Перегрины. Этим именем назывались иностранцы, завоеванные римлянами в результате многочисленных воин, но не ставшие рабами. Они были признаны правоспособными по так называемому праву народов (insgentium). В начале IIIв. н.э. они, в соответствии с эдиктом императора Каракаллы, получили права римского гражданства. таким образом, все представители свободного населения Римской империи стали гражданами.
Колонами в классические времена Римской республики, а затем в эпоху принципата назывались арендаторы земель. Это были свободные граждане, зависимые от землевладельцев только экономически. Но в эпоху домината колоны были обложены податью и прикреплены к земле (законодательство их именовало «рабами земли»). Дети колонов наследовали статус колонов. Так складывались условия для превращения колонов в средневековых крепостных.
Рабы. Это самая многочисленная часть населения римского государства не имела статус лица. Правда, на ранних этапах римской истории рабы жили в семье хозяина на правах «младших», т.е. наиболее зависимых членов семьи (не будучи, однако, субъектами права). Но в классический период положение рабов ухудшилось. Раб принадлежал к одной из категорий вещей; господин мог продать, убить раба. Раб не мог вступать в брак; союз раба и рабыни (контуберниум) не считался браком. Дети, рожденные в таком союзе, были рабами. Однако, если мать ребенка была свободная, а отец раб, то ребенок рождался свободным. Наоборот, если отец был свободным, а мать рабыней, то ребенок рождался рабом. В Римской империи, однако, рабский труд становится невыгодным, неэффективным. Поэтому хозяева начинают предоставлять рабам некоторую самостоятельность, чтобы достичь нужного экономического эффекта. Возник институт рабского пекулия.. Так называлось имущество, предоставляемое господином под управление раба. Однако все доходы, полученные рабом от этого имущества, поступали господину. Тем не менее, появление рабского пекулия свидетельствует о фактической трансформации римского рабства в правовое состояние, близкое к крепостничеству.
Правоспособность – способность быть субъектом, носителем прав. Полная правоспособность в Риме слагалась из трёх основных элементов или состояний: statuslibertatis – состояние свободы (различались свободные и рабы), statuscivitatis – состояние гражданства (различались римские граждане и другие свободные лица), statusfamiliae – семейное состояние (различались самостоятельные отцы семейств и подвластные какого-либо лица, чужого права). Таким образом полная правоспособность предполагала свободное состояние, римское гражданство, самостоятельное положение в семье.
Дееспособность – способность совершать действия с соответствующими юридическими последствиями. В Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями. В Римском праве на дееспособность влиял в первую очередь возраст (до 7 лет – вполне недееспособные, далее дееспособность увеличивалась по возрастным ступеням: мальчики – 7-14, 14-25 лет, девочки – 7-12,12-25 лет), так же на дееспособность физического лица влияли всякого рода болезни, расточительство (склонность к растрате имущества), долгое время существовали серьёзные ограничения дееспособности для женщин.
10 Правовое положение римских граждан
Основания приобретения гр-ва: 1.по рождению, 2.в рез-те усыновления рим гр-ном иностранца, 3.в рез-те отпущения на свободу из рабства, 4.по ср-вам дарования рим гр-ва иностранцу.
Правоспособность: элементы – 1.право вступать в законный брак, в рез-те кот дети получали права рим гр-ва, 2.право самостоятельно совершать сделки, а тж самостоятельно распоряжаться имуществом (дееспособность). Дееспособность зависела от возраста: 1.несосовершеннолетние (до 7 лет - полностью недееспособные и подростки, мальчики до 14, девочки до 12 – частично десп-ны), 2.совершеннолетние: полнолетние – достигшие 25 лет(полностью деесп-ны) и неполнолетние. Женщина обладала одинак с муж право- и деесп-тью, но если она состояла в браке без власти мужа, то она самос-но осущ-ла права и распоряжалась имуществом, если под властью мужа и отца, то она была лицом чужого права фактически безправным. Немые и глухие не могли заключать сделок, в кот надо говорить или слышать. Душевнобольные – недеесп-ны, но в моменты просветления могли считаться деесп-ми. На право- и деесп-сть влияло тж степень родства: когнатическое (могли превосходить от разных семей и были чаще всего независимы) или агнотическое (по прямой восходящей или нисходящей линии). Умаление в правосп-ти: 1.максимальное – превращ-е своб чела в раба, утрата свободы, 2.среднее – изм-е статуса гр-ва, 3.минимальное – при изм-и положения в семье, становилось самост-ным либо поступало под власть домовладыки. Лицо могло быть лишено чести или она м б умалена, состояние бесчестия наступало из-за: осуждение за преступление или в следствие нечестности в отн-ях, в кот требуется особая честность, нарушение правовых норм, касающихся брака; занятие позорным делом. Гр-н признанный бесчестным лишался права представлять интересы др лиц в процессе, не мог вступать в з-ный брак со свободорожденным лицом, огранич-ся в ряде наследст прав и т.д.
11 Правовое положение латинов и перегринов
Латины – 2 группы: др латины - жители Лациума (область вокруг Рима), кот получили рим гр-во до сер 3-го века до н э, латины колоний – жители колоний, образованных латинским союзом, и колоний, созданных Римом в завоеванных областях. В имущ-ной сфере имели права= рим гр-не, но обладали меньшими правами в публично-правовой сфере, а латины колоний полностью лишены публичных прав и были ограничены в имущ-х (на них не распр-ь семейное право, право торговать и совершать сделки по рим праву; не могли вести гр процесс и составлять завещания 90-80 гг до н э – Союзническая война, после кот все латины получили права рим гр-н.
Перегрины – лица иностр гос-в, оказавшиеся на тер-рии Др.Рима. тж считались рим подданные, кот не обладали не рим, не латин правосп-тью. Первонач-но перегрины были совершенно бесправными, но по мере развития торгового оборота перегрины стали пользоваться защитой преторского права, а в 212 г н э император Каракалла даровал им права рим гр-ва.
12 Правовое положение рабов. Пекулий
Важнейшее разделение в праве лиц то, что все люди являются либо свободными, либо рабами.
Свободное состояние – libertas
Раб – servus, homo.
Раб находится вне политического общества и не является субъектом ни iuscivile ни iusgentium. По Римскому праву он считается вещью (res).
Способы перехода в рабское состояние:
1.Ситуация, когда с целью обмануть доверчиво покупателя кто-то подговаривает своего знакомого продать себя в качестве раба, с тем чтобы потом объявить сделку ничтожной . Такая сделка признана необратимой. (так как человек, давший себя продать остаётся рабом)
2.захваченные чужеземцы народов, не связанных договорами дружбы с Римом становятся рабами.
3. Римлянин , попавший в плен становился рабом на чужбине. Но вернувшись из пена автоматически ему возвращалась свободу и все права и обязанности, за исключением владения и брака.
4.Рождение от рабыни , правильный брак с которой признавался невозможным , определяло рабский статус ребёнка.
5.Осуждение на смерть или на каторжные работы делало осужденного рабом. (это рабство имело то значение, что имущество осужденного переходило в казну государству.)
6.обращался в рабство гражданин , не прошедший периодический имущественный ценз, а также уклонившийся от военной службы.
7.женщина, вступившая в сожительство с рабом и отказавшаяся прекратить связь вопреки запрету и троекратному предупреждению его господина становилась его рабыней.
8. известны случаи , когда в твет на жалобу патрона не неблагодарность вольноотпущенника решением принцепса либерт вновь становился рабом.
9.С Константином (313г) связано дозволение отцу продавать новорожденного, который становится рабом покупателя, но в любой момент отец мог выкупить ребёнка обратно.
Раб считался вещью и не обладал никакими правами, однако в Классическую эпоху в римском обществе стало укрепляться представление о человеческой природе раба, отразившееся в законодательстве.
Господам стало запрещено продавать рабов на растерзание диким зверям. Наказанию подлежало и необоснованное убийство собственного раба. Убийство чужого раба стало рассматриваться не только как ущерб его господину, но и как уголовное преступление. Больной раб, брошенный хозяином получал свободу и латинское гражданство.
Рабам вменялось в обязанность заботится о безопасности своего господина. В случае убийства господина все рабы в доме подвергались допросу и в те , кто не докажет , что не был в состоянии помочь господину придавались смерти.
Раб , выдавший властям убийцу своего господина становился свободным.
Раб, совершивший уголовное преступление, был беззащитен и наказывался без суда. В случае совершения преступления раб подлежал выдаче потерпевшему. Раб, пойманный на месте преступления, подвергался бичеванию и его сбрасывали со скалы.
Несмотря на полную неправоспособность раба, в целях развития хозяйства издревле практиковалось выделение рабу в управление некоторого имущества – пекулия. Ответственность по сделкам раба с вещами, входившими в пекулий падала на его господина. Но обычно деловая инициатива раба была выгодна, поскольку позволяла рабовладельцу получить из утаенных рабом средств крупного выкупа за отпущение на волю.
Основания прекращения рабства:
1. решение суда.
Раб не мог участвовать ни в каком гражданском процессе.. Поэтому для защиты свободного статуса необходимо было участие особой стороны- adsertorinlibertatem(которая помогала бы рабу получить свободу, т.е. одна сторона – « ЗАЯВЛЯЮ, ЧТО ОН МОЙ» , а другая «ЗАЯВЛЯЮ, ЧТО ОН СВОБОДЕН») Затем претор объявлял фактическую свободу оспариваемого лица до принятия решения. Если решение было принято не в пользу свободы , то оно не считалось окончательным