Смекни!
smekni.com

Российский флаг и символика его цветовой гаммы (стр. 2 из 4)

Надо заметить, что история российского герба и флага привлекала внимание историков по преимуществу с середины 19 века. Причин тому несколько. К этому времени был уже накоплен достаточный материал, который позволил судить об эволюции государственных символов. Сама же проблематика приобрела актуальность в условиях некоторой модернизации России. К тому же положение России как великой державы было под угрозой, чему способствовали отсталость и консервативность социального устройства.

Среди выдающихся представителей дореволюционной науки следует назвать А.Б. Лакиера, настоящего классика русской геральдики, автора фундаментального обзора российской геральдики, который обобщил все достижения в этой сфере, и труд его является бесценным.

За вторую половину 19 века количество обнародованных материалов по истории герба и флага значительно увеличилось. Благодаря усилиям М.А. Оболенского и П.И. Иванова увидели свет публикации печатей, хранящихся в российских архивах, были упорядочены и изданы материалы Оружейной палаты, неиссякаемый источник по истории государственной символики.

В конце 19 - начале 20 столетий и даже позже трудились Н.П. Лихачев, неутомимый собиратель памятников прошлого, и В.К. Лукомский, продолживший традиции А.Б. Лакиера. Оба они подчеркивали необходимость изучения государственных символов России и сами немало сделали для этого.

Основные этапы истории государственного герба и флага были охарактеризованы П.И. Белавенцом, который широко привлек законодательные памятники, практически он собрал все царские и императорские указы на эту тему. В связи с историей Правительствующего Сената аналогичную работу проделал и В.К. Лукомский. Таким образом, во втором десятилетии 20 века была в общих чертах воссоздана история государственных символов России.

После 1917 года интерес к дореволюционной истории герба и флага резко упал. Однако эстафету изучения государственных символов приняли наши современники. На первый план в 40-50-е года вышло изучение советской государственной символики. В 80-е года особое внимание стали уделять истории советского флага, в изучении которого несомненные заслуги принадлежат П.К. Корнакову. Также необходимо указать работу одного из ведущих специалистов в этой области - Г. B. Вилинбахова. Он сосредоточил свои усилия в основном на Петровском времени, дав скрупулезный анализ изображений на гербе, флагах и знаменах Петра Великого и показав их истоки, а самое главное - смысл.

Тем не менее, далеко не все прояснено окончательно в истории государственной символики. В особенности это касается наиболее раннего времени - до конца 16 столетия - и современности. (2; 6 - 11)

Данная работа посвящена государственному флагу Российской Федерации. Основной ее целью является изучение проблемы преемственности в понимании символики цветовой гаммы флага, ведь от того как и насколько ясно мы осознаем идеи национальных символов, зависит уровень гражданской культуры и осознание преемственности исторической жизни нашего народа. Поэтому предметом изучения служит символика российского флага, объектом является историческая традиция в представлениях историков и публицистов и мнения моих сверстников о цветовой символике флага. Я использую в работе такие методы как теоретический анализ, сравнительно - сопоставительный анализ и тестирование - "цветовые ассоциации" (по аналогии с цветовым тестом М. Люшера).

Я полагаю, что если провести тестирование, в котором респондентам будет предложено соотнести цветовые ассоциации с традиционными идеями, заложенными в цвета флага, то можно будет составить представление о том, какие традиционные ценности сохранились в их сознании; какой цвет в большей степени ими идентифицирован и какой смысл в большей степени ими усвоен; совпадает или не совпадает их субъективное восприятие смыслов и цветов российского флага с традиционно сложившимися.

В процессе написания работы мне предстояло:

изучить литературу по теме исследования;

составить сравнительную таблицу значений и смыслов, закладываемых в символику флага, по эпохам (Приложение 2);

провести анализ таблицы и подготовить материалы к проведению тестирования (цветовые ассоциации);

провести практическую часть исследования в виде тестирования с целью определить, насколько представление старшеклассников соответствует тем идеям, которые вкладывали в цвета флага предыдущие поколения;

провести анализ полученных данных и сформулировать выводы по теме исследования.

1. История российского флага

В большинстве стран мира государственные флаги появились относительно поздно - в 18 - 19 веках. Кроме того, флаги бывают торговые, партийные, ведомственные, флаги международных организаций и т.д.

Государственный флаг, как и герб, - символ достоинства нации. (16; 55)

За всю историю России сменилось великое множество флагов, но все они в определенной степени несли вечные идеи, которые теплились в душе российского народа. Эти флаги - историческая ценность русского народа. В разные периоды новой истории их называли символами долгожданной свободы, чистоты, веры, постоянства, монархии... За них, бывало, расплачивались жизнью. (2; 402)

Какова же предыстория нашего российского флага?

Пока на Руси не было единого государства, не могло существовать и государственного флага. (10; 65) Поэтому у древних славян знамя первоначально, скорее всего, было без полотнища. Как и многие другие народы мира, наши предки могли сражаться под изображениями тотемов, крепившихся в навершиях стягов-шестов. (2; 403)

С образованием к 9 веку славянских княжеств с центрами в Пскове, Полоцке, Смоленске, Чернигове, Переяславле и других городах стали возникать и первые предшественники флагов - стяги, символы княжеской власти. (10; 65) Относительно полотнищ стягов древнерусских племен можно предположить, что до принятия христианства они были разных форм и цвета, но преимущественным цветом был, видимо, красный. С глубокой древности воины считали цвет огня и крови цветом мужества. Именно такой цвет щитов был наиболее распространен у русских. Краска, изготовляемая из насекомого - "дубового червеца", была ярко-розово-красной, поэтому строй "чърленых" русских щитов на поле брани сравнивали с зарей. (2; 405-406) Во время сражения стяги находились на самом заметном месте, чтобы их мог видеть каждый ратник. В стяговники обычно выбирали богатырей, вокруг стяга сосредоточивались лучшие формирования обороны. Стяг олицетворял собой душу, славу и честь древнерусского войска: если противник смог пробиться к стягу и подсечь его, то войско ждало поражение. Вот почему самое пекло сражения происходило именно здесь. (см.10)

Стяги русских племен 8 - 9 веков хранились, вероятно, в "жилищах богов". Русские полотнища имели, как правило, трапециевидную форму или ступенчатые выступы у свободного края, или два - три "языка", трепетавших на ветру, как языки пламени. Цвет каймы и языков у стяга, видимо, отличался от основного поля. Широкая кайма и скошенный снизу вверх клин-откос продержались на русских знаменах с дохристианских времен до конца 17 века. Такая форма стяга - "косыни" утвердилась не случайно - взметающийся ветром откос бодрил и придавал уверенность воинам. Навершие стяга было крестообразным, на полотнище стяга, возможно, изображался "знак Рюриковичей".

Всю символику христианства Русь получила от своей крестной матери - Византии. Византийское влияние, оказавшееся столь значительным для культуры Руси, после принятия христианства затронуло и военную символику. Из всего многообразия религиозных изображений предпочтение отдавалось лику Спаса. (2; 406-408) Стяги стали приобретать значение святыни. В 12 - 15 веках стяги уменьшились в размерах. Под стягами стали отправлять церковные службы, приносить присягу, заключать договоры.

Стремясь помешать начавшемуся в 14 веке объединению русских земель, хан Мамай вторгся в Московское княжество. Два войска сошлись 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. В центре русских дружин возвышался великокняжеский стяг. В древнейшем документе "Поведение и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского" говорится, что на стяге чермного, то есть багряно-красного, цвета был изображен Иисус Христос. Именно здесь стяг впервые называется "знаменем". (9; 16-17)

Существует гипотеза, что русские государи, начиная с Ивана III, могли иметь знамена, на которых мог изображаться двуглавый орел.

Так византийская символика на Руси и православная культура, отторгая традиции Золотой Орды и утверждая преемственность с "Греческим царством", помогали самоопределению народа и освобождению от чужеземного ига.

В 16 - 17 веках на русских знаменах, как на иконах и церковных хоругвях, отражая идеал мира высшего, сияющего и огненного, изображались помимо Спаса кресты с сиянием, архангелы, ангелы, восьмиконечные звезды и другие астральные знаки. Кресты символизировали победу над смертью и воскрешение. Смысл знамен состоял в том, чтобы, прежде всего, внушить уверенность в победе: на стороне русского земного воинства - Воинство Небесное! (2; 411-412)

Белый, синий и красный цвета появились как основа государственного флага не вдруг и не сразу. В стягах и знаменах русских князей и царей всегда присутствовали в том или ином сочетании, вместе или порознь белый, синий и красный цвета. Как уже упоминалось, на Донском побоище у князя Дмитрия был багряно-красный флаг. Малиновое знамя вдохновляло русское войско на победоносный последний штурм Казани в 1552 году, которым руководил Иван Грозный. Под этим же знаменем были совершены в 1687 -1689 годах походы под руководством В. Голицына против Крымского ханства - последнего оплота Золотой Орды. Малиновым было и воеводское знамя князя Дмитрия Пожарского, объединившего соотечественников против иноземных захватчиков в смутную эпоху. Наряду с красными цветами широко распространенными были синие и белые. Отчетливое государственное значение эти цвета приобретают в 17 веке. Именно тогда в столице стали встречать иностранных послов с выносом нескольких знамен белого, синего и красного цветов. (9; 17-18)