Смекни!
smekni.com

Свобода мнений, убеждений и свободное их выражение (стр. 2 из 3)

Содержание свободы слова весьма широкое. Это не только право говорить всё что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно, так и печатно, в произведениях производительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и музыке. Другими словами, это всё то, что выражает мысль человека, его устремления и надежды.

Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она сразу же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Это целая программа негативного отношения к идеям, способным взорвать здание общественного согласия. В России эти нормы призваны противостоять коммунистической идеологии, делящей общество на «передовые» и «отсталые» классы, национализму и расизму, шовинизму и антисемитизму.

Другая опасность, порождаемая неконтролируемостью свободы слова, носит фашистский характер. В Указе Президента РФ о мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации от 23 марта 1995 г. отмечается, что антиконституционная деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобретает всё более широкие масштабы и дерзкий характер, создаются незаконные вооружённые и военизированные формирования, нарастает угроза сращивания последних м некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными структурами. Указом предусматриваются меры по усилению борьбы против фашистской угрозы и предписывается органам МВД, ФСБ и др. задерживать и привлекать к ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалы, направленные на пропаганду фашизма, возбуждения социальной, расовой, национальной и религиозной розни, принимать меры к изъятию такой печатной продукции и материалов. Под контроль ставятся соответствующие собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Эти и ряд других мер направлены на запрещение и ограничение деятельности фашистского характера.

Весьма важно положения, сформулированные в ч.1 и ч.3 ст. 29 Конституции РФ: «1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова» и «3. Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». По своему содержанию понятие «убеждения» шире, чем «мнения», это понятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную на определённом мировоззрении, но и мнение может значить очень много, ибо является частью убеждений. Для демократии главное, чтобы все могли, ничего не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения меньшинства, или инакомыслящих, уважались.

Как уже отмечалось, многообразие проявлений свободы слова даёт основание отнести её в равной степени и к личным, и к политическим правам человека. Так произошло и со ст.29 Конституции РФ, первые три части которой трактуют эту свободу в личном плане, а остальные две – в политическом.

Без всякого преувеличения можно сказать, что свобода печати и информации – коренной вопрос демократии, поскольку без свободы печати нет ни гражданского общества, ни правового государства. Информированность общества и каждого человека – залог экономического и культурного прогресса. Газеты, журналы, радио и телевидение, печатные издания, свободно формируя общественное мнение, служат наилучшими гарантиями свободы народа и соблюдения конституционного строя.

Первоосновой свободы печати, как это вытекает из ч.4 ст. 29 Конституции, является права каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.

Особое место принадлежит массовой информации, которая реализуется через различные СМИ – газеты журналы и т.д. СМИ часто досаждают правительствам, находятся на острие политической борьбы в обществе, но демократическое государство не может позволить себе избавиться от этого «досадного» фактора. Конституция гарантирует свободу массовой информации. Этот общий принцип открывает дорогу для беспрепятственного создания любым лицом газет и других СМИ и распространения в них любой информации, не затрагивающей государственную тайну.

Согласно Конституции цензура запрещается. Конкретные гарантии свободы СМИ содержатся в Законе о СМИ от 27 декабря 1991 г. Ограничительные акции(юридические и фактические) Российского государства в отношении СМИ применяются намного реже, чем в зарубежных развитых странах.

В целом политика свободы мнений, убеждений и свободного их выражения в России схожа с Белоруссией. Так же хочется заметить что в конституциях обоих стран закреплён приоритет международного права, а следовательно должна соблюдаться Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., а в частности в ней провозглашены основные политические и гражданские права (ст.ст. 4-21), такие как право на свободу мысли (что для нас и нужно) совести и религии, право убежища, право на гражданство и другие.

3. Анализ законопроекта СМИ в Беларуси всемирной компанией за свободу слова ARTICLE 19

Всемирная кампания за свободу слова ARTICLE 19 подготовила Меморандум по проекту Закона Республики Беларусь «О внесении поправок и дополнений в Закон о печати и других средствах массовой информации». Данный меморандум был подготовлен по заказу Представителя ОБСЕ по свободе СМИ и содержит анализ законопроекта для обеспечения его соответствия международным стандартам относительно права на свободное выражение мнений. ARTICLE 19 выражает серьезную обеспокоенность по поводу законопроекта. По мнению правозащитников, многие его положения налагают существенные ограничения на свободу слова.

Версия законопроекта, который проанализировала данная компания, является последней версией законопроекта которую ARTICLE 19 получила в сентябре 2003 г. Комментарии основаны на неофициальном переводе законопроекта на английский язык. Материалы, содержащиеся в том документе, отражают точку зрения ARTICLE 19.

Законопроект содержит некоторые положительные особенности, включая Статью 3, которая гарантирует право на свободу мнения и выражения, Статью 4, которая запрещает цензуру, и Статью 6, которая запрещает различные ограничения на свободу СМИ. В то же время, ARTICLE 19 серьезно обеспокоен по поводу законопроекта. По её мнению многие его положения налагают существенные ограничения на свободу выражения, и общая сфера применения закона чрезвычайно широка. Одна из проблем связана с попыткой регулировать все аспекты деятельности СМИ и все секторы СМИ в одном законодательном акте. Это ведет к тому, что правовые режимы регистрации, лицензирования, аккредитации и доступа к информации неопределенно очерчены и часто неуместны. Что еще более важно, введение систем регистрации, лицензирования и аккредитации контролируемыми органами, которые не являются независимыми от государства, представляет собой чрезмерное осуществление государственного контроля над деятельностью СМИ и противоречит международным принципам свободы выражения.

Сфера применения законопроекта чрезмерно широка по множеству параметров. В начале документа печатное средство массовой информации определяется в Статье 1 (13) как печатное издание, имеющее постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страниц и распространяемое не реже одного раза в год. Хотя намерение, кажется, состоит в том, чтобы включать только истинные средства массовой информации, это положение может охватывать, среди прочего, большинство годовых отчетов различных организаций, а также разнообразные регулярные отчеты, которые никоим образом не могут классифицироваться как средства массовой информации. Статья 1 (23), определяющая средства массовой информации вообще, является также слишком широкой, включая в это понятие “любую форму периодического распространения массовой информации”. Во вторых, существуют проблемы с попыткой применить одинаковую регулирующую систему к ряду различных типов СМИ.Например, в соответствии со Статьей 11, все средства массовой информации обязаны регистрироваться. Но Статья 33 (1) говорит о том, что вещатели осуществляют свою деятельность на основе лицензии на вещание. Нет причины требовать, чтобы вещатели проходили через два различных официальных процесса для того, чтобы могли начать работать. Законопроект также охватывает "сетевые" средства массовой информации. Некоторые условия определяются для Интернет-изданий, например, то, что они являются средствами массовой информации, занимающимися сбором, хранением, обработкой и распространением информации на регулярном основании, и что их редакция офис имеет статус продюсера и дистрибутора. В то же время определение все таки включает широкий круг Интернет-коммуникаций, и попытка их регулирования является потенциально очень проблематичной. ARTICLE 19 серьезно обеспокоены любыми попытками применить регулирующие структуры, разработанные для печати и вещающих СМИ, к Интернету, и подобные усилия, предпринятые в других странах, часто приводили к конституционным проблемам.

ARTICLE 19 указывает рекомендации по этому поводу такие: определение печатных СМИ должно быть намного более точным, чтобы им были охвачены только истинные средства массовой информации. Законопроект не должен стремиться применять одинаковые регулирующие правила к печатным и вещающим СМИ.· Вещающие СМИ не должны обязываться проходить регистрацию, в дополнение к получению лицензии на вещание.· Законопроект не должен пытаться регулировать Интернет.