Смекни!
smekni.com

Римское право (стр. 60 из 69)

Римское право делало различие между гражданским и преторским наследованием. Гражданское наследование (hereditas) и преторское (bonorumpossessio) отличались друг от друга в следующем: согласно гражданскому праву - а) наследниками могли быть только агнаты; б) для некоторых наследников наследование было необходимым; в) для приобретения наследства не было назначено срока и не требовалось заявления перед какой-либо властью г) наследник должен был выразить свою волю лично.

Согласно преторскому праву а) наследниками могли быть также супруги и когнаты; б) наследование всегда зависело от воли наследника; в) для приобретения был введен срок и заявление перед властью; г) наследник мог выразить свою волю через представителя. Наследник в соответствии с преторским правом был locoheredis. Собственность его на наследство была не гражданской, а бонитарной. Он имеет иски фиктивные - actionesutiles (siheresesset). Для защиты наследования он имел два иска: а) hereditatispetitiopossessoria, (т.е. общий вещный иск, которым цивилизованный наследник добивается признания своего права наследования и выдачи наследства; с послеклассических времен этот иск получал bonorumpossessor); б) interdictumquorumbonorum (т.е. предоставление преторскому наследнику - bonorumpossessor права добиваться владения наследственными вещами от любого лица, владеющего ими в качестве наследника, в качестве просто владельца без особого правового основания, или от того, кто обманным способом избавлялся от владения. Оба эти иска представляли собой ускоренную судебную меру для временного начала преторского права брали верх и в праве Юстиниана находили только один порядок наследования).

Порядок наследования по закону (hereditas legitima).

Римские юристы выделяли обыкновенный и особенный порядок наследования по закону. Сначала рассмотрим обыкновенный порядок. По древнему праву наследниками могли быть только агнаты[151]. Кровное родство не давало права наследования.

Законы XII таблиц (табл. V) призывают к наследованию abintestate исключительно агнатских родственников, разделенных на три разряда. Первый разряд - suiheredes, т.е. лица, которые были под властью умершего и которые стали personaesuiiuris после его смерти. Это были члены его familia, т.е. дети, усыновленные, дети умерших сыновей. Suiheredes должны были наследовать имущество как подвластные, независимо от того, хотят они этого или нет, поэтому они были названы heredessuietnecessarii.

Ко второму разряду относились proximiadgnati, т.е. ближайшие агнатские родственники. Они становились наследниками в случае, если не было suiheredes. Агнаты ближайшей степени родства (братья, сестры и мать умершего, если она состояла в браке cummanuи таким образом юридически находилась на положении сестры умершего (locosoraris)) исключали тех, которые являлись более отдаленными агнатскими родственниками. В конечном результате, если было несколько агнатов той же самой степени родства, наследуемое имущество делилось percapita, т.е. каждому из них по равной доле. Если же наследуемое имущество необходимо было делить между близкими наследниками и более отдаленными, то это делалось поколенно, т.е.instirpes. Proximiadgnati были suiheredesvoluntarii, т.е. в отличие от suiheredes они имели возможность принимать или не принимать наследство.

К третьему разряду относились gentiles, т.е. родственники клана (gens). Они вступали в наследство, если не было ближайших агнатов.

Основными дефектами этой системы было то, что эмансипированные дети, кровные родственники и супруга были исключены из числа лиц, имеющих право на наследование, основывавшееся на условиях agnatio, т.е. рождения после смерти отца или оставления завещания. Поэтому неудивительно, что претор предпринимал шаги усовершенствовать систему. Поэтому iusgentilicium отпало еще в раннеклассический период.

Преторская система наследования по закону.

Посредством серии эдиктов претор постепенно развил новую систему наследование имущества после умершего, не оставившего завещания, которая окончательно заменила старый порядок наследования. Сущность ее отражена в сентенции praetorheredemfacerenonpotest”, т.е. претор не может создавать наследника, т.е. не может творить гражданское право, так как он не законодатель. Тем не менее, в числе эдиктов он обещал гарантировать нескольким группам bonorumpossessio, т.е. владение наследственным имуществом, разрешенное претором в споре двух претендентов на наследство. Претор не отменил право агнатов, но, учитывая изменение общественных отношений, расширил ставший слишком узким круг лиц, призываемых гражданским правом, включая в него и других кровных родственников наследодателя, а также супруга.

Итак, заинтересованная сторона должна обратиться к претору и претор применяет bonorumpossessio. Претор выяснял, принадлежал ли претендент к одной из групп, которым bonorumpossessio было разрешено, и если это подтверждалось, обеспечивал interdictumquorumbonorum, т.е. предоставлял преторскому наследнику (bonorumpossessor) право добиваться владения наследуемым имуществом от любого лица, владеющего им в качестве наследника или в качестве простого владельца без особого правового основания или от того, кто обманным путем избавился от владения (Гай, IV.144).

С помощью этого интердикта владение имуществом могло быть востребовано от всякого и, кроме того, всякий мог претендовать на владение, которое по истечении срока давности (usucapio) в один год делало владельца наследником.

Это показывает, что, хотя претор не мог делать никого наследником, он мог поставить его в положение наследника и конечный результат был, таким образом, тот же самый. Порядок и группы преторской системы наследования от умершего, не оставившего завещания следующие:

Дети (liberi).

Первой группой лиц, которые могли претендовать на владение были законные дети умершего мужа, независимые безотносительно от того, стали они suiiuris после его смерти или нет. Цель - эдикта дать право эмансипированным детям наследовать от их отца. Владение делилось на столько много равных частей, сколько было переживших и прежде умерших детей, которые оставались потомками по прямой линии. Каждый переживший ребенок получал одну долю и доля прежде умершего ребенка была разделена среди его детей. Это известно как representatioperstirpes, т.е. представлении по нисходящей степени родства.

Законные наследники (legitimi).

В случае, когда не было детей или они не подходили для bonorumpossessio, второй группой были законные наследники согласно iuscivile, т.е. suiheredes, proximiadgnatigentiles.

Proximi cognate.

Третьей группой, которая могла просить владение упомянутых родственников были ближайшие кровные родственники умершего. Кровное родство следует как по мужской, так и по женской линии в противоположность агнатскому родству, которое следовало только по мужской линии. В том, что касается кровного родства по женской линии, неважно, было ли потомство законным или незаконным. В этой группе каждая ближайшая степень родства исключала последующую: если живы братья или сестры, дядья и тетки не получают ничего. Очередь родственников могла дойти до шестой степени. Наследники каждой степени делят наследство поровну. Женщины в этой очереди наследовали наравне с мужчинами, дети наследовали после матери.

Определенные модификации были введены во II в. от Р.Х. для того, чтобы усовершенствовать право наследования матери и ребенка друг другу. SenatusconsultumOrfitianum (178 г) признал законное право наследования после матери всем ее детям (законным и внебрачным), причем они получали преимущество перед ее братьями, сестрами и агнатами. Так senatusconsultumTertulianum (123 г) признал за матерью законное право наследовать своим законным и внебрачным детям, если в живых не было ни детей ни братьев наследодателя, а с его сестрами она делила наследство поровну.

Наконец, переживший супруг - жена после смертимужа или муж после смрти жены - вступал в права наследства.

Таким образом, cognatio, т.е. кровное родство получало право преторской защиты и его значение на закате республики стало возрастать. Преторская система оставалась основной для наследования имущества по закону вплоть до реформ Юстиниана.

Юстиниан о наследовании по закону.

Юстиниан включил в Новеллы 118 и 127 совершенно новый порядок наследования по закону, основанный на кровном родстве. Порядок и классы юстиниановой системы можно суммировать следующим образом:

1) родство гражданское и естественное уравнивались в правах наследования;

2) различие пола не влияло на право наследования;

3) родство по усыновлению также давало некоторые права по наследованию;

4) лица, имеющие право наследования, разделялись на пять кланов, причем ближайший класс наследников исключал последующий, ближайшая степень родства также исключала следующую. Сначала призывались лица первого класса, если таковых не было, то призывались лица следующего класса и т.д.

К первому классу принадлежали все нисходящие умершего - наследовал ближайший нисходящий (внук не наследовал деду, если жив отец внука).

Ко второму классу принадлежали полнородные[152] братья и сестры. В этой очереди, которая призывается к наследованию при отсутствии прямых нисходящих, ближайшую степень составляли родители умершего, а также его братья и сестры. Наследство делилось поровну между теми родственниками, кто еще оставался в живых, а дети умерших братьев и сестер получали их долю по праву представления. Если родители наследователя уже умерли, но были живы деды и бабки, они призывались к наследованию наряду с братьями и сестрами, причем наследство опять-таки делилось поровну между всеми. Наконец, в том случае, если в живых оставались только деды и бабки (т.е. уже умерли и родители, и братья с сестрами, и племянники), наследство делилось на две половины, одна из которых переходила к восходящим родственникам по материнской линии, а другая - к восходящим по отцовской линии.