В дальнейшем эта процедура была упрощена с помощью уже известного института процессуального представительства. Кредитор передавал свое право назначенному им представителю (когнитору или прокуратору) в судебном процессе. Согласие должника здесь не требовалось. Однако стороны были при этом недостаточно защищены именно в силу заключенного договора поручения, который мог быть расторгнут или прекращен ввиду смерти доверителя и др.
В конце постклассического права была введена еще более простая форма цессии. Передача права требований стала осуществляться по соглашению между старым и новым кредиторами с последующим уведомлением должника о происшедшей цессии. После получения уведомления должник обязывался выплатить долг новому кредитору, к цессионарию переходило право требования, у цедента же это право прекращалось. Права цессионария защищались исками с фикцией.
Цессия - сделка абстрактная, т.е. основание ее совершения не имело значения. Однако цессия не допускалась, если права были неразрывно связаны с личностью кредитора: переуступка алиментных прав; по искам о личной обиде; более влиятельному лицу; переуступка прав, по которым предъявлен иск.
Пассивная цессия - это перевод долга с должника на другое лицо. Таким образом происходила замена должника, что требовало согласия кредитора.
Пассивная цессия совершалась в форме новации. Кредитор и лицо, согласившееся выплатить чужой долг, заключали новый договор с целью прекращения прежнего обязательства этого же кредитора и старого должника. Тем самым возникали новые обязательственные отношения.
На каждой стороне субъектов обязательства могло быть не по одному кредитору и должнику, а по нескольку.
40 Общее учение о договоре. Обеспечение обязательств: задаток, неустойка, поручительство, залог
В древнейшее время, на ранней стадии развития общества, отсутствовало такое понятие, как "всякий договор уже сам по себе создает обязательство между сторонами"*(56).
И только тогда, когда государство устанавило гарантированную ответственность за нарушение известных видов договоров, возникает обязанность, долг. Да и сам термин "contractus" не употреблялся в древнем римском праве в значении источника возникновения обязательства. Термины contrahere, contractus "лишь указывали на сами обязательственные узы, само обязательство"*(57).
В классическом праве представление об обязательственных сделках меняется, меняется значение термина "contractus". Соглашение субъектов становится необходимым элементом понятия contractus. Под соглашением Ульпиан понимал "совпадение желаний двух или нескольких лиц об одном и том же и их согласие" (D. 2.14.1.2)*(58). Однако не любое соглашение могло являться договором (cоntractus). По римскому праву только некоторые соглашения давали право на иск, именно они устанавливали цивильные обязательства. Из источников права мы видим, что римские юристы различали два вида соглашений: pactum или pactio в техническом смысле слова и contraсtus.
Ульпиан писал: "Те соглашения, которые порождают иски, не остаются при своем (общем) названии (pacta), но обозначаются присвоенным данному виду названием "контракты", таковы: купля-продажа, наем, товарищество, ссуда, хранение и прочие подобные контракты" (D. 2.14.7.1)*(59).
Таким образом, в классическом римском праве к контрактам стали относить только определенные договоры, признанные ius civile и снабженные исковой защитой. Впоследствии появляются безыменные контракты.
Но одного соглашения для установления договора было недостаточно. Требовалось, чтобы это соглашение между субъектами было заключено в определенной форме. Как указывал Гай, обязательства возникали "вследствие передачи вещи, или торжественными словами, или письменным образом, или простым соглашением" (Гай, 3.89)*(60). Соблюдение указанных форм придает соглашению юридическую силу, устанавливает обязательство, пользующееся исковой защитой.
В отличие от contractus, пакты - это неформальные соглашения самого разнообразного содержания, по общему правилу не пользовавшиеся исковой защитой. Со временем некоторые пакты получили исковую защиту. Они стали называться "одетыми" пактами. А те, которые так и не были признаны цивильным правом, назывались "голыми" пактами.
Римляне разработали систему правовых средств обеспечения обязательств, основными из которых являются: задаток, неустойка, поручительство и залог. 1.Задаток - денежная сумма или ценная вещь, которую одна сторона - должник, вручала другой стороне – кредитору, в момент заключения договора. 2.Неустойка - определенная в договоре денежная сумма, которую должник обязан был выплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. 3.Поручительство - эффективная форма обеспечения обязательства в форме стипуляции (подкрепление обещания клятвой). 4. Залог – право пользования или распоряжения чужой вещью, которое кредитор получает, в случае неисполнения должником своего обязательства.
41 Ответственность должника за неисполнение. Вина и возмещение убытков
Должник отвечал перед кредитором за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательства. Первоначально ответственность носила личный характер, и только в IV в. до н.э. с принятием Закона Петелия была установлена имущественная ответственность. Для наступления ответственности необходимо было:
наличие вреда, т.е. имущественных потерь;
наличие в действиях должника вины (по общему правилу);
наличие причинной связи между действиями (бездествиями) должника и наступившим вредом.
Вина подразделялась на два вида:
а) умысел (dolus), или умышленные действия должника. Должник предвидит последствия своего действия или бездействия и желает этих последствий;
б) небрежность (culpa) - это неумышленная вина, вина в тесном смысле слова. Должник в этом случае не предвидел, но должен был предвидеть последствия.
По степени небрежности ее различали:
грубая небрежность или неосторожность (culpa lata), когда лицо не соблюдает никаких правил предосторожности, не проявляет элементарной заботливости, осторожности, которой можно ждать от любого хозяина. В Дигестах дается такое определение: "Грубая вина - это чрезвычайная небрежность, т.е. непонимание того, что все понимают" (D. 50.16.213.2)*(45). Culpa lata близка к умыслу;
легкая небрежность (culpa levis) - непроявление меры заботливости, присущей доброму хозяину, заботливому главе семьи.
Должник обязан был соблюдать заботливость (diligentia). Несоблюдение требуемой заботливости признавалось culpa, неосторожной виной. Но когда охрана вещи составляла предмет обязательства, должник был обязан к custodia - охране вещи, предполагающей с его стороны сверхзаботливость и бережливость.
С понятием легкой вины совпадает понятие небрежности (neglegentia) или невнимательности, а также неопытности (imperita) - неумение что-то совершить. Неумение расценивалось как небрежность. В источниках еще упоминается culpa levissima - легчайшая вина.
За dolиs и грубую неосторожность ответственность наступала всегда независимо от характера договора. Более строгую ответственность, т.е. даже за легкую неосторожность, должник нес, например, по договору бесплатного пользования вещью.
Culpa levis делилась на два вида в зависимости от отношения виновного лица к своим действиям.
По общему правилу учитывался абстрактный критерий - мера заботливости абстрактного человека. Эта разновидность именовалась culpa levis in abstracto. Другая разновидность - culpa levis in concreto - это мера заботливости, которую он проявлял в своих собственных делах. (В договоре societas вина усматривалась тогда, когда участник относился к выполнению обязанностей по контракту хуже, чем к своим собственным делам.)
Однако имели место случаи, когда ответственность по договору наступала при отсутствии вины; лицо проявляло полную внимательность, заботливость, но вред все же наступал. Это - случай (casus). За некоторыми исключениями за случай никто ответственности не нес.
Исключения: ответственность несли независимо от вины (и случая) содержатели трактиров, постоялых дворов, капитаны судов при пропаже вещей постояльцев и путешественников. В то же время они освобождались от ответственности в случаях наступления вреда в результате действия непреодолимой силы (урагана, наводнения) - vis major или casus major.
Просрочившей считается сторона, не исполнившая обязательство в надлежащий срок. Просрочка (mora) могла быть как со стороны должника, так и кредитора.
Просрочка исполнения (debitoris), mora solvendi, имела место, когда обязанная сторона в надлежащий срок по своей вине не исполнила обязательство, - просрочка должника.
Элементы просрочки: истечение срока исполнения, напоминание со стороны кредитора (по договорам без указания точного срока исполнения), неисполнение обязательства, неисполнение обязательства без уважительных причин.
Последствия просрочки должника:
1) должник был обязан возместить кредитору причиненные ему убытки;
2) увеличивалась сумма взыскания при увеличении стоимости предмета к дню присуждения и оставалась той же при ее уменьшении;
3) уплата процентов или штрафа. По договорам "доброй совести" взыскивался предмет обязательства и все приращения;
4) несение риска должником за случайную гибель вещи.
Просрочка в принятии исполнения (mora accipiendi) имела место тогда, когда кредитор без достаточных оснований не принимал предлагаемое ему должником исполнение, - просрочка кредитора.
Условия ответственности:
отсутствие достаточных оснований для непринятия исполнения;
при отсутствии вины в отдельных случаях.
В этом случае ограничивалась ответственность должника:
должник отвечал только за умысел и грубую неосторожность;
должник имел право на возмещение расходов (за содержание). Мог сдать вещь на хранение в храм или суд;
прекращалось начисление процентов, если долг был процентным;
риск гибели вещи нес кредитор.