Смекни!
smekni.com

Санкции в уголовно-процессуальном праве (стр. 5 из 6)

Это единственная процессуальная санкция, которая может быть применена к правоприменителю. Все другие санкции, которые налагаются на правоприменителя за совершаемые им процессуальные правонарушения, носят не процессуальный характер, преимущественно это будут дисциплинарные санкции.

Понятие "штрафных" и "карательных" санкций разработано в общей теории права и воспринято процессуальным правом.

Карательные процессуальные санкции могут быть наложены на всех участников процесса, кроме представителей правоприменительных органов.

Процессуальные карательные санкции могут быть финансовыми и карательными, выражающимися в физическом воздействии на участников процессуальных правоотношений. В свою очередь, финансовые санкции могут быть двух видов: штрафные и имущественные.

Под имущественными санкциями мы подразумеваем, в частности, процессуальную санкцию, предусмотренную ст. ст. 106 и 118 УПК РФ, - обращение залога в доход государства.

В отличие от санкций в виде принудительного исполнения обязанности карательные санкции в первую очередь направлены на пресечение правонарушения, наказание правонарушителя и ограничение прав нарушителя правовой нормы и во вторую очередь - на исполнение обязанности. В процессуальных карательных санкциях всегда ярко выражены отрицательная оценка действий правонарушителя, его порицание со стороны государства.

Карательными (штрафными) санкциями являются штрафы, взыскиваемые судом с переводчика и специалиста при уклонении от явки или исполнения своих обязанностей, а также с граждан, нарушающих порядок судебного заседания, не подчиняющихся распоряжениям председательствующего (ст.ст. 57, 133-1, 263 УПК). Таковы же по своей природе денежные взыскания, налагаемые на поручителя, а также обращение в пользу государства залога в случаях неявки обвиняемого или подозреваемого по вызовам следователя, прокурора, суда (ст.ст. 94, 99 УПК).

Мера пресечения может рассматриваться в качестве штрафной санкции процессуальных норм. Речь идет о возможности изменения меры пресечения на более строгую, когда это вызывается обстоятельствами дела (ст. 101 УПК). Так, в ст. 93 УПК записано, "что в случае нарушения подозреваемым или обвиняемым данной им подписки (Подписка о невыезде) может быть применена более строгая мера пресечения, о чем ему должно быть объявлено при отобрании подписки." Не следует, очевидно, исключать из числа санкций процессуально-правовых норм предписание ст. 263 УПК о предоставлении суду права налагать на граждан, присутствующих при разбирательстве дела штраф за нарушение порядка в судебном заседании и другие подобные меры. Представляется недостаточно обоснованным мнение, что здесь речь идет не о процессуальном, а о материальном правонарушении, это наложение судом штрафа является реализацией санкции административно-правового характера и к процессуальной ответственности никакого отношения не имеет. Нельзя не учитывать, что взаимоотношение суда и участников судебного заседания регулируются не материально-правовыми, а процессуальными нормами, и за нарушение порядка в судебном заседании граждане могут быть подвергнуты не только штрафу, но и удалению из зала заседания. Это показывает направленность данной санкции именно на достижение конечной цели юридического процесса. Нарушение порядка в судебном заседании является процессуальным правонарушением, посягающим на процессуальные отношения, представляющие собой отклонение от требований диспозиции соответствующей процессуальной нормы. Санкция данной процессуальной нормы может не иметь процессуального характера.

Следует заметить, что штрафных (карательных) санкций, непосредственно воздействующих на правонарушителей (типичных, например, для норм уголовного права), в уголовно-процессуальном праве меньше. В подавляющем большинстве норм данной отрасли права речь идет о санкциях в виде мер восстановления законности, нарушенной противоправными действиями субъектов уголовно-процессуальных прав и обязанностей, главным образом компетентных органов государства и соответствующих должностных лиц. Такие санкции, как подчеркивалось, называются правовосстановительными.

Санкции "ничтожности" охраняют процессуальные правоотношения путем непризнания юридической силы за действиями, совершенными с нарушением требований правовой нормы.

Вопрос о существовании санкций "ничтожности" является дискуссионным. Многие ученые выделяют в своей классификации этот вид санкций, используя при этом разные названия. Так, о санкции "недействительности" в структуре правовой нормы говорит А.С. Пиголкин. А.И. Столмаков называет их "правоотрицающими".

Санкции "ничтожности" являются санкциями пассивного воздействия. Они реагируют на процессуальное правонарушение путем игнорирования противоправных действий, признавая их несостоявшимися, юридически безразличными.

Наиболее ярко наличие санкций ничтожности проявляется в процессуальных отраслях права, они отличаются особым способом воздействия на лиц, не исполнивших свои обязанности при выполнении процессуально значимых действий. Санкции ничтожности не всегда прямо сформулированы в процессуальных нормах, они вытекают из предписания правил и порядка совершения юридически значимых действий. Выполнение норм процессуального права только частично обеспечивается возможностью применения мер непосредственного государственного принуждения, таких как штрафы, принудительное исполнение обязанности. Во многих случаях такую роль выполняют: отмена незаконного акта, признание доказательства, полученного с нарушением закона, не имеющим юридической силы, отказ в приеме искового заявления (жалобы), оставление искового заявления (жалобы) без движения, отказ в совершении процессуальных действий по истечении сроков, установленных в законе, и другие.

В частности, нарушение срока может повлечь санкцию ничтожности (признание принятых решений недействительными, а полученных доказательств - не имеющими юридической силы - ч. 3 ст. 7 УПК); а также установленную законом ответственность участников процесса.

Доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального закона, являются недопустимыми, т.е. не имеющими юридической силы и не подлежащими использованию при доказывании обстоятельств, подлежащих установлению в ходе производства по уголовному делу.

Недопустимыми доказательства признаются как в случае нарушения норм УПК судом, прокурором, следователем, органом дознания и дознавателем, так и в случае невыполнения установленных УПК требований при собирании доказательств подозреваемым, обвиняемым, их защитником, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работы необходимо отметить следующее:

Санкция является обязательным структурным элементом уголовно-процессуальной нормы, предусматривающим неблагоприятные последствия, наступающие для субъекта процессуальных правоотношений в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения требований правовой нормы.

Понятие санкции и меры принуждения - несовпадающие понятия. Санкция является реакцией на нарушение закона. Меры принуждения могут выполнять и функцию предупреждения правонарушений. Кроме того, не все санкции связаны с применением мер процессуального принуждения.

Санкция находится в неразрывной связи с уголовно-процессуальным правонарушением, являющимся фактическим основанием ее применения, и процессуальной ответственностью, которая выражается через реализацию санкций.

Следует разграничивать понятия уголовно-процессуальной санкции и санкции уголовно-процессуальной нормы. Последнее включает в себя, кроме уголовно-процессуальных, санкции уголовного, гражданского, административного и дисциплинарного права, также охраняющие уголовно-процессуальные нормы от нарушений.

Основным основанием классификации санкций является способ, которым они служат охране правовых норм от нарушения. В соответствии с ним следует выделить три вида уголовно-процессуальных санкций:

- правовосстановительные, которые применяются в виде отмены или изменения незаконного акта, а также принудительного исполнения обязанности;

- карательные, выражающиеся в лишении или ограничении прав участников процесса;

- санкции ничтожности, которые обеспечивают выполнение правовых обязанностей, связанных с процессом доказывания, процессуальными сроками и порядком совершения процессуальных действий.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М., 2003. – 64 с.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (в ред. от 18 мая 2008 г.) [Текст] – СПб.: Питер, 2008. – 355 с.

3. Алексеев, С.С. Общетеоретические принципы исследования структуры права [Текст]/ С.С. Алексеев // Сов. гос. и право, 1971.- N 3.- С. 40-52.

4. Алексеев, С.С. Проблемы теории права. Т. 1. [Текст]/ С.С. Алексеев. - Свердловск, 1972.- 330 с.

5. Баранов, В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права [Текст] / В.М. Баранов. - Саратов, 1976. – 137 с.

6. Ветрова, Г.Н. Санкции в судебном праве [Текст]/ Г.Н. Ветрова. - М., 1991. - С. 160 с.

7. Громов, Н.А. Санкции ничтожности в процессе доказывания [Текст] / Н.А. Громов, С.А. Полунин // Журнал российского права. - 1999. - № 3/4. - С. 83-86.

8. Громов, Н.А. Санкции в уголовно-процессуальном праве России [Текст] / Н.А. Громов. С.А. Полунин. - М., 1998. - 152 с.