Дело в том, что одними из основных условий традиции являются:
- переход владения вещью к приобретателю по воле собственника;
- согласие сторон на то, что владение передается для перенесения права собственности на передаваемую вещь.
Поскольку последнее названное условие выполнено не было, то традиция считается недействительной.
Более того, у покупателя в силу особенностей данного способа перехода права непосредственной собственности на тогу не возникло, поскольку в результате первого этапа традиции возникает только право владения.
Поэтому требование аукционера является обоснованным и покупатель должен вернуть тогу.
Отец семейства, застигнув свою дочь в прелюбодеянии, убил ее, полагая, что он, будучи отцом, имеет право «жизни и смерти» над своими детьми.
Вопросы:
Разрешите данную ситуацию.
Что такое право «жизни и смерти»?
В каких случаях отец семейства мог им воспользоваться и были ли из него исключения?
Законен ли такой поступок?
Влечет ли он за собой ответственность?
Что было бы, если на месте отца оказался муж?
Решение
Право «жизни и смерти» существовало еще в ранний царский период. Оно означало полную власть отца над личностью детей. В том числе данное право давало возможность отцу убить своего ребенка. Например, рекомендовалось не убивать ребенка до трех лет. Это можно было сделать, только если ребенок родился с какими-либо серьезными отклонениями в физическом плане. И даже в этом случае убить его можно было только если пять соседей, посмотрев на ребенка, одобрят решение отца. Однако уже в период Ранней республики данное право было существенно ограничено и касалось в основном имущественных прав детей.
Поэтому речь о законности поступка отца можно вести только, зная период истории Рима, в которой происходили данные события.
Что касается возможности такого поступка со стороны мужа, то здесь можно сказать однозначно, что такого права у мужа не было, однако наказание за убийство неверной жены не было строгим.
Перевод слов
A) Latinus– близкородственное римлянам население Италии, обладавшее гражданскими правами.
Б) Beneficium- льгота, милость. В первом значении – предоставление прав перегринам по решению государственных органов. Во втором значении – имущество христианского храма. В третьем значении – льгота, предоставленная императором одтельному лицу.
B) Завещание – testamentum
Г) Обида - iniuria
1. Дождев Д. В. Римское частное право. – М.: Инфра М-Норма, 1997. – 467 с.
2. Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права. – М.: Юридическая литература, 1994. – 544 с.
[1] Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права. – М.: Юридическая литература, 1994. – С. 100
[2] Там же. – С. 101
[3] Дождев Д. В. Римское частное право. – М.: Инфра М-Норма, 1997. – С. 178
[4] Там же. – С. 179
[5] Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права. – М.: Юридическая литература, 1994. – С. 103
[6] Дождев Д. В. Римское частное право. – М.: Инфра М-Норма, 1997. – С. 182
[7] Там же. – С. 183