаимное необходимое право наследствования. Все это применимо к законным детям. В отношении матери не различали детей законных и незаконных, потому что мать всегда известна. Отцом ребенка (кто бы он ни был его естественным отцом) считался муж матери, если ребенок родился не раньше 6 месяцев от совершения брака и не позже 10 месяцев по прекращении его. Все другие дети суть незаконные - юридически не имеющие отца. Права детей на признание и воспитание (alimenta) со стороны родителей защищены особым иском (actio de liberis agnoscendis).

Отношения между родителями и детьми, зависящие от отеческой власти.

Власть отеческая принадлежит старшему в семействе мужчине над всеми нисходящими этого семейства без различия возраста, пола и степени родства. В личном отношении отец имеет право наказывать только в рамках умеренных дисциплинарных отношений. Преступления детей рассматриваются общим судом. Отец в праве не согласиться на брак ребенка, назначить опекунов и наследников несовершеннолетним детям: по закону Константина отец, в случае крайней бедности, мог продать новорожденного ребенка.

В имущественном отношении ребенок по древнему праву не способен был иметь имущественные права. Отец мог выделить сыну (также дочери) часть имущества - peculium. Сын вправе был управлять и пользоваться этим имуществом. Но собственность принадлежала отцу: отец мог в любое время взять peculium обратно (он должен был при этом признать долги сына на сумму имущества). По смерти сына его имущество переходило к отцу; по смерти отца - к общему наследству. Если отец эмансипировал сына, оставив за ним peculium, то имущество делалось собственностью сына. По праву Юстиниана имущественные отношения ребенка под отеческой властью имели следующую форму:

1) ребенок приобретает имущественные права себе в собственность, но с правом управления и пользования со стороны отца. Это правило касалось всех имуществ, приобретенных детьми не от отца и независимо от военной или гражданской службы. Юстиниан назвал эти имущества - bonaquaepatrinonadquiruntur. Завещать эти имущества сын не мог. Это общее правило не имело места в следующих случаях: а) ребенок приобретает все для отца, если приобретение сделано на счет отцовского имущества; б) ребенок приобретает все для себя (с правами отца семейства; это так называемый peculiumcastrense- приобретение сына на военной службе, и peculiumquasicastrense- приобретенное посредством гражданской и другой официальной службы); в) ребенок приобретает все для себя, хотя и без права управления и пользования со стороны отца, но и без права завещать. Такое имущество ребенка называется adventitiairregularia. Сюда относятся:

1) приобретения, сделанные против воли отца;

2) имущество, данное ребенку посторонним лицом с тем условием, чтобы отец не имел никакого права на это имущество;

3) наследственная доля после брата и сестры.

Юридические сделки между отцом и ребенком возможны только тогда, когда отец и ребенок являются субъектами самостоятельных имуществ.

5. Акты приобретения отеческой власти

Естественный способ приобретения отеческой власти есть рождение детей в законном браке. Дети незаконные юридически не имеют отца. Дети, рожденные в конкубинате, могут быть узаконены в трех формах: а) посредством брака с конкубиной; б) посредством императорского рескрипта (если брак невозможен и нет детей законных); в) когда отец обязывает сына принять должность декуриона или выдает дочерей за декурионов. Возможно приобретение детей посредством усыновления - adoptio. Adoptio возможно в двух формах:

adoptio- усыновление несвоевластного, совершалось посредством внесения в протокол надлежащей власти согласия со стороны всех лиц, участвующих в усыновлении. Усыновление имеет полную силу, если усыновитель - восходящий родственник; в противном случае усыновленный получает только право наследовать усыновителю;