Смекни!
smekni.com

Римское право (стр. 61 из 69)

К третьему классу относились неполнородные братья и сестры и, если их нет в живых, то дети их. При этом братья и сестры делили наследство поровну, а дети умерших получали их долю по праву представления.

К четвертому классу относились боковые родственники. И в данной очереди наследников каждая ближайшая степень исключает последующую, так что если были живы, например, двоюродные братья и сестры наследодателя, то не допускались к наследованию троюродные. В этой очереди не допускалось наследование по праву представления.

Пятый класс - это переживший супруг или супруга.

Если в одном классе оказывалось много наследников, то раздел наследства между ними производился тремя способами: а) successioincapita - поголовно, поровну между всеми; б) successioinstirpes- поколенно, при этом более отдаленные родственники, наследующие вместе с более близкими, получают все вместе такую долю наследства, какую получил бы их восходящий, например, племянники умершего, наследуя вместе с его братьями, получают все вместе столько, сколько получили бы их отец или мать; в) divisioinlineas- полинейно. Если наследуют только восходящие равно близкие, то наследство делится на две равные части: одна идет к восходящим по отцу, другая - к восходящим по матери. Поголовный раздел имеет место, когда наследуют равно близкие родственники. Поколенный - когда наследуют нисходящие разных степеней.

Наконец, по закону Юстиниана новеллы 53 и 117 устанавливали определенные льготы для т. н., "бедной вдовы" (uxorundotata), т.е. не обеспеченной приданным и другими ценностями. Ей полагалась 1/4 наследства, но не более 100 фунтов золота. Если у наследодателя было четверо или более детей, то бедная вдова получала ту же долю, что и каждый из них, т.е. поголовно (1/5 или менее), причем пользовалась своей долей на правах не собственности, а узуфрукта. При отсутствии каких бы то ни было наследников имущество становилось вымороченным (bonavacantia). С начала классического периода вымороченное имущество отходило в государственную казну, однако в некоторых случаях преимущественное право на него имели корпорации, к которым при жизни принадлежал наследодатель - военная часть, в которой он служил, церковь или монастырь, если он был священником или монахом и т.д.

3. Порядок наследования по завещанию (hereditas testamentaria). Понятие о распоряжении последней воли.

Завещание - это провозглашение последней воли[153]. Для того чтобы оно имело силу закона, оно должно быть введено в соответствии с определенными формальными требованиями.

В течение истории римского права были известны различные формы провозглашения воли. Наиболее ранняя форма завещания было так называемое testamentumcalatiscomitis, т.е. завещание, сделанное в специально созванном собрании. Завещатель выражал устно формальным образом свою последнюю волю на собрании. Собрание первоначально должно было гарантировать свое одобрение, но позже выполняло функцию свидетеля. Так как собрание в форме comitiacalata созывалось лишь 2 раза в год, очевидно, что был необходим другой метод провозглашения последней воли. Такой формой завещания было testamentuminprocinctu, т.е. завещание перед войском, изготовившимся к сражению. Солдат в устной форме излагал свою последнюю волю другим солдатам. В обоих случаях эти формы завещания имели публично-правовой характер и, по-видимому, совершались в том случае, если завещатель не имел законного наследника.

Неудобство этих форм было очевидным и уже со времени законов XII таблиц целями совершения завещания косвенно служила фиктивная продажа (mancipatiofamiliae), посредством которой завещатель фактически передавал доверенному лицу (familiaeemptor) свое имущество с тем, чтобы тот взял на себя обязанность охранять его, а после смерти завещателя разделить его в качестве heredisloco, согласно последней воле завещателя, в то время как завещатель оставлял за собой пожизненное право распоряжаться этим имуществом.

Из mancipatiofamiliae развилась основная форма римского testamentum, применявшаяся в течение всего классического периода testamentumperaesetlibram (Гай, II.102).

По-видимому, первоначально mancipatio ограничивалось чистой формальностью, и familiaeemptor становился всего лишь седьмым свидетелем, а наследником являлось лицо, назначенное завещателем. Центр тяжести совершения завещания сместился с передачи имущества на торжественное устное заявление завещателя (nuncupatio), в котором тот излагал свою последнюю волю. Соответственно эта устная форма testamentumperaesetlibramназываетсяtestamentumpernuncupationem.

В классическую же эпоху преобладающей стала письменная форма завещания, т.е. testamentumperscripturamfactum[154]. Эта форма давала завещателю возможность сохранить в тайне содержание testamentum (testamentumsecretum). В этом случае устное заявление завещателя (nuncupatio), все еще являлось основой завещания, ограничивалось просто формулой, в которой завещатель перед свидетелями ссылался на документ, содержащий его последнюю волю, после чего свидетели скрепляли документ своими печатями (testamentumseptemsignissignatum) и подписями. Для юридической силы устного и письменного testamentum необходимо, чтобы весь акт проходил в постоянном присутствии всех его участников и без прерывания его другим периодическим действием. Эта форма завещания открывала путь преторскому волеизъявлению.

Претор, обещая bonorumpossessio, признавал последнюю волю, чем документ, скрепленный семью свидетелями, и их печатями был предъявлен ему.

Наконец, объединив характерные элементы цивилизованного (testamentumunitasactus, т.е. постоянного присутствия всех участников завещания), преторского (7 свидетелей и их печати) и императорского права (подписи завещателя и свидетелей), в эпоху Домината была введена testamentumtripertitum, т.е. тройственная воля. Эта форма завещания стала господствующей во время Юстиниана.

В дополнение к этим нормальным формам завещания, существовало широкое различие специальных форм.

Кроме завещания (testamentum), другой формой распоряжения на случай смерти со времени Августа было codicillus (письмо, записка). Однако не все распоряжения, которые могли быть сделаны в завещании, могли быть записаны в записку. Эта записка юридически признавалась составной частью завещания, если она им подтверждалась (codicillustestamentoconfirmatus).

В форме записки всякое распоряжение, которое могло быть сделано в завещании, исключая установление или лишение наследства, могло быть законным. Неподтвержденная завещанием записка (codicillustestamentoconfirmatus) могла содержать только фидейкоммиссы.

В послеклассическом праве стирались различия между запиской и завещанием и для записки требовалась определенная форма. При Юстиниане для эффективности письменного и устного добавления к завещанию необходимо было присутствие 5 свидетелей и unitasactus. Кодициальная клаузула, т.е. оговорка, согласно которой если завещание по какой-либо причине утратит силу, то она остается действительным, хотя бы как приписка, считается молча добавленной к написанному завещанию.

Итак, назначение прямого наследника или линии наследства возможно было только по завещанию. Существенные черты актов последней воли (testamentaи codicilli) заключались в том, что эти акты являются односторонними и самостоятельными (воля наследника здесь не нужна). Составивший акт может его изменять, завещание может быть изменено до смерти.

Testamentifactio (совершение завещания). В отношении правоспособности участвовать любым способом в совершении завещания (testamentifactio) в том числе в качестве свидетеля - правовая наука различала два вида завещательной правоспособности:

а) Право совершать действительное завещание (testamentifactioactiva, iustestamentifaciendi, которым обладали только совершеннолетние римские граждане (и латиняне), но согласно более позднему праву иностранцы, имея iuscommercii, также обладали этой формой завещательной правоспособности. Женщины первоначально не обладали активной завещательной правоспособностью со времени Августа они такое право получили, правда, с ограничением, заключавшемся в том, что женщине позволялось делать завещательным распоряжение при участии доверенного лица, ставшего ее формальным опекуном (coemptiotestamentifaciendigratia), а при Адриане женщины уже обладали полной активной правоспособностью самостоятельно или при наличии опекуна.

Завещатель должен быть свободным лицом, имеющим здравый ум и зрелый возраст; он должен иметь физическую возможность выразить свою волю словом или письмом; завещатель должен быть самостоятельным в имущественном отношении.

В позднем праве имели место определенные исключения, касающиеся имущества, которое сын, находящийся под отцовской властью (filiusfamiliasmiles) приобрел на военной службе (peculiumcastrense), т.е. жалованье или военная добыча. Со времени Августа он мог завещать его, а впоследствие и распоряжаться им intervivos. Со времени Адриана он мог завещать его после почетного увольнения из армии; peculiumcastrense переходит к обладателю власти домовладыке только, если filiasmilesумер, не оставив завещания. В поздней Империи это правило распространялось и на имущество, которое filiusfamiliasприобрел во время службы на высоких светских и духовных постах. Такое имущество называлось peculiumquasicastrense.

Завещатель должен обладать активной завещательной правоспособностью непрерывно от совершения завещания до самой смерти, иначе оно будет недействительным.